ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТА В ПУБЛИЦИСТИТЕЧКОМ ТЕКСТЕ

Ворожейкина Д. А.
г. Коломна, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭПИТЕТА В ПУБЛИЦИСТИТЕЧКОМ ТЕКСТЕ

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению особенностей функционально-стилистических особенностей эпитета в публицистическом (газетном) тексте. В ней предлагается практический анализ явления на материале американских газет высокого качества.

Ключевые слова: эпитет, публицистический текст

На сегодняшний день средства массовой информации, оказывающие максимальное воздействие на читателя, занимают особое место в мировом информационном пространстве. Самым мощным приемом влияния на аудиторию считается одна из разновидностей публицистического текста – газетная статья, которой присуще выражение субъективно-оценочного отношения автора к содержанию текста. Эта характеристика вытекает из функции газетных статей – повлиять на реципиента и вызвать у него реакцию, желательную для журналиста, поэтому их содержанием обычно становятся животрепещущие события. Однако газетный текст так же выполняет и другую функцию, просвещая читателя, – популяризаторскую, - и сообщает о новых научных открытиях, прогрессе и новинках техники, событиях в политической жизни общества и пр. Для более экспрессивного выражения новостей, для привлечения читателей и вызова у них соответствующей реакции авторы использую различные выразительно-изобразительные средства, среди которых особое место занимают эпитеты.
Согласно И.Р. Гальперину, эпитет это выразительное средство, основанное на выделении качества, признака описываемого явления, которое оформляется в виде атрибутивных слов или словосочетаний, характеризующих данное явление с точки зрения индивидуального восприятия этого явления [1].
В данной статье мы рассмотрим газетные тексты «качественных» (quality papers’) американских газет, на страницах которых можно увидеть разное соотношение стилистически окрашенных слов и словосочетаний. Так, например, «качественные» газеты характеризуются некрикливой версткой, умеренными по величине шапками и заголовками, довольно сжатым объемом иллюстраций. К их числу относятся The New York Times, The Washington Post, Houston Chronicle, The Boston Globe.
Принимая во внимание, что эпитет представляет собой выразительное средство, характеризующее описываемое явление с точки зрения индивидуального восприятия его автором с помощью выделения качества и признака данного явления, он может выполнять такие функции, как:
придание тексту экспрессивности;
выражение субъективно-оценочного отношения автора к предмету;
выделение главного признака описываемого предмета
усиление воздействия на читателя;
придание предмету несвойственного ему признака;
замена грубого выражения политкорректным [2].
Всего нами было проанализировано 46 газетных статей из 4 газет высокого качества, в которых было рассмотрено 60 случаев употребления эпитетов, которые выполняли в текстах следующие функции:
придание тексту экспрессивности (workmanlike atmosphere, personally sold out administration, burning bush kind of moment 8 случаев употребления эпитетов, что составляет 13,3% от общего объема рассмотренных случаев;
выражение субъективно-оценочного отношения автора к предмету (robust accord, icy relationship, the greatest man-made danger): 18 случаев, или 30%;
выделение главного признака предмета (constructive relations, resilient countries, friendly countries): 29 случаев, или 48,3%;
усиление воздействия на читателя (constructive footing, reflective yellow vests, bright jacket): 3 случая, или 5%;
придание предмету несвойственного ему признака (troublesome resolutions): 1 случай, или 1,7%;
замена грубого выражения политкорректным (hybrid warfare): 1 случай, или 1,7%.
Таким образом, изучив функционально-стилистические функции эпитета в статьях «качественных» газет, мы пришли к выводу, что преобладающими являются выделение главного признака предмета или явления и выражение субъективно-оценочного отношения автора к описываемому предмету или явлению. Это объясняется тем, что высококачественная пресса характеризуется отсутствием эмоциональных элементов языка как лексических, так и синтаксических в составе высказывания. Следует отметить тот факт, что практически половина эпитетов, использованных для придания экспрессивности и усиления воздействия на читателя, были обнаружены в цитатах деятелей политики. Следовательно, автор, используя данные эпитеты как стилистическое средство, является объективным источником предоставления информации, ссылаясь лишь на цитаты и высказывание. Однако и этот прием является примером прямого воздействия на читателя и косвенного выражения автором своего мнения.
На основании выше сказанного, мы можем сделать вывод, что эпитет, выполняя свою оценочную функцию в публицистическом тексте, всегда, даже вопреки воли автора, раскрывает его подлинную идейно-политическую установку.
Список литературы
Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 1958. – 459 с.
Гальперин И.Р. Стилистика английского языка. 2-е издание Издательство: м.: Высшая школа, 1977. – 334 с.
Houston Chronicle [Электронный ресурс]Режим доступа [URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
The Boston Globe. [Электронный ресурс] Режим доступа [URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
The New York Times. [Электронный ресурс] Режим доступа [URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
The Washington Post [Электронный ресурс] Режим доступа [URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]