РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.12 Информатика и ИКТ по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)» (базовый уровень)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. А.И. СТЕЦЕНКО»


Согласовано:
Зам директора по УР
________Баландина С.П.
«____»____________2013 г.


Утверждаю:
Директор ГАОУ СПО
«ОТТ имени А. С. Стеценко»
____________Горшенин В.И.
«____»____________2013 г.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДП.12 Информатика и ИКТ
по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)»
(базовый уровень)










г. Орск, 2013 г.


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230401 «Информационные системы (по отраслям)» (приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 688 от 23.06.2010г.)(базовая подготовка)




Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Орский технический техникума имени А.И. Стеценко»




Разработчик:

Преподаватель________ Зонтова Н.А.

Рассмотрена
на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин естественнонаучного цикла
протокол № ____от «____» _____ 2013 г.
председатель ______Ланеева Л.Ю.

Методист _______________ Синотова Т.А.
 
СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



условия реализации учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





1. паспорт Примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12 Информатика и ИКТ

1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 230401 «Информационные системы (по отраслям). Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области работников социальной сферы обслуживания.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в Математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;

использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;

использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;

получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;

применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;

применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;

устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;

методы и приемы обеспечения информационной безопасности;

методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;

основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Всего
1 полугодие
2 полугодие

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90



Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
30
30

в том числе:




теоретические занятия
30
18
12

практические занятия
30
12
18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30



Промежуточная аттестация в форме экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.12 Информатика и ИКТ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2

4

Введение
Содержание учебного материала:




Роль и значение вычислительной техники в современном обществе и профессиональной деятельности. Области применения персональных компьютеров.
2
1

Раздел 1.
Программное обеспечение вычислительной техники, базовые системные программные продукты



Тема 1.1.
«Операционная система Windows»
Содержание учебного материала:




Программный принцип управления компьютером. Операционная система: Назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Файловые менеджеры. Программы-архиваторы
Операционная система Windows, основные функции, базовые элементы графической оболочки, работа с окнами, файловая система. Пакеты утилит для Windows..
4
1


Практическое занятие:
Работа в графической оболочке ОС Windows, работа с файловой системой в программах «Мой компьютер» и «Проводник».
Установка программного продукта. Одновременная работа с несколькими приложениями (например, калькулятором и текстовым редактором типа WordPad).
4
2


Самостоятельная работа обучающихся:
1. Изучить базовые элементы ОС Windows: рабочий стол, панель задач, пиктограмма, ярлык, каталог, файл, стандартные программы, панель управления, работу в программах «Мой компьютер» и «Проводник».
2
3

Тема 1.2. «Защита информации от несанкционированного доступа. Антивирусные средства защиты информации»
Содержание учебного материала:




1. Защита информации от несанкционированного доступа. Криптографические методы защиты. Защита информации в сетях.
2. Защита информации от компьютерных вирусов. Компьютерные вирусы: методы распространения, профилактика заражения. Антивирусные программы
4
1


Практическое занятие:
Осуществить защиту данных каким-либо из способов; провести тестирование компьютера на наличие компьютерных вирусов.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить способы защиты информации; способы профилактики компьютерных вирусов и борьбы с ними.
2
3

Раздел 2.
Пакеты прикладных программ



Тема 2.1.
«Текстовый процессор MS Word»
Содержание учебного материала




Текстовый процессор Word. Создание текстового документа.Правила создания и форматирования таблиц текстового документа, создание сложных документов через таблицу.
Работа с объектами, редактор формул, списки, колонки, автооглавление и другие возможности Word.
4
1


Практическое занятие:
Создание текстового документа, шрифтовое оформление. Форматирование абзацев текста. Работа с графическими объектами и редактором формул.

Создание и форматирование таблиц в текстовом документе. Создание сложных документов через таблицу.
Создание текста многоуровневыми списками, колончатый текст, автооглавление.
6
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить приёмы создания сложных документов, преобразования теста в таблицу и таблицы в текст.
Изучить приёмы создания многоуровневых списков и колончатого текста, с переходами к разному количеству колонок на одной странице.
4
3

Тема 2.2.
«Электронная таблица MS Excel»
Содержание учебного материала




Электронная таблица Excel. Основные понятия ЭТ: ячейка, адрес ячейки, строки, столбцы, ссылки, типы данных.
Формулы и функции ЭТ. Мастер диаграмм. Автоматическая обработка данных.
4
1


Практическое занятие:
Создание электронных таблиц, форматирование, выполнение вычислительных расчётов по формулам, использование маркеров курсора выделения и копирования данных.
Использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок формул для выполнения вычислительных расчётов с копированием формул по строкам и столбцам.
Выполнение вычислительных расчётов с помощью мастера функций и построение диаграмм для данных таблиц. Выполнение расчётов с помощью логических функций и построение диаграмм для данных таблиц.
Автоматизированная обработка списочных данных: сортировка, примечания, фильтрация, группировка.
8
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Изучить использование абсолютных, относительных и смешанных ссылок формул для выполнения вычислительных расчётов с копированием формул по строкам и столбцам.
Изучить способы использования и формирования логических функций. Выполнить практическую письменную работу по решению задач.
Изучить способы создания и редактирования диаграмм для табличных данных.
6
3

Тема 2.3.
«База данных MS Access»
Содержание учебного материала




Система управления базами данных Access. Объекты базы данных. Создание таблиц, поля и записи, ключевые поля, типы данных, свойства данных, межтабличные связи.
Назначение, свойства, режимы создания: форм, запросов и отчетов.
4
1


Практическое занятие:
Создание базы данных из одной и нескольких таблиц, установка межтабличных связей, защита базы данных паролем.
Заполнение таблиц базы данных с помощью форм.
Использование запросов для отбора данных по установленным критериям. Создание отчётов.
6
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнить письменную практическую работу по определению типа данных, ключевого поля и связи таблиц.
Выучить режимы создания запросов, изучить способы формирования условий отбора. Выучить режимы создания отчётов. Разработка отчётных форм документов.
4
3

Тема 2.4
«Электронная презентация MS Power Point».
Содержание учебного материала




Презентационная графика Power Point. Создание электронных презентаций разных структур слайдов, настройка анимации и смены слайдов, управляющие кнопки и гиперссылки.
2
1


Практическое занятие:
Создание презентации разных структур слайдов, настройка анимации и смены слайдов, использование управляющих кнопок и гиперссылок для перехода по слайдам.
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить основные команды по созданию электронной презентации. Изучить способы настройки смены слайдов и анимации информации, перехода между слайдами.
Создать электронную презентацию по предложенной тематике и выступление с ней на внеклассном мероприятии или занятии по выбранному предмету.
4
3

Раздел 3.
Компьютерные вычислительные сети и сетевые технологии обработки информации



Тема 3.1.
«Информационно-поисковые системы»
Содержание учебного материала




Классификация вычислительных сетей, сетевые технологии.
Структура сети Internet. Назначение протоколов. Интернет как единая система ресурсов: WWW, электронная почта.Информационные ресурсы. Поиск информации.
Правила и порядок использования информации для решения задач профессиональной деятельности; поиск необходимой информации в типовой информационно-поисковой системе.
6
1


Практическое занятие:
Работа с типовой профессиональной информационно- поисковой системой или ее демоверсией
2
2


Самостоятельная работа обучающихся:
Выучить типы каналов связи и режимы передачи данных, основные аппаратные устройства компьютерных сетей.
Выучить типы и топологические структуры локальных вычислительных сетей.
Выучить основные протоколы ресурсов сети Интернет. Изучить работу сети Интернет в режимах Online (www) и Offline(e-mail).
Выполнить поиск заданной информации в типовой информационно-поисковой системе.
8
3

Всего:




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и/или информационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
Компьютерная техника
компьютерный класс, оснащенный IBM –совместимыми компьютерами с объемом оперативной памяти не менее 64 Мб, работающими в среде операционной системы Windows XP;
мультимедиа-проектор.
Программное обеспечение
Компьютерный класс должен быть обеспечен необходимым минимальным количеством программного обеспечения, включающего в себя:
системное программное обеспечение (ОС Windows XP);
пакет прикладных программ MS Office.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Истомина И.Г. Информатика. Техническая графика: учебное пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений. – М.: Издательский центр «Мир», 2008.
Информатика: Учебник для среднего профессионального образования. Изд. 2-е, испр./ Михеева Е.В., Титова О.И., - ИЦ «Академия», 2008.
Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – ИЦ «Академия», 2010.
Информатика 10-11 класс. Базовый курс. Теория / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2010.
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.


Дополнительные источники:
Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с., ил.
Информатика: Практикум по технологии работы на компьютере/ Под ред. Н.В. Макаровой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. -= 256 с.: ил.
Простейшие методы шифрования текста/ Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007 – 32 с.
 Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 246 с.: ил.
Тексты демонстрационных тестов по информатике в форме и по материалам ЕГЭ 2004-2011 гг.
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Интернет-ресурсы:
http://www.comppost.bip.ru/ Разнообразная литература по компьютерной тематике.
http://www.softarea.ru/ Каталог компьютерных программ.
http://www.iworld.ru/ Электронная версия журнала "Мир Internet".
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ Электронное пособие по созданию презентаций в Power Point.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]/ Статьи, книги, учебные материалы по информатике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронные презентации

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Промежуточная аттестация проходит в форме экзамена.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


Выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ
Выполнение практических работ, защита самостоятельных проектных заданий

Использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией
Выполнение практических работ

Использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах
Выполнение практических работ, защита самостоятельных проектных заданий

Обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники
Выполнение практических работ, защита самостоятельных проектных заданий

Получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях
Выполнение практических работ

Применять графические редакторы для создания и редактирования изображений
Выполнение практических работ, защита самостоятельных проектных заданий

Применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций
Выполнение практических работ

Знания:


Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ
Выполнение практических работ, компьютерное тестирование

Основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации
Тестирование, выполнение домашних работ

Устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации
тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

Методы и приемы обеспечения информационной безопасности
тест, фронтальный опрос, собеседование, внеаудиторная самостоятельная работа

Методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации
Выполнение практических работ, компьютерное тестирование

Общий состав и структура персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем
Выполнение практических работ, компьютерное тестирование

Основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность
Выполнение практических работ, компьютерное тестирование











13PAGE 15






Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415