Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Учусь принимать решение


Муниципальный орган управления образованием Управление образованием городского округа Красноуфимск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 7»
Принята на педагогическом совете
Протокол №1от 29.08.2014г.
С изменениями и дополнениями
От 29.03.2015г., протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ:
Приказ №121/3 – ОД «29» августа 2014 г.
Директор муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Основная школа №7»
____________________ Третьяков Ю.Е
подпись руководителя учреждения
Изменения и дополнения утверждены
Приказом «29» марта 2015г. №121/3 - ОД
РАБОЧАЯПРОГРАММА
курса «Учусь принимать решения»
(внеурочная деятельность)
Класс (годы) 4 класс, 2014 – 2015г
СОСТАВИТЕЛИ:
Соколова Е. М. - высшая квалификационная категория, учитель начальных классов;
Павлова Т.А. – 1 квалификационная категория, учитель начальных классов;
Гайсина Д.Н. – 1 квалификационная категория, учитель начальных классов;
Стругова Т.Б. - 1 квалификационная категория, учитель начальных классов.
ГО Красноуфимск, 2015 г
Оглавление
Стр. 1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
2. Общая характеристика учебного курса………………………………………………… 4
3. Описание места учебного курса в учебном плане..……………………………………………… 6
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса……………………………………………….. 7
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса………………….………….……….. 8
6. Содержание учебного курса………………………………………………….. 16
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельностиобучающихся (4 класс)…………… 17
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности…………………………………………….22
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Учусь принимать решение» для 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 (с изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования от 06 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями);
Программа курса Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решение» для обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011г., регистрационный № 19993);
Образовательная программа начального общего образования МБОУ ОШ 7 на 2011-2015г, утвержденной приказом директора от 29 .08.2014 № 121/3-ОД, с изменениями дополнениями от 30.03.2015г., приказ № 39/1 – ОД
Общая характеристика учебного курса
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общегообразования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения вначальной школе является способность выпускников решать учено-практические и учебно-познавательные 
задачи на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых иинформационных системах;
- умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;
- обобщенных способов деятельности;
- коммуникативных и информационных умений.
Главной целью введения ФГОС начального общего образования является повышение качества образования. Основными целями начальной школы становятся умения ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и уметь оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять своё здоровье.
Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает нетолько освоениемладшими школьниками системы 
опорных предметных знаний иумений, но и становление их учебной самостоятельности.
Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочнаяработа. Цель комплексной проверочной работы – оценка достиженияпланируемых результатов выпускников начальнойшколы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программавпервые вводится в практику работы начальной школы.
Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда ушкольников происходит переходот обучения чтениюк чтению для обучения.Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания.
Структура комплексной работы включает один источник информации и три-четыре задания к нему на проверку метапредметных результатов. В пособии помещены рекомендации по оценке выполнения заданий, план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания и баллов за его выполнение.
Содержание текстов и заданий компетентностно-ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускниковначальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразныхзаданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.
Практически все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);
- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);
- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).
Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий, полный перечень которых мы поместили в приложении.Результаты выполнения каждого задания оцениваются по трёхбалльной шкале: полное выполнение, частичное выполнение, невыполнение. При анализе работы приоритетным становится не процент выполнения заданий, а допущенные ошибки и качественное описание возникших трудностей и проблем. Рекомендации по выполнению и анализу комплексной работы приведены в приложении.
Кроме выполнения заданий самой работы, ученику предлагается выполнить самооценку собственной работы и определить самое трудное задание. Эти простейшие оценочные и рефлексивные умения имеют большое значение для дальнейшего обучения.
Таким образом, информация позволит учителю проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого:выявить несоответствия в качестве освоения каждого универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;
оценить степень развития метапредметных результатов каждого ученика в течение обучения;реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметный результатов на уроках и во внеурочной деятельности;добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.
Цель курса:
Формирование универсальных учебных действий (УУД), развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Развитие познавательной активностиобучающихся как важнейший компонент любой деятельности человека.
Формирование познавательных результатов, заявленных в «Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
Повышение мотивации обучения, реализация способностей, возможностей, потребностей и интересов ребёнка.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности);
Формирование позитивной самооценки, самоуважения;
Формирование способности к организации деятельности и управлению ею (целеустремленности и настойчивости; навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;умения самостоятельно и совместно принимать решения).
Формирование умения решать творческие задачи;
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Описание места учебного курса в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Учусь принимать решения» представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий, включает 34 занятия: одно занятие в неделю. Курс относится к социальному направлению.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате курса внеурочной деятельности «Учусь принимать решение» по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы универсальные учебные действия, а также личностные, метопредметные результаты как основа умения учиться.
Личностные:
У него будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты изучения курса.
Регулятивные:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей иусловиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватнойретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой иумственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные: 
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебныхзаданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемыдля решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных инесущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, егостроении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделениясущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные: 
Выпускник научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, втом числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позициюпартнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций всотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнерзнает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различныхкоммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владетьдиалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
1. находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
2. определять тему и главную мысль текста;
3. делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
4. вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
5. сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
6. понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
7. понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
8. понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
9. использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
10. ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
1. высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
2. оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
3. на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
4. участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формы занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Виды деятельности.
Игровая, познавательная.
Дидактический материал.
Курс поддержан комплектом дидактического материала «Учусь принимать решения».
Содержание учебного курса
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (10 часов)
Нахождение в тексте конкретных сведений,фактов, заданных в явном виде; определение темы и главной мысли текста; деление текстов на смысловые части, составление плана текста; упорядочивание информации по заданному основанию; сравнениеобъектов по двум-трём существенным признакам; понимание информации, представленной в неявном виде; понимание информации, представленной разными способами: словесно, в таблице, схеме, диаграмме; понимание жанра, структуры, выразительных средств текста; выбор и использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; ориентирование в словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (5 часов)
Виды пересказов; формулировка выводов, на основе аргументов, выбранных в текстах; сопоставление и обобщениеинформации, содержащейся в разных частях текста;соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, заданных в косвенной форме; монологическое высказывание на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации (10 часов)
Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте; оценка содержания, и структуры текста; оценка языковых особенностей и структуры текста; определение места и роли иллюстративного ряда в тексте; достоверность прочитанного; проверка достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного опыта; поиск пробелов в информации и путей восполнения этих пробелов; правила ведения учебного диалога при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Создание проекта (9 часов)
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования;индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельныхисследований; индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований;подготовка собственных работ к защите; защита исследовательских работ и творческих проектов.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (4 класс)

урока Наименование разделов
и тем Вид, форма контроля Основные виды учебной деятельности обучающихся
1-10
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного (10 часов)
Нахождение в тексте конкретных сведений,фактов, заданных в явном виде. («Озеро Смолино»)
Определение темы и главной мысли текста.
Деление текстов на смысловые части, составление плана текста.
Упорядочивание информации по заданному основанию. («Учреждения для детского досуга»)
Сравнениеобъектов по двум-трём существенным признакам.
(«Встреча на автовокзале»)
Понимание информации,
представленной в неявном виде.
Понимание информации,
представленной разными способами: словесно, в таблице, схеме, диаграмме. («Интернет-связь с Прагой»)
Понимание жанра, структуры, выразительных средств текста.
Выбор и использование различных видов чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое. («Асфальтовая и песчаная дорожки»)
Ориентирование в словарях и справочниках.
Комплексная работа №1
Фронтальный опрос
Фронтальный опрос
Комплексная работа №2
Комплексная работа №3
Фронтальная работа
Комплексная работа №4
Фронтальная работа
Комплексная работа №5
Фронтальная работа
Определяют проблему, заявленную в тексте экологического содержания.
Формулируют вопрос к приведённому суждению.
Осознанно читают простой научно - популярный текст;
Определяют главную мысль текста.Устанавливают причинно-следственные связи.
Учитывают правило в планировании.
Сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях текста информацию.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Ведут диалог.
Интерпретируют и обобщают информацию.
Находят информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Выделяют ориентиры действия в новом учебном материале.
Проводят сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
Строят алгоритм решения проблемы.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Выдвигают гипотезы, сравнивают свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники.
Выполняют работусамостоятельно с последующей проверкой.
Наблюдают, осуществляют сравнение, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют, учатся работать с реальными объектами как с источниками информации.
11-15
1
2
3
4
5 Работа с текстом: преобразование, интерпретация информации (5 часов)
Виды пересказов. («Питомник ездовых собак»)
Формулировка выводов, на основе аргументов, выбранных в текстах.
Сопоставление и обобщениеинформации, содержащейся в разных частях текста. («Горнолыжные центры»)
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление простых связей, заданных в косвенной форме. («Друзья и враги на грядке»)
Монологическое высказывание на поставленный вопрос.
Комплексная работа №6
Фронтальная работа
Комплексная работа №7
Комплексная работа №8
Индивидуальная работа Интерпретируют и обобщают информацию
Понимают информацию, представленную в неявном виде.
Ориентируются на разнообразные способы решения задач.
Учитывают правило в планировании.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Находят информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.
Заполняют предложенные схемы с опорой на прочитанный текст.
Определяют последовательность выполнения действий.
Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
16-25
1-2
3
4
5
6
7
8
9-10
Работа с текстом: оценка информации. (10 часов)
Высказывание оценочного суждения и своей точки зрения о прочитанном тексте. («Схема метро»)
Оценка содержания, и структуры текста.(«Цирк»)
Оценка языковых особенностей и структуры текста.
Определение места и роли иллюстративного ряда в тексте. («Лента Мёбиуса»)
Достоверность прочитанного. («Печём печенье»)
Проверка достоверности прочитанного на основе имеющихся знаний, жизненного опыта.(«В аэропорту»)
Поиск пробелов в информации и путей восполнения этих пробелов.(«Детское меню»)
Правила ведения учебного диалога при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Комплексная работа №9
Комплексная работа №10
Фронтальная работа
Комплексная работа №11
Комплексная работа №12
Комплексная работа №13
Комплексная работа №14
Фронтальная работа
Читают текст, высказывают оценочные суждения о нём.
Определяют последовательность выполнения действий
Интерпретируют и обобщают информацию.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Составляют алгоритм и строят высказывание, опираясь на составленный алгоритм.
Составляют таблицу и заполняют её, опираясь на полученную из текста информацию.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Формулируют несложные выводы, основываясь на тексте; находят аргументы, подтверждающие вывод.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Находят информацию, факты, заданные в тексте в явном виде; проводят сравнение по заданным критериям.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявляют достоверную (противоречивую) информацию.
Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Сопоставляют и обобщают содержащуюся в разных частях текста информацию.
Находятпробелы в информации данной в тексте, проверяют факты, заданные в тексте в явном виде.
Понимают информацию, представленную в виде таблицы.
Находят в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном и неявном виде.
Решают учебную задачу, ориентируясь на разнообразные способы решения задач.
Ведут диалог
26-34
1
2
3
4-5
6-7
8-9 Создание проекта (9 часов)
Определение проблемы и выбор темы собственного проекта. («Каша»)
Актуальность темы проекта.
Выдвижение гипотезы и её проверка.
Сбор информации по выбранной теме и проведение самостоятельных исследований. («Опыты с яйцом»)
Подготовка собственных работ к защите.
Защита исследовательских работ и творческих проектов.
Комплексная работа №15
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Комплексная работа №16
Индивидуальная работа
Защита проекта
Находят информацию, факты, заданные в тексте в явном виде.
Выбирают и формулируют тему собственного проекта.
Проводят сравнение по заданным критериям
самостоятельно учитывать выделенные ориентиры действия в новом материале.
Устанавливают причинно-следственные связи.
Определяют актуальность темы проекта.
Осуществляют выведение общности для целого ряда единичных объектов.
Наблюдают, осуществляют сравнение, выдвигают гипотезы, делают выводы и обобщения, классифицируют, рассуждают, анализируют.
Проводят сравнение по заданным критериям
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Учатся работать с реальными объектами как с источниками информации.
Самостоятельно выполняют задания по сбору информации к проекту.
Анализируют и обобщают собранные сведения.
Строят устное сообщение о проделанной работе, выбирают различные средства наглядности при выступлении.
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Всего 34 часа.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Учебно-методические средства обучения:
Тетрадь с печатной основой для обучающихся:
Н.Н. Титаренко, С.В. Пинженина «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности. – г. Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2012 г.
Для учителя:
Методические рекомендации по оценке выполнения заданий на сайте www.cerm.ru.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя.А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Ворнцова.– 2изд. – М.: Просвещение, 2010.
Цифровые ресурсы
http://school-collection.edu.ru/;
http://www.nachalka.com;
http://www.it-n.ru;
http://www.viki.rdf.ruwww.cerm.ru.
Материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
магнитная доска;
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;