Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме Словосочетание и предложение» по учебнику А.Д. Шмелёва. Учитель Агафонова Марина Сергеевна. Тема: «Словосочетание и предложение».


Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание и предложение» по учебнику А.Д. Шмелёва.
Учитель Агафонова Марина Сергеевна. 
Тема: «Словосочетание и предложение».
   Цели  урока:
Закрепить  сведения  о  словосочетании  как единице  синтаксиса.
Упрочнить понимание различия словосочетания и предложения.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с раздаточным материалом по теме, рабочая (классная) доска.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
При общении мы используем предложения, они складываются из слов и словосочетаний.
Предложение имеет законченную мысль, даже если оно состоит из одного слова. Показываю на примеры, записанные мелом на доске.
Ночь. Вечереет. Это два коротких предложения.
(Мы представляем картину ночи или наступление вечерней тьмы).
Я буду внимательно изучать правила русского языка.
(Повествоват., невосклицат, распространенное, простое, с однородн член ,.).
Итак, предложение может быть длинным или коротким, но оно всегда имеет законченную мысль
Что же такое словосочетание?
Словосочетание не имеет законченной мысли, но в нем слова связываются лексической - смысловой и грамматической связью –они стоят в одном числе, роде и падеже: старый(прилагательное -мужского рода, единственного числа) замок (существительное, муж.р., ед. ч.).
Закрепление материала.
Выполняем упражнение 10, стр. 16.(Учебник Русс яз. 5 кл. 2 ч. Шмелев)
Нужно составить словосочетания со словами, определить, передают ли ни законченную мысль…
дом (какой?) кирпичный глаза (какие?) зеленые
дом (из чего?) из кирпича глаза(чьи?) соседки
Пояснение учителя…
Мы видим только характеристику предмета и его принадлежность, но не понимаем что с этим всем происходит дальше…Следовательно в словосочетании мысль не закончена.
Читаем вслух правило из учебника на стр. 17, Предлагаю простым карандашом выделять в тексте ключевые моменты (грамматическая основа, главное и зависимое слово, подчинительная связь, не являются словосочетаниями…
Правило на стр. 18 выучить наизусть!
Выполняем упр.12, стр 18 устно. Определяем, сколько словосочетаний можно найти в предложениях. Вернусь поздно-вернусь главное слово…
Много работы.
Вопрос ученикам, почему бабушка придет-не словосочетание?
Главные члены предложения не явл. словосочетаниями.
Упр 13 выполняем на доске. Вызываю трех учеников. Каждый пишет в своем столбике 1-словосочетания из текста, 2-формы существительного с предлогом, 3 фразеологизмы. Фразеологизмов в упр.-9
Упр.14 устно. Облетает горы, вздрагивает и озирается, греет больное, он очень.
Домашнее задание: упр. 15, (1, 2, 3)-устно, правила выучить наизусть (стр17-то, что выделили, стр. 18).Придумать и записать три примера своих словосочетаний в тетрадь.