Методическая разработка открытого урока по дисциплине Основы рыночной экономики

Методическая разработка открытого урока

По дисциплине: Основы рыночной экономики

Тема «Производство и производственная функция




Разработал преподаватель:
Лисачёва А. В.



Открытый урок по дисциплине «Основы рыночной экономики»,

Разработал преподаватель:
Лисачёва А. В. , преподаватель специальных дисциплин,
Экибастузсктй гуманитарно-технический колледж» , Казахстан

Тема урока «Производство и производственная функция»
Цель урока:
Образовательная:
Проверить и закрепить темы «Факторы производства», «Теория потребительского выбора»
Научиться рассчитывать и строить графики общего, среднего и предельного продуктов
определять закономерность поведения графиков общего, среднего и предельного продуктов
Развивающая:
развивать познавательный интерес к изучению экономики;
развивать аналитические способности учащихся;
формировать у учащихся умения учебно-исследовательской деятельности
формировать аналитические навыки с помощью решения графических и ситуационных задач
продолжить формирование представлений об экономических терминах;
развивать творческие способности детей путем активного включения в разнообразные виды деятельности и задания;
Воспитательная цель:
воспитывать у детей чувство взаимовыручки и уважения друг к другу;
вырабатывать мотивацию к творческому мышлению;
воспитания ответственного отношения учащихся к изучаемому содержанию темы;

Описание ожидаемого результата:
Знания: Закрепить понятия основных показателей производства
Умения: Уметь строить и анализировать графики общего, среднего и предельного продуктов
Навыки: использовать при исследовании рынка ресурсов и издержек производства, решении аналитических задач, а также анализе максимизации прибыли и минимизации издержек на различных моделях рынка, закрепление навыков использования знаний при анализе издержек производства, а также навыков работы в программе «EXEL»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: исследовательский урок (практическая работа)

Межпредметные связи: Математическое моделирование экономических процессов, Информатика
Внутрипредметные связи: Темы- «Факторы производства», «Издержки производства».

Оборудование:
Мультимедийный проектор, ПК
Таблички с надписями «Команда № »
Раздаточный материал: карточки с заданиями; формулы, схемы и графики для упражнения; оценочный лист, карточки с цветными фигурами

Литература:
О1 « Экономическая теория» Щегрова, Андриянов, М, 2005
О2«Экономическая теория в таблицах и схемах» , 2001
О3«Экономкс»2 том. С. Брю, Макконнелл М., 1990
Д5 «Экономика» Пол. А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус, М, Бином, 1997
Д6 «Макроэкономика» конспект лекций. М, Приор-издат, 2005

Ход урока
Организационный момент
Приветствие
Определение отсутствующих
Сообщение темы урока и цели. Постановка задачи урока
2 минуты

Актуализация опорных знаний учащихся
Цель этапа: активизировать мыслительную деятельность учащихся по ранее изученным темам.
Проводится в игровой форме «Блиц-опроса» (Ответы на вопросы) по теме «Факторы производства», в процессе которого зарабатываются очки.
Вопросы к блиц-опросу
Дайте понятие производству. (процесс создания экономических благ)
Какова структура производства? (сфера мат.производства и непроизводственная сфера)
Какие основные факторы производства известны? (труд, земля, капитал)
На какие виды подразделяют факторы производства? (вещественные и личные)
Дайте характеристику вещественным факторам – земля и капитал.
Дайте характеристику личным факторам – труд и предпринимательский талант
За реализацию труда в качестве дохода получают ... (зарплата)
За использование земли в качестве дохода получают ... (рента)
9. За предоставление капитала в качестве дохода получают .. (процент)
5 минут


Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Цель этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, создать положительную мотивацию к изучаемому материалу, подготовить их к активному восприятию нового материала
3.1. Обоснование проблемы рационального и эффективного использования ресурсов, которую предстоит рассмотреть, проанализировать и определить, как определяется оптимальный объем производства с учетом затрат на производство продукта: тематика урока перекликается с темой «Теории потребительского поведения». В связи, с чем необходимо определить:
- Назовите 1 и 2 законы Госсена.
- Назовите основные теории потребительского поведения, которые базируются на этих законах?
-Чем отличаются эти теории?
5 минут














4. Этап усвоения новых знаний.
Цель этапа: определить понятие общего, среднего и предельного продукта, их связь с факторами производства, изучить, научиться строить и анализировать графики общего, среднего и предельного продукта и изокванты.
4.1. Изучение темы по разделам. Учащиеся разбиваются по группам (методом «Мозаика»). Каждой группе предлагается отдельная часть темы, которую уч-ся изучают.
При изучении каждой части темы учащиеся должны ответить на вопросы:
Что изучают?
Для чего изучают?
Где будут использовать?


1) Общий продукт
2) Средний продукт
3) Предельный продукт







4.2. Затем группы формируются по другому критерию - общему цвету фигур. Каждый уч-ся излагает свою часть раздела. После этого от каждой группы выступает спикер, которого определяют уч-ся, исходя из услышанного объяснения темы. (Используется мультимедийный проектор)
4.3.Решение аналитической и графической задачи (работа в паре). Работа на ПК. В программе ««EXEL». Используя начальные табличные данные, уч-ся необходимо дополнить расчеты таблицы и на основании полученных данных построить графики. Демонстрация графиков. Объяснение полученных результатов.
4.4. Изучение темы «Производственная функция». Введение понятия производственной функции, способов ее задания; знакомство с производственной сеткой и кривой равных возможностей – изоквантой.












4.3.Решение задачи. По данным производственной сетки выбрать комбинации ресурсов, которые определяют одинаковые значения объема производства (выпуска) продукции и построить изокванту. Работа в группах
44-47 минут













5-8 минут










10 минут
(10 минут - выступление)


15 минут
(2– анализ)



10 минут



2 минуты

5. Этап закрепления знаний. Решение тестов на ПК. Индивидуальная работа
10 минут (резерв 5 минут)

6. Домашнее задание.
Решить задачу. Дана производственная функция Q = 100*13 EMBED Equation.3 1415
Составить производственную сетку для комбинации ресурсов от 1 до 7 и построить изокванту для одинаковых объемов выпуска продукции
Повторить тему «Издержки производства» (можно воспользоваться конспектом по дисциплине «Основы экономики», который изучался на прошлом курсе); Литература – О1,2,3; Д5,6
2 минуты

7. Рефлексивно-оценочный этап. Подведение итогов
1-3 минуты


Задания для практической работы на ПК
Вариант 1
Затраты труда
Затраты капитала
Объем выпуска продукции
Средний продукт труда
Предельный продукт труда

L
(К)
(Q)
(АРL)
(МРL)

0
10
0

 -

1

10



2

30



3

60



4

90



5

100



6

100



7

90




Вариант 2
Затраты труда
Затраты капитала
Объем выпуска продукции
Средний продукт труда
Предельный продукт труда

L
(К)
(Q)
(АРL)
(МРL)

0
20
0
-
-

1

10



2

40



3

80



4

95



5

100



6

100



7

90




Вариант 3
Затраты труда
Затраты капитала
Объем выпуска продукции
Средний продукт труда
Предельный продукт труда

L
(К)
(Q)
(АРк)
(МРк)

6
0
0
-
-


10
150




20
400




30
600




40
750




50
800




60
800




70
700




2 Задание. Построить изокванту, используя данные производственной сетки (при объеме выпуска 20 и 20 единиц), предварительно составив таблицу возможных комбинаций ресурсов

 
1
2
3
4
5
6

1
10
14
17
20
22
24

2
14
20
24
28
32
35

3
17
24
30
35
39
42

4
20
28
35
40
45
49

5
22
32
39
45
50
55

6
24
35
42
49
55
60


ТР, МР, АР

АР

МР

ТР



L



L

С

например

земля
2
4
5
7

труд
7
5
4
2