Разработка занятия по обществознанию на тему Инфраструктура рыночной экономики (10 класс)


Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Инфраструктура рыночной экономики.
Мотивация изучения темы:
Инфраструктура рыночной экономики - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих функционирование рыночной экономики.
Включает в себя: биржи, банки, посреднические структуры, маркетинговые, консалтинговые и аудиторские организации, страховые компании, средства деловой коммуникации, транспорт, систему подготовки кадров, информационные системы и др. Облегчает осуществление товарообменных операций, повышает эффективность работы всех структурных звеньев рыночной экономики.
Перечисленные выше элементы инфраструктуры в России находятся в стадии становления и совершенствования. Поэтому тема особенно актуальна сегодня.

Цели занятия:
Учебные:
а) проверить и обобщить полученные знания по теме “Деньги”; изучить новые понятия по теме;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) изучение нового материла;
4) закрепление изученного материала ;5) инструктаж д/з;
6) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Изучение новой темы.
Работа с §14.
Беседа по вопросам:
Что такое рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры?
Какова роль денег?
Деловая игра
Учитель объявляет начало игры “Всюду деньги, деньги, деньги…”, знакомя участников с ее правилами.– Сегодня на уроке мы узнаем, какая команда лучше всех усвоила тему “Деньги”. Но прежде, чем начать нашу игру, обратите внимание на эпиграф, написанный на доске: “Они – великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота – в плодородные нивы… Они – жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им…”
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах.
Конкурс “Защита творческих проектов”
По два человека из команды отсаживаются и разрабатывают свой проект.
А пока вы разрабатываете проекты, остальные участники команды ответят на следующие вопросы за каждый правильный ответ 1 умник.
Вопросы-шутки. Показ слайдов.
Внимание! Внимание, друзья!Первый конкурс объявляю я.На вопросы смелей отвечайте
И умники скорей получайте!Он в Америке родился,Путешествовать пустился.С тех пор пол миру гуляет,Везде цену себе знает.С ним торгуют, управляют…Как его все называют? (Доллар)
Чтоб продукты потреблять,В платьях модных щеголять,Чтобы вкусно есть и пить,Нужно всё это …(купить)
Ты сразу все орехи – в рот,А мудрый папуас,Чтоб лакомиться целый год,Отложит про…(запас)
Угадай, как то зовётся,Что за деньги продаётся.Это не чудесный дар,А просто-напросто…(товар)
Отгадайте
1 группа
Та сумма, что заплатит покупатель,Та сумма, что устроит продавца;Как мера для обмена всех товаров,На рынке называется…(цена)
2 группа
Являясь многого мерилом,Цена товара в свой черёд,Как будто пламя над горнилом,То взлетит, то упадёт.
- Как называется обесценивание бумажных денег, сопровождающееся ростом цен на товары и падением реальной зарплаты? (инфляция)
3 группа
Все дома обходили татары подряд:Дом князей - 100 рублей,Дом бояр - 50.А с крестьян да посадских - по 10 рублей.Денег нет - отдавай детей…
- Что татары собирали? (дань или подати)
Каждая команда выступает с представлением разработанных ею проектов денежных единиц. Представители команд объясняют, почему они выбрали ту или иную форму денежной единицы, каков ее номинал и т.д. Здесь оцениваются оригинальность идеи, ее реальное воплощение, обоснованность выступления.
Конкурс “Разминка”
Всем командам предлагается устно ответить на ряд вопросов, за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Здесь учащиеся проявляют не только свою эрудицию, но и умение анализировать предложенную информацию. Учащиеся вытягивают билеты и быстро дают ответ. За каждый правильный ответ 1 умник.
Вопросы для разминки:
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке? Ответ: Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности? Ответ: Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки
Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот? Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
На раскопках в Херсонесе, где до нашей эры находилось большое греческое поседение, археологи нашли клад с монетами. На одной из них был отчеканен профиль царя Креза и написано: “X век до нашей эры”. Могло ли быть такое? Ответ: Нет, монеты царя Креза относятся к VI веку до нашей эры. К тому же, тогдашние жители не знали, когда закончится их эра и начнется наша.
Какими свойствами должен обладать товар, который выступает в качестве денежной единицы? Ответ: Долговечность, легкая делимость на части, узнаваемость, небольшой размер, однородность, его не должно быть слишком много (здесь за каждый правильный критерий можно давать по 1 баллу)
Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек? Ответ: Население Российской империи было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Объясните пословицу “Зарыть свой талант в землю” Ответ: Талант – крупная денежная единица в античном мире. Пословица основана на знаменитой басне Эзопа о нерадивом рабе, который зарыл доверенный ему хозяином талант в землю и не принес никакой прибыли.
Как связаны название денежной единицы Древней Руси “куна” и пушной зверек куница? Ответ: Эта денежная единица соответствовала по стоимости шкурке куницы – одной из самых распространенных товарных денежных единиц того времени
Лицевая сторона монеты. (аверс)
Наука об умелом, эффективном ведении хозяйства. (экономика)
Оборотная сторона монеты. (Реверс)
Металлические монеты и бумажные билеты, служащие средством оплаты товаров. (Деньги)
Денежное вознаграждение за труд. (зарплата)
Совокупность заработной платы, пенсий стипендий и других денежных выплат, полученных членами семьи. (семейный бюджет)
Конкурс “Русские пословицы”
Задание на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.
В процессе проведения этого конкурса учащиеся имеют неоценимую возможность развивать свою речь.
(За каждую пословицу или поговорку – 1 умник).
Эталон ответа:
Деньги делают деньги.Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Копейка рубль бережет.С копейки начинается миллион.Время - деньги.Разменяться на мелкие монеты.Подбивать бабки.Отплатить той же монетой..Пропадать ни за грош.Принимать за чистую монету.Посмотрел, как рублем одарил..Отец накопил, а сын раструсил.Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит..Легче прожить деньги, чем нажить.Хлебу мера, а деньгам счет..Конкурс капитанов.
Подобрать к данному определению подходящее по смыслу существительное, прилагательное или глагол:
Бережно расходовать. (экономить)
Человек бережно относящийся к своему имуществу. (экономный)
Бережливый, действующий с расчётом. (расчётливый)
Чрезмерно бережливый, до жадности; избегающий расходов. (скупой)
Приносящий выгоду. (выгодный)
Человек, который безрассудно тратит. (транжира)
Открытое похищение чужого имущества. (грабёж)
Деньги или вещи, даваемые должностному лицу в качестве подкупа для совершения преступных, караемых законом действий. (взятка)
Процесс, который помогает увеличить продажу товаров или услуг. (реклама)
Рекламная пауза.
Рекламировать у нас сегодня стало модно.Рекламировать можно всё, что угодно:Игрушки, костюмы, диваны…И кружится голова от этой рекламы.
Конкурс кроссворд.
Чья команда быстрее разгадает кроссворд?
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Будут целыми, как в танке,Сбереженья ваши в….(банке)
3. Очень вкусная витрина У овощного … (магазина)
6. В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
8. Журчат ручьи, промокли ноги-Весной пора платить …(налоги)
10. Мебель купили, одежду, посуду.Брали для этого в банке мы….(ссуду)
11. Как ребёнка нет без мамы,Сбыта, нету без … (рекламы)
14. Чтобы партнёров не мучили спорыПишут юристы для них …. (договоры)
ПО ВЕРТИКАЛИ:
2. Приносить доходы сталВ банке папин …. (капитал)
4.Стал владельцем, братцы, яВот завода …. (акция)
5. В море коварном товаров и ценБизнес-корабль ведёт…(бизнесмен)
7. На товаре быть должнаОбязательно…(цена)
9. Коль трудиля круглый год,Будет кругленьким …(доход)
12. На рубль - копейки, на доллары - центы,Бегут - набегают в банке …(проценты)13. Дела у нас пойдут на лад:Мы в лучший банк внесли свой … (вклад)
15. Чуть оплошает- так в тот же моментВесь рынок захватит твой….(конкурент)
15. Чтобы дом купить я смог Взял кредит, внеся... (залог)
Конкурс муха-цокотуха.
Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.Пошла муха на базарИ купила самоварИ ещё купила домИ кафе открыла в нёмЧашек, плошек накупила,После вывеску прибила,Что клиентов, мол, зовутПосетить кафе “Уют”.Тут клиенты приходили,Ели торты, кофе пили.Удивлялися цене:Мол, приемлема вполне.За еду, за угощенье,За конфеты, за печеньяМуха денежки берёт-Так идёт за годом год.А ещё продлятся годы-Возрастут её доходы.Ты запомни, наш читатель,Муха та - предприниматель.
Успешна ли деятельность мухи?
Почему в её кафе много клиентов?
Как узнали клиенты об открытии кафе?
С какоё целью муха открыла кафе?
Конкурс “Пинг-понг”
Каждая команда подготовила для своих соперников два вопроса. И теперь они по очереди задают друг другу эти вопросы, как будто отдают подачи шариком пинг-понга. За каждый правильный ответ команда получает по 1 умнику. Первая команда задает вопрос второй, вторая – третьей, третья – первой и т.д.
Итог урока подводит учитель:
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §14, тетрадь.
Использованная литература:
И.В.Липсиц  Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.2004
О.И. Медведева Экономика 10-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград. Учитель, 2009
Г.Э.Королева Экономика 10-11 класс. Раздаточные материалы. Вентана-Граф, М.2009
П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»
Т.П.Бегенева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровеньМ.2008