Программа краткосрочного курса по выбору Топиарий


Актуальность изучаемой  деятельности
        Известные исследователи  декоративно-прикладного  искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям»)
        Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи.
-  закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать их систематизации;
-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
-раскрыть истоки народного творчества;
-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
-приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
-развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,   дизайнера;
-формирование творческих способностей, духовной культуры;
-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Пути, средства, методы достижения цели
Связь  декоративно-прикладного искусства  с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Основополагающие  педагогические  принципы  программы:
принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения;
принцип наглядности;
опора  на  интерес  ребенка;
индивидуальный  темп  движения;
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4.Демонстрационные
тематический план 8 класс
(8 часов)
№ Наименование темы Количество часов Общее кол-во часов Теория Практика Формы контроля
1 Вводное занятие. Техника безопасности 1 1 2 Что такое топиарий. Свойства материалов. (Из каких материалов возможно выполнение работы) 2 1 1 Творческая работа
3 Работа с бумагой. Выполнение эскиза 1 1 Творческая работа
4 Выполнение работы. (Сбор частей дерева) 3 3 Творческая работа
7 Отчетная выставка работ школьников 1 - 1 Итоговая выставка
8 Итого 8 2 6 Приложение1Перечень необходимых материалов и последовательность выполнения практической работы
-3810-444500Необходимые материалы:
Гофрированная бумага
Клей ПВА
Ножницы
Проволока
Последовательность работы
1.При помощи клея и ножниц выполняем декоративные веточки как показано на рисунке
2. Из  толстой проволоки  делаем ствол дерева и ветви.
3.Формируем более крупные ветки, обматывая их коричневой бумагой или тейп-лентой
4. Обматываем получившиеся ветки вокруг нашего каркаса
5. Еще раз декорируем ствол подходящим цветом
6. Садим дерево в емкость имитируя грунт при помощи крашеного гипса или рассыпного чая.