Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития

Игровая деятельность как средство формирования положительной мотивации инклюзивного обучения детей с задержкой психического развития
Подготовила:
учитель начальных классов
Терновых Наталья Васильевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» РФ
Слайд 2

«Без педагогической  игры   на   уроке  невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» Ш.А. Амонашвили.
Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с задержкой психического развития. У таких детей – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Поэтому проблема формирования познавательного интереса является одной из самых актуальных. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся.Повышению качества образовательных достижений обучающихся с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. Одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр.
Анализируя цели и задачи педагогической деятельности с позиций ФГОС необходимо отметить, что ранее объектом изучения на уроках являлся учебный материал, а сенсомоторная и речевая культура обучающихся – рассматривалась как база для его усвоения. Сегодня в соответствии с требованиями ФГОС в качестве одной из целей выступает целенаправленное формирование сенсомоторной и речевой культуры обучающихся.
Использование дидактической игры на занятиях позволяет добиваться следующих предметных, личностных и метапредметных результатов образования:
предметные:
-развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
-обогащение активного и пассивного словаря, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка – носителя языка;
- стимуляция визуального поиска;
- совершенствование функциональных, операциональных и мотивационных механизмов зрительного восприятия;
- расширение представлений об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка
-развитие мелкой моторики
Личностные:
- воспитание активности, самостоятельности;
- активизация познавательного интереса, формирование мотивации учебной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков – умения общаться с детьми и взрослыми;
- совершенствование приемов умственных действий – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования, конструирования;
- развитие внимания, памяти, воображения, творческих способностей, гибкости мышления.
Метапредметные:
- формирование обучающего как субъекта деятельности;
- формирование основных компонентов деятельности: целеполагания, планирования и прогнозирования, само- и взаимоконтроля, самооценки, обобщенных способов деятельности, мотивации;
- развитие социальных компетенций.
Всем нам хорошо известно, что игра для ребёнка – это прежде всего увлекательное занятие. Именно она позволяет вести учебный процесс на оптимальном уровне; создавать благоприятную эмоциональную атмосферу познавательной деятельности; развивать мышление, речь, психические функции. В игре быстрее закрепляются и углубляются знания, развивается память, что приводит к повышению мотивации обучения.
Память детей с ОВЗ характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением, мышление их носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им почти недоступно.
Коррекционно-развивающая  игра  имеет две цели. Одна из них -- обучающая, которую преследует учитель, а другая – игровая, ради которой действует сам ребенок. Важно чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали коррекцию и развитие свойств произвольного внимания. И тогда роль игры в жизни школьника будет иметь большое коррекционное воздействие и будет являться одним из эффективных методов формирования положительной мотивации к предметам.
Игры к урокам подбираются в соответствии с программными требованиями и учётом отклонений в развитии школьника. Использовать их надо на всех этапах урока. Игры постоянно повторяются и постепенно усложняются.
Характерными признаками ребенка медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Дидактические игры позволяют развивать основные свойства внимания и формировать такие мыслительные операции, как анализ и синтез на любом уроке.
Игры, которые используются на уроках конечно не новые, но наиболее эффективны.
На уроке окружающего мира часто используются такие игры, например:
Слайд 3,4
Игра «Четвёртый лишний» к теме «Природные зоны»
Слайд 5
Изучая тему «Водоёмы» используются игры «Разгадай слово».
Слайд 6
Часто используются на уроках окружающего мира кроссворды. Они расширяют кругозор, развивают логическое мышление и память. Так при изучении темы «Равнины и горы» дети с ОВЗ разгадывают такой кроссворд.
1. Самые высокие горы России.
2. У этой равнины плоская поверхность.
3. Река, впадающая в Каспийское море.
4. Самая длинная река в России.
5. Самая северная природная зона России.
6. Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай.
7. Озеро, которое внесено в список Всемирного наследия.
8. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов.
9. Самая жаркая природная зона.
10. Природная зона, которая расположена на Черноморском побережье.
11. Каменным поясом Земли назвали горы.
Слайд 7
Игра «Узнай природную зону» помогает закрепить изученный материал об особенностях растительности каждой природной зоны.
Задания на обобщение включают в себя умение из множества слов, предметов выделить «лишнее». Для устного выполнения творческих заданий этого типа детям приходится,и сравнивать, и анализировать, и использовать элементы классификации, и только затем на основе всего этого делать выводы. От них требуется не только назвать или указать «лишний» предмет, «лишнее» число и др., но и обосновать свой выбор. Например, на уроках русского языка игры такого типа используются на этапе словарной работы.
Слайд 8 «Словарные слова»
Необходимо назвать слова с непроверяемыми написаниями и выделить лишнее, записать имена существительные и указать тип склонения. Слайд 9
Слайд 10 «Узнай словарное слово»
Слайд 11 «Помоги собрать слова»
Также развивать мыслительную деятельность учащихся, повышать уровень сосредоточенности и концентрации внимания в активной деятельности помогают следующие игры: Игра «Поступай так, как я говорю». Игра «Что изменилось?», «Запомни», Игра «Найди слова в слове», «Назовите одним словом».
С целью развития воображения, речи, закрепления учебного материала используются такие игры, как «Кто больше придумает вопросов по тексту прочитанного материала?» или “Кто вспомнит больше словарных слов, терминов, характерных признаков и т.д.» Самостоятельное придумывание предложений – довольно  сложная  умственная деятельность для детей с ОВЗ. Опора на картинки, схемы помогают «сдвинуться с мёртвой точки». И здесь помогают такие задания, как «Назови как можно больше слов изучаемой части речи» или «Опиши увиденное», пользуясь словами изучаемого текста» и т.д.
Математика
Слайд 12
«Меткие стрелки» развивает не только вычислительные навыки, но и обогащает знания детей в области природоведения.
Слайд 13
На этапе устного счёта используется «Магический квадрат»
Ответы примеров после проверки устного счета также служат средством развития внимания, памяти и умений обобщать, классифицировать, находить лишнее.
Развитию невербального мышления способствует игра «Дорисуй девятое» (Показать карточки), Игра «Кто больше?» (на время)
Детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Использование игровых презентаций позволяет повторять трудный для усвоения материал неоднократно.
Игровые моменты на уроках – это и психологическая разрядка. В момент проведения игр, глаза ребят загораются, желание работать мгновенно «вспыхивает» и в этот момент происходит усвоение того материала, усвоение которого происходило с трудом при простом объяснении учителем.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ребёнок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету. Это приобретает особое значение  в   коррекционном   классе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Таким образом,  использование дидактических игр и игровых ситуаций на уроках в коррекционных классах ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества обучающихся.
В игре воспитывается наблюдательность, усидчивость, что имеет особое значение в работе с детьми, страдающими синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Дидактические игры способствуют нормализации психоэмоционального состояния обучающихся, развитию у детей психических процессов.а также помогают ребёнку преодолеть стресс, снять психическое напряжение.
Слайд 14
Источники:
Математика. 1 – 4 классы: индивидуальные карточки для учащихся, задачи-головоломки, материал для устного счёта, задания для самостоятельных работ с конструированием / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Психолого – педагогические инновации в коррекционных классах: диагностика, рекомендации, разработки уроков и внеклассных занятий/авт.-сост. Л.И. Егошкина и др. ; под ред. Проф. Ю.В. Егошина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В. П. Трушина. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПБ.: КАРО, 2006.-368 с.
6. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы. – Волгоград: Учитель, 2007. – 93 с.
7. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 269 с.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15