Выявление и развитие физических способностей у детей с нарушениями зрения.


Выявление и развитие физических способностей обучающихся через систему секций и использование возможностей
физкультурно – спортивных организаций
Процесс обучения в нашем учебном учреждении представляет организованную деятельность педагогов и обучающихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности в целях достижения образовательного результата в соответствии с требованиями ФГОС.
Основной целью процесса обучения является создание условий для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся, выявление и развитие способностей обучающихся через систему физкультурно-спортивной деятельности, посещение секций и через использование возможностей физкультурно-спортивных организаций.
Работая в школе-интернате для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учителем физической культуры, на уроках создаю специальные условия, для развития каждого воспитанника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, для удовлетворения индивидуального творческого саморазвития и самосовершенствования. Через формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни в своей работе уделяю большое вниманию укреплению физического и духовного развития: спортивные праздники, соревнования, творческая - проектная деятельность. Реализую дополнительные адаптированные образовательные программы для учащихся с двигательными нарушениями, обусловленные социальным заказом детей и их родителей. На занятиях развиваю у детей устойчивую мотивацию к созиданию, обучению и самообразованию через проектную дельность учащихся, оформление буклетов и презентаций, папок-раскладушек. Комплексное тестирование физических качеств помогает выявлять и развивать у детей с ОВЗ способности к физкультурно-спортивной деятельности. Оказываю помощь в реабилитации детей-инвалидов, провожу индивидуальные коррекционные занятия, консультации для участников образовательного процесса, развиваю и поддерживаю их спортивные способности и интерес к физической культуре, применяя различные формы организации урочной и внеурочной деятельности: спортивные праздники с привлечением студентов УлГУ факультета адаптированной физической культуры. В своей работе сотрудничаю с родителями, приобщая их к учебно-воспитательному процессу. Вместе с детьми они принимают активное участие в общешкольных соревнованиях. Воспитываю у учащихся сознательное и активное отношение к физической культуре, путем разъяснительной работы, убеждаю обучающихся в том, что физические упражнения являются средством укрепления здоровья и средством ликвидации двигательных дефектов. В своей работе применяю прием «успеха», акцентирую внимание на успехах занимающихся, т.к. такой подход способствует воспитанию у детей уверенности в своих силах: поощрение грамотами и памятными подарками.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы направлена мной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.
На занятиях физической культуры проводится полноценная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Мною используется дифференцированная нагрузка и индивидуальный подход к каждому ученику. На занятиях органически сочетаю общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на уроке. На начальном этапе занятий большой акцент делаю на общеразвивающие упражнения, затем постепенно увеличиваю уровень специального воздействия. Также на занятиях применяю задания активно-двигательного характера, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся: подвижные и спортивные игры для детей со зрительными депривациями.
В школе организованы занятия по лечебной физической культуре, динамические перемены, физкультминутки на уроках, которые способствуют эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Как одно из условий организации физкультурно-оздоровительной деятельности на развитие физических качеств является разработанные мною методические рекомендации: комплексы утренней зарядки, комплексы физкультминуток, подвижные и спортивные игры во внеурочное время, комплексы упражнений на профилактику и коррекцию различных заболеваний.
Ежемесячно провожу спортивно-оздоровительные мероприятия: соревнования по адаптивным видам спорта, дни здоровья, олимпиады и т.п.
На базе нашей школы организована работа спортивной секции, направленная на общую физическую подготовку обучающихся, созданы все условия для эффективного ее функционирования. Проводятся учебно-тренировочные сборы по адаптивному спорту. Воспитанники школы принимают участие во Всероссийских соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, лыжному спорту, дзюдо, занимая высшие ступени пьедестала. Наша школа тесно сотрудничает с другими спортивными учреждениями: спорткомплекс «Торпедо», «Автомобилист», «Спартак», что позволяет обучающимся с нарушениями зрения лучше адаптироваться в социуме.
Данный опыт может быть использован учителями физической культуры, работающих с детьми с ОВЗ. Организация и создание условий на занятиях физической культуры и внеурочной деятельности способствуют выявлению и развитию физических способностей обучающихся для достижения высоких спортивных результатов на региональном и Всероссийском уровнях, что является условием успешной социализации детей с ОВЗ.