Внеурочная деятельность. Кукольная мастерская.


Пояснительная записка
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.
Содержание программы «Кукольная мастерская» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии) в освоении различных видов и техник искусства.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей и изготовлением кукол, народными традициями в данной области.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Кукольная мастерская» разработана на один год занятий (34 часа) с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Кукольная мастерская» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Кукольная мастерская»
НомерразделаНазвание разделоввсего2 (3) класстеорияпрактикаI. Введение: правила техники безопасности1 1 II. Гербарий3 1 2
III. Работа с бумагой3 0,5 2,5
IV. Изготовление кукол3 1 2
V. Мотанки7 1 6
VI Изготовление кукол10 3 7
VII Текстильная кукла6 1 5
итого34 34
Содержание программы «Кукольная мастерская»
Первый год обучения (34 ч.)Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами, знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших кукол, как декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

Введение: правила техники безопасности
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Гербарий
1.Вводное занятие Экскурсия со сбором природного материала.
Историческая справка. Виды гербариев, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с засушенным материалом. Разнообразие техник работ с гербарием.
2. Плоскостное изображение. «Куклы - аппликации из сухих листьев».
Знакомство с понятием портрет. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3. Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки».
Понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке.
Практическая часть. Изготовление картины с использованием трафаретной технологии.
Работа с бумагой
1. Вводное занятие. Техника безопасности. История бумажной куклы.
Инструктаж по правилам техники безопасности.
2 .Кукла на картонной основе
Последовательность изготовления работы с использованием подручных средств.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием перевода на стекле.
3. Одежда для бумажной куклы
Последовательность выполнение работы. Благоприятные цветовые сочетания.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием цветных карандашей, фломастеров, акварельных красок.
Изготовление кукол
1.Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности.Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.
2.Зайчик на пальчик
История создания куклы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием красной нити и материи 20*10 см.
3.Куколка из носового платочка
Вариант создания маленькой куколки - из носового платочка с кружевом
Практическая часть. Носовой платочек с кружевом, атласная лента, наполнитель.
Мотанки Маленькая куколка из материалов имеющихся в каждом доме.
1.Куклы из ватных палочек и ниток.
Практическая часть. Ватные палочки и пряжа телесного цвета для тела ,цветная для одежды
2.Кукла - мотанка из пряжиПрактическая часть пряжа двух цветов, атласная лента.
3.Куколка из ниток и как из ниток сделать кукле волосы
Практическая часть шерстяные или полушерстяные нитки
4.Гибкая кукла мотанка
Практическая часть проволока в изоляции и нитки
5.Очень симпатичная кукла- мотанка из ткани
Практическая часть шерстяные нитки и ткань
6. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги
Изготовление кукол
1.Сувенирная кукла.
Сувенир. Виды и назначение сувениров. Анализ работы по созданию сувенирной куклы.
2.Салфеточная мини-куколка
Используется как брелок или игрушка
Практическая часть. Бусина для головы, салфетка сервировочная и нитки.
3. Балеринка из салфетки. Балеринки из салфеток и проволоки могут оказаться очень хорошим декором в любое время, в любом месте. Простые в выполнении и изящные в созерцании
Практическая часть. Проволочный каркас, оплетенный салфеткой.
4.Оберег. Символика оберегов. ДомовенокОберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Домовенок. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ
5.Куколка – игольница
Беседа с демонстрацией образца. Материалы и инструменты.
Практическая часть. Куколка – игольница. Последовательность выполнения работы по инструкционной карте. Презентация готовых работ.6.Куклы на деревянных (пластиковых) ложках. Можно использовать, как подарок маме, для декора на кухне.
Практическая часть. Ложка, ткань, краски
Текстильная кукла. Мечта каждой девочки иметь куклу, сшитую своими руками.
Практическая часть. Процесс изготовления простейшей куклы от выкройки до одежды.
Тематический план занятий по программе «Кукольная мастерская»
1 год обучения (1 час в неделю)
Номер раздела,
темыНазвание разделов и темКоличество часоввсеготеор. практдатапримI Введение: правила техники безопасности. 1 1 II Гербарий3 1 Вводное занятие. Техника безопасности. Экскурсия со сбором природного материала. 1 1 2 Плоскостное изображение. «Куклы - аппликации из сухих листьев». 1 1 3 Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки», «Куклы» 1 1 III Работа с бумагой3 1 Вводное занятие. Техника безопасности. История бумажной куклы. 1 0,5 0,5 Кукла на картонной основе1 1 2 Одежда для бумажной куклы1 1 IV Изготовление кукол3 1 Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности 1 1 2 Зайчик на пальчик1 1 3 Куколка из носового платочка1 1 V Мотанки8 1 Куклы из ватных палочек и ниток 1 1 2 Кукла - мотанка из пряжи2 2 3 Куколка из ниток и как из ниток сделать кукле волосы 2 2 4 Гибкая кукла мотанка 1 1 5 Очень симпатичная кукла- мотанка из ткани 1 1 Символ года. 1 1 VI Изготовление кукол10 1 Сувенирная кукла. 1 1 2 Салфеточная мини-куколка1 1 3 Балеринка из салфетки1 1 4 Оберег. Символика оберегов. Домовенок3 0.5 2.5 5 Куколка – игольница3 0.5 2,5 6 Куклы на деревянных (пластиковых) ложках 1 1 VII Текстильная кукла6 1 5 Итого: 34 часаСписок литературы1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
2. Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
5.Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
6.Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
7.Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14