Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине Основы рыночной экономики


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБПОУ РК «КЕРЧЕНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР______________ Д.В. Колесник
«___» ________________ 20___ г.
Методические рекомендации
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
по основам рыночной экономики
для студентов IV курса
Рассмотрено и одобрено на заседании комиссии механических дисциплин
Протокол № ____
«___» ________________ 20___ г.
Председатель ПЦК _______________
Ю.А. Письменный Составил преподаватель
______________ А.В. Бакланова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания для самостоятельной работы студентов учебной дисциплины «Основы рыночной экономики» составлены в соответствии с рабочей программой 2015 года.
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в помощь преподавателям и студентам, обучающихся по образовательной программе среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 15.02.08 Технология машиностроения.
Современная система образования предполагает сокращение аудиторной нагрузки студентов и увеличение объема часов на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, сочинений, рефератов, анализов.В связи с этим одна из основных задач учебного процесса сегодня – научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться – это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой, Интернет-ресурсами и т.д., активному участию в исследовательской работе.
По дисциплине «Основы рыночной экономики» на самостоятельную работу обучающихся отводиться 24 часа.
Методические указания основаны на требованиях к знаниям, умениям и навыкам студентов, предусмотренными государственным стандартом.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в общих вопросах экономики отрасли;
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
принципы рыночной экономики;
организационно-правовые формы организаций;
механизмы формирования заработной платы и формы оплаты труда.
В методических указаниях содержатся задания для самостоятельной работы по разделам и темам, рекомендации для студентов по составлению конспекта, написанию реферата, приведен список литературы и интернет-ресурсов для обучающихся, а также предложены критерии оценки для каждого вида работы. Внеаудиторные самостоятельные работы оформляются студентами в рабочую тетрадь, пластиковую папку-скоросшиватель.

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСПЕКТА

Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Выделение главной мысли
Выделение главной мысли — одна из основ умственной культуры при работе с текстом. Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии. Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную — записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем.
Способы конспектирования
Тезисы — это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть материала, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте. Линейно-последовательная запись текста. При конспектировании линейно — последовательным способом целесообразно использование плакатно-оформительских средств, которые включают в себя подчеркивание, выделение цветом и т. д.
Способ «вопросов - ответов». Он заключается в том, что, поделив страницу тетради пополам вертикальной чертой, конспектирующий в левой части страницы самостоятельно формулирует вопросы или проблемы, затронутые в данном тексте, а в правой части дает ответы на них.
Схема с фрагментами — способ конспектирования, позволяющий ярче выявить структуру текста, — при этом фрагменты текста (опорные слова, словосочетания, пояснения всякого рода) в сочетании с графикой помогают созданию рационально – лаконичного и запоминающегося конспекта. Конспект может рассматриваться как одна из форм самостоятельной работы на оценку, а также являться основой для подготовки к написанию реферата, эссе, устному сообщению (докладу).
Критерии оценки конспекта
1. Оформление конспекта: выделение заголовков, последовательность изложения материала.
2. Умение определить вступление, основную часть, заключение.
3. Выделение главной мысли, определение деталей.
4. Умение переработать и обобщить информацию.
РЕФЕРАТ
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного времени.
Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.
Структура реферата
1. Титульный лист.
2. После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата. После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
3. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
4. Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
5. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
6. Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.
Этапы работы над рефератом
Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.Универсальный план текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы. Требования к введению. Введение - начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.Во введении аргументируется актуальность исследования, - т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.Объем введения – в среднем около 10% от общего объема реферата. Основная часть реферата. Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.
Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты.
Заключение. Заключение — последняя часть реферата. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части - пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы. Список использованной литературы. Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг, а также источников, нормативных актов.
Критерии оценки реферата
- знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей;
- правильность формулирования цели, определения задач исследования, соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов;
- всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала;
- использование литературных источников;
- культура письменного изложения материала;
- культура оформления материалов работы.
Оформление титульного листа реферата, доклада
Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»
РЕФЕРАТ
на тему: «…………………………………………..»
Подготовил
студентка I курса
группы ТМ-12
Иванов Пётр
Проверил преподаватель
Бакланова А.В.
г. Керчь, 20____
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1
Раздел 1. Факторы современного производства
Вопрос для самостоятельной работы:
Теория человеческих отношений. Понятие «капитал» в разных экономических учениях.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и дополнительной литературы; написание реферата по заданной тематике.
Требования к содержанию:
При рассмотрении теории человеческих отношений дать основные тезисы, понятия, суть теории, основатели. Рассмотреть «капитал» во всех наиболее известных учениях.
Требования к оформлению:
Работа оформляется в текстовом процессоре Microsoft.Word.
Требования к структуре документа:
1.Титульный лист.
2. Содержание:
- введение
- основная часть
- заключение
3. Перечень используемых источников.
Рекомендации по оформлению текста:
Размер бумаги – А4 (210х297мм).
Параметры страницы
Поля: верхнее – 1,5 см; нижнее – 1см; левое – 2,5 см; правое – 1,5см.Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт;
Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт;
Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт;
Заголовки без нумерации форматируются по центру, нумерованные заголовки форматируются по ширине страницы.
Межстрочный интервал: одинарный; межсимвольный интервал: обычный.
Нумерация страниц: внизу страницы; от центра.
Форма и метод контроля: защита творческой работы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если:
Работа построена с использованием правильной структуры ответа. Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотно сопоставлены факты. Теоретические положения подкреплены соответствующими фактами. Отсутствуют фактические ошибки. Выделены все понятия и определены наиболее важные. Чёткая последовательность и логичность изложенного материала.
Оценка «4» ставится, если:
Упускаются некоторые важные факты, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются, и часть не относится к проблеме. Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений. Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности.
Оценка «3» ставится, если:
Отсутствие некоторых элементов ответа. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы. Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.
Оценка «2» ставится, если:
Неумение сформулировать вводную часть и выводы. Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления. Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия. Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 2
Раздел 2. Доходы от факторов производства
Вопрос для самостоятельной работы:
Формы и системы заработной платы.
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и дополнительной литературы; написание реферата по заданной тематике.
Требования к содержанию:
При рассмотрении форм и систем заработной платы дать примеры расчетов, применения на предприятиях. Рассматривать все формы и системы, вне зависимости от частоты применения.
Требования к оформлению:
Работа оформляется в текстовом процессоре Microsoft.Word.
Требования к структуре документа:
1.Титульный лист.
2. Содержание:
- введение
- основная часть
- заключение
3. Перечень используемых источников.
Рекомендации по оформлению текста:
Размер бумаги – А4 (210х297мм).
Параметры страницы
Поля: верхнее – 1,5 см; нижнее – 1см; левое – 2,5 см; правое – 1,5см.Тип шрифта: Times New Roman. Шрифт основного текста: обычный, размер 14 пт;
Шрифт заголовков разделов: полужирный, размер 16 пт;
Шрифт заголовков подразделов: полужирный, размер 14 пт;
Заголовки без нумерации форматируются по центру, нумерованные заголовки форматируются по ширине страницы.
Межстрочный интервал: одинарный; межсимвольный интервал: обычный.
Нумерация страниц: внизу страницы; от центра.
Форма и метод контроля: защита творческой работы.
Критерии оценки:
Оценка «5» ставится, если:
Работа построена с использованием правильной структуры ответа. Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотно сопоставлены факты. Теоретические положения подкреплены соответствующими фактами. Отсутствуют фактические ошибки. Выделены все понятия и определены наиболее важные. Чёткая последовательность и логичность изложенного материала.
Оценка «4» ставится, если:
Упускаются некоторые важные факты, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются, и часть не относится к проблеме. Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами. Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений. Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности.
Оценка «3» ставится, если:
Отсутствие некоторых элементов ответа. Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы. Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу. Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними. Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.
Оценка «2» ставится, если:
Неумение сформулировать вводную часть и выводы. Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления. Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия. Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 3
Раздел 2. Доходы от факторов производства
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Факторы производства, рента, процент, прибыль, налог на прибыль и его расчет.
Требования к оформлению:
Работа по необходимости оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 4
Раздел 3. Экономические отношения в обществе
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Общественное разделение труда и экономическая интеграция. Специализация производства. Собственность и её виды.
Требования к оформлению:
Работа по необходимости оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 5
Раздел 3. Экономические отношения в обществе
Вопрос для самостоятельной работы.
Составление сравнительной схемы «Характеристика экономических систем».
Форма самостоятельной деятельности: изучение учебной и дополнительной литературы; составление схемы.
Требования к содержанию:
Составить сравнительную схему на указанную тему. Дать основные, наиболее важные характеристики. Указать плюсы и минусы.
Требования к оформлению:
Работа оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 6
Раздел 4. Рынок
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Сущность и факторы рынка. Основные виды рынков. Конкуренция. Монополия. Модели современного рынка.
Требования к оформлению:
Работа по необходимости оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 7
Раздел 4. Рынок
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Составить схему формирования спроса, предложения и цены товара.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Закон спроса и предложения. Рыночная цена. Составить сравнительную схему на указанную тему. Дать основные, наиболее важные характеристики. Указать плюсы и минусы, зависимость.
Требования к оформлению:
Работа оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 8
Раздел 4. Рынок
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Издержки производства.
Требования к оформлению:
Работа по необходимости оформляется в рабочей тетради.

Внеаудиторная самостоятельная работа № 9
Раздел 5. Макроэкономика
Вопрос для самостоятельной работы:
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Составить конспект по методам борьбы с инфляцией.
Форма самостоятельной деятельности: работа с конспектом, литературой.
Требования к содержанию:
Экономический рост. Безработица и инфляция. Дать основные, наиболее важные характеристики. Указать зависимость, пути расчёта и борьбы.
Требования к оформлению:
Работа оформляется в рабочей тетради.

Перечень
учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
http://www.iprbookshop.ru (ЭБС)
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).