Программа по адаптации первоклассников к образовательной среде в ГБОУ РХ Школа-интернат для детей с нарушениями зрения


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

«ПРИНЯТО»

решением
педагогического совета
(Протокол № ____ от
«____» ___________ 2015 г.) «УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
______________________
Л.П.Зайцева
«____» _____________2015 г.



ПРОГРАММА«Адаптация первоклассников к системе начального образования в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
на 2015 — 2020 учебный год





Разработала:
Пономарева Н.Ю.
Социальный педагог







Абакан, 2015 г.
Программа "Адаптация первоклассников к системе начального образования в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»

I. Обоснование программы:
Целью педагогического процесса в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения» является создание условий для формирования гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения, обеспечивающие способность и готовность ученика к высоким достижениям для общества. Именно поэтому для нашего педагогического коллектива огромное значение имеет процесс адаптации учащегося в начальной школе. Адаптация – это процесс изменения характера связей, отношения ученика к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Степень социальной адаптации ученика в школе-интернате определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности ребенка, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, учебная активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Школьная жизнь начинается с первого класса, поэтому успешная адаптация школьников нового набора к жизни и учебе в школе является залогом дальнейшего развития каждого ученика, как личности. Очевидным становится, что ускорение процессов адаптации первоклассников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. Ведь дальнейшая учебная деятельность школьников во многом зависит от уровня адаптации к новой образовательно-воспитательной среде. Таким образом, становится очевидной необходимость поиска путей активизации социально-психологических и педагогических условий, способных обеспечить процесс адаптации учащихся нового набора. Этим и объясняется необходимость создания данной программы.
II. Цели и задачи программы:
Целью программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих успешной адаптации учащихся нового набора к образовательно-воспитательному процессу в школе.

Задачи:
Подготовка детей к новым условиям обучения;
Формирование позитивных учебных мотивов;
Установление и поддержание социального статуса учащихся в новом коллективе;
Создание дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время;
Предупреждение и снятие у детей психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
III. Этапы реализации программы
Работа по реализации программы рассчитана на первый год обучения учащихся в школе осуществляется в 3 этапа.
Сроки реализации Задачи
I этап (сентябрь, октябрь) · Оценить соматический, психологический и социальный статус детей нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в школе; · Оказать социально-психологическую поддержку вхождения детям в новую образовательно-воспитательную среду.
II этап (ноябрь, декабрь) · Выявить основные проблемы адаптации учеников к новым образовательным условиям и указать пути их решения; · Определить способы устранения имеющихся противоречий;· Внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.
III этап (январь, июнь) · Использовать полученную информацию для проведения семинаров классных руководителей, индивидуальных и групповых консультаций педагогов (ПМПК) с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе, а также определение дальнейшего образовательного маршрута.· Организовать коррекционно-просветительскую работу с учащимися для формирования сплоченных ученических коллективов и помощи дезадаптированным учащимся. · Проводить консультации и просвещение родителей первоклассников, не адаптировавшихся к учебе в школе.

IV. Модель адаптации учащихся нового набора:
Цель модели: способствовать формированию социально-психологической устойчивости учащихся нового набора к новым учебно-воспитательным условиям и спрогнозировать их дальнейшее развитие.

Задачи модели:
Оценить общее состояние адаптации учащихся нового набора и факторов, влияющих на его качество.
Исследовать содержание, качество и организацию адаптации учеников, готовность к учебной деятельности.
Определить мотивацию, перспективы и отношение к образованию.
Для реализации поставленной цели разработаны следующие направления модели:
Психологическая адаптация и формированием новых учебных установок.
Социальная адаптация, затрагивающая взаимодействие и привыкание к новым условиям, к новому статусу.
Педагогическая адаптация, связанная с особенностями приспособления учащихся к новым учебно-воспитательным условиям.


Задачи Механизм решения задач Ответственные
1. Психологическая адаптация (мое Я)
1. Помочь первоклассникам раскрыть своеобразие своей личности. 2. Воспитывать потребность в самопознании и самооценке. 3. Диагностировать состояние здоровья учеников, их индивидуальные особенности 1. Психодиагностика, анкеты, тесты, беседы. 2. Знакомство с рациональными способами освоения различных предметов. 3. Индивидуальная работа с детьми: · обсуждение индивидуальных трудностей;· выработка позитивного отношения к временным неудачам. · Социально-психологическая служба · Классные руководители · Воспитатели · Медицинские работники
2. Социальная адаптация · Я и коллектив · Я и социум
1. Организовать регулярное изучение состояния социально-психологического климата в ученических классах нового набора.2. Помочь раскрыть каждому ученику своеобразие и богатство своей личности.3. Способствовать сплочению коллектива, привлечение органов ученического самоуправления к адаптации учащихся нового набора.4. Поддерживать и развивать инициативы первоклассников.5. Способствовать адаптации учащихся к жизни в интернате.6. Создание положительного эмоционального фона для взаимопонимания с родителями.7. Вовлечение учащихся в работу школьных внеклассных и классных мероприятий. 1. Ознакомление учащихся с Уставом школы.2. Участие учеников в школьной «Думе».3. Вовлечение учеников в систему дополнительного образования, общественную жизнь школы, интерната.4. Создание информационного пространства (стенгазеты, доска объявлений ), освещающего жизнедеятельность школы.5. Групповые и общешкольные родительские собрания, индивидуальная работа с родителями.
6. Привлечение первоклассников в кружки, секции, студии и др.
· Заместитель директора по ВР· Социальный педагог· Педагоги дополнительного образования· Классные руководители· Родители· Сотрудники ОДН·Администрация. Школьный совет «ДУМА»
3. Педагогическая адаптация · Я и учебное заведение · Я и учеба
1. Познакомить с нормативно-правовыми документами образовательного учреждения.2. Провести вводный инструктаж по ТБ.3. Определить степень сформированности у учащихся общеучебных умений и навыков.4. Выявить уровень адаптации учащихся к учебной нагрузке.5. Взаимодействовать с учителями начальных классов с целью изучения особенностей адаптации к ним учащихся и специфики адаптации каждого учителя начальных классов к классу учащихся нового набора.6. Обеспечить соблюдение оптимальных санитарно-гигиенических условий в образовательном учреждении.7. Способствовать выработке сознания учащихся на необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм и правил поведения. 1. Знакомство с Уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, правилами проживания в интернате и др.2. Анкетирование, беседы, наблюдения, социологические опросы.3. Изучение расписания занятий, выявление степени занятости учеников во внеурочное время, анализ объема домашнего задания на один день (Месячник «Начальных классов»).4. Активизация процесса самоподготовки к занятиям.5. Рекомендации (памятки) учителей начальных классов по учебной организации труда.6. Проведение индивидуальных консультаций с родителями, классных родительских собраний.7. Выявление условий освещенности учебных классов, качество ежедневных и генеральных уборок.8. Организация здорового питания. ·Администрация· Заместители директора по УР, ВР, АХЧ· Социальный педагог· Классные руководители· Воспитатели·Педагог - психолог· Родители


4. Профессиональная адаптация (Я и моя профессия)
1. Способствовать развитию профессионального самоопределения согласно программе профориентации учебного заведения. 1. Проведение воспитательных мероприятий.2. Встреча с выпускниками.3. Проведение мероприятий в рамках «Неделя профориентации».4. Анкетирование, беседы. · Заместитель директора по ВР и УР· Социальный педагог· Классные руководители· Педагог-психолог
Воспитатели
V. План мероприятий на период адаптации
Содержание работы Сроки Ответственные
I. Аналитико-диагностическое направление.
1. Изучение личных дел учащихся.2. Анкетирование родителей.3. Составление социальных паспортов.4. Определение мотивации обучения.5. Выявление разносторонних интересов, коммуникативных навыков.6. Определение степени установки на ЗОЖ. сентябрь декабрь-январь май-июнь Социальный педагогКлассные руководители
Завуч по ВР, УВР
Педагог-психолог
II. Организация учебного процесса.
Взаимодействие с учителями начальных классов с целью изучения особенностей социально-психологической адаптации к специфике учебных предметов:а) определение программы обучения каждого ученика, в соответствии с рекомендациями ПМПК;б) анализ объема домашнего задания;в) изучение расписания занятий;г) посещение уроков. В течение года Завуч по ВР, УВРПредседатель пофсоюзного комитетаКлассные руководители
Педагог-психолог
Соц. педагог
III. Организация воспитательной деятельности.    
1. Вовлечение учащихся в деятельность секций, кружков, клубов, студий.2. Ознакомление с действующими кружками и секциями города.3. Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.4. Воспитание гражданина, патриота своей Родины.5. Формирование навыков ЗОЖ.6. Формирование эстетических ценностей.7. Привитие трудовых навыков.8. Участие в общешкольных и городских мероприятиях. Сентябрь В течение года Руководитель физического воспитанияПедагоги дополнительного образованияКлассные руководителиЗаместитель директора по ВРШкольный Совет «ДУМА»
IV. Привлечение органов школьного самоуправления к адаптации первоклассников.
Проведение различных мероприятий для учеников первого класса.
Помощь в подготовке уроков.
Помощь в адаптации к школе. В течение года Школьный совет «ДУМА».
V. Организация информационного обеспечения учащихся нового набора и классных руководителей.
1. Выпуск информационных стендов в классе.
2.Выпуск информационных стендов в холле школы.
3. Выпуск информационных стендов в интернате.
4. Проведение общешкольных линеек. В течение года Школьный совет «ДУМА»Редакция стенной школьной газеты.
Совет интерната.
Администрация школы.
VI. Взаимодействие с родителями.
1. Родительские собрания (классные, общешкольные).2. Индивидуальные консультации.3. Взаимодействие родительского комитета класса и школы с администрацией школы. В течение года Классные руководителиЗавуч по ВР, УВР
Педагог психологСоциальный педагогЧлены родительского комитета

VII. Организационные мероприятия по адаптации учащихся к новым жилищно-бытовым условиям проживания в интернате.
1. Вселение в интернат иногородних детей.
2. Знакомство с правилами проживания в интернате, правилами ТБ и ПБ.3. Контроль за соблюдением правил проживания в интернате.
4. Соблюдение режимных моментов, личной гигиены и здорового образа жизни. Сентябрь-октябрьВ течение года Классные руководителиЗавуч по ВРСтарший воспитатель общежития
ВоспитателиСоциальный педагог
VIII. Социально-психологическое сопровождение учащихся, родителей.
1. Психологическое сопровождение с первых дней учащихся нового набора.
2. Посещение уроков.
3. Коррекционная работа.
4. Изучение социального статуса всех первоклассников.
5. Составление социального паспорта школы. В течение года Социальный педагог
Педагог психолог
IX. Контроль за реализацией программы адаптации первоклассников к системе начального образования в ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
1. Отчеты специалистов на планерке у директора.
2. Проведение совещаний.
3. Заседания МО начальных классов.
4. Проведение ПМПК.
5. Проведение Совета по профилактике (по необходимости) В течение года АдминистрацияЗаместитель директора по ВР, УРПредседатель МО начальных классов
Ожидаемые конечные результаты: приспособленность учащихся к новой образовательной среде без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой. Положительная мотивация к обучению в данной школе и классе. Хорошая успеваемость по учебным предметам.