Творческий проект по реализации системы работы общеобразовательного учреждения по пропаганде чтения среди младших школьников.


«Читайте не торопясь, чтобы не потерять ни одной капли содержания книги. Человек, глотающий книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир», – сказал Константин Паустовский

Опыт и практика всей мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности. Книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.

Ни для кого не секрет, что современные дети перестали читать. Книгу из нашей жизни активно вытесняют телевидение, радио, Интернет, обучающие и развлекательные компьютерные программы.
Зачем читать книги?
Что дает книга?
Но ведь именно чтение, в отличие от телевидения, развивает самостоятельность мышления. Именно чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую и социально ценную личность. Только от читающего гражданина государство может ждать достижений мирового уровня в науке, технике, культуре и искусстве.
Сейчас происходит снижение интереса к чтению. Данные статистики пугают: 52% россиян вообще не покупает книги, 37% не читает никакой литературы, 34% не имеют дома книг, всего 4% имеет личные библиотеки. Только один из десяти читающих увлекается поэзией и русской классикой.
Общее снижение интереса к чтению это, конечно, и влияние времени. В обществе уже нет культа книги, нет всеобщей заразительности, когда одна потрепанная книжка переходила из рук в руки, и не прочитавший ее был бы не понят.
Кроме того, наш век — информационный. Что это значит? Ушли на второй план чувства, отношения, главное — это информированность. На первом месте и у мальчиков, и у девочек – фантастика, «фэнтези» и «ужастики», на втором — развлекательная, «смешная» литература, а только потом познавательное чтение, литература о взаимоотношениях со сверстниками. А что классика? Размышления, отступления, что будет в конце «и так ясно». В общем, «тягомотина». Так же поведет себя «информационный», не читающий ребенок и в жизни: главное — поступки, а мысли, чувства, отношения — на заднем плане.
Если ребёнок не читает литературу, то закономерно возникают препятствия к становлению и развитию личности. Появляется риск пополнения общества людьми с ограниченным кругозором, с пониженными возможностями к социальной адаптации, с неразвитыми творческими способностями. Таким образом, утрата исключительной роли чтения в жизни общества сопряжена с большим социальным риском, так как чтение – это важнейший способ освоения жизненно значимой информации. Поэтому задача первостепенной важности для государства и для общества – вернуть популярность классической литературе, сделать чтение модным и необходимым занятием, чтобы Россия снова стала одной из самых читающих стран мира.
Как формировать юного читателя? Как заинтересовать детей? Ведь Чтение делает наших учеников мудрее, дает им колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Развивает в них не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед ними сердца людей.. Но все это дается только тогда, когда ребёнок читает, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда он читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно ему нравится.

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
Читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. Читать с интересом и не торопясь. Внеклассное чтение помогает пробудить у учащихся интерес к чтению детской литературы, зажечь в них искорку любви к книге. Увести детей в мир прекрасного, доброго и светлого.(1)
Ведь детство – это удивительная и чудесная пора, когда мир необъятен, наполнен добром, яркими красками и тайнами, когда открытия совершаются легко и вдохновенно. В это время рождаются мечты, формируется характер, приобретаются привычки. Не на мгновение – на всю жизнь.
Как важна в эту пору каждая прочитанная книга! Она может стать мудрым советчиком и верным другом. Главное – вовремя найти ее и открыть; не пройти, не заметив, мимо тех произведений, которые нужно прочитать в детстве.. С учётом этого и была выбран объект проектирования — внеклассное чтение младших школьников
Предмет проектирования — методы и приёмы, побуждающие младших школьников к чтению детской литературы

Основная идея проекта — внеклассное чтение является мощным стимулом в формировании читательского интереса младших школьников, благотворно влияет на развитие личности, в частности, на саморазвитие и самосовершенствование, раскрывает индивидуальные особенности и способности учеников.

Цель проекта:
-формирование у школьников читательского интереса посредством приобщения к чтению изданий по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации

Задачи проекта:
-организовать внеклассное чтение младших школьников, побуждающее к чтению детской литературы, используя современные инновационные технологии
-показать актуальность классики

-создать и поддерживать комфортную читательскую среду в школе
-формировать читательское самосознание
В ходе исследования были использованы следующие группы методов
-теоретические: анализ литературы, моделирование общей идеи и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
-эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы), анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа и др.;
— статистические: оценка статистической значимости идеи проекта

Имеющийся в гимназии задел для реализации проекта

Внеклассное чтение в гимназии является необходимым и важным звеном в формировании читательского интереса. Структура уроков внеклассного чтения построена так, чтобы дети стали активными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, в которой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, то есть они не боятся высказывать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочется быть на уроке в роли учителя (при этом необходимо добиваться от учеников доброжелательного отношения к товарищу, умение подмечать не только ошибки, присутствия постоянного сопереживания между учащимися). Начиная с первого класса, ученик начинает общение с кругом доступных книг и избранной для чтения книгой. Гимназисты посещают школьную библиотеку. Параллельно с этим учащихся в литературной мастерской под руководством учителей начальных классов знакомятся с творчеством детских писателей, обсуждают проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии. В работе литературной мастерской широко используются и различные рукописные издания (волшебные бюллетени, газеты, дневники), которые информируют всех школьников о некоторых важных событиях, сообщают интересное о героях книг и т.д. Они обычно не сообщают подробных сведений по избранной теме, а останавливают внимание учеников на наиболее интересном, привлекают новизной материала и нередко предполагают им дальнейший путь более глубокого ознакомления с миром книг.
Занятия проходят плодотворно, школьники активно участвуют в подготовительной работе: пользуясь литературой, готовят сообщения, читают по ролям отдельные отрывки из понравившихся произведений, подбирают материалы для занятий, изготавливают наглядные пособия, оформляют дневники и литературные газеты и т.п. Вот почему в конце каждого занятия учитель предлагает на досуге, то сочинить, то почитать, то нарисовать и т.д. Обычны индивидуальные или групповые задания, которые учащиеся выбирают по своему усмотрению. Подобная работа прививает навыки работы с книгой, развивает интерес к чтению.
В гимназии проводится цикл занятий « Послушай», «Вместе посмотрим», где предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям, проходят литературные конкурсы, создаётся классная библиотека.
Создаются кратковременные творческие проекты: «Сочиняем сказку вместе», «Любимый литературный герой», «Книга в моей семье», «Мой любимый писатель», «Чудо-дерево», «Денискины рассказы» и другие.
Большинство детей с удовольствием участвуют в проектах. В проектной деятельности раскрываются индивидуальные возможности детей.
Большое внимание уделяется проведению конкурсов детских рисунков, посвященных любимым книжкам.

Очень часто в своей внеклассной работе по литературному чтению учителя используют такие формы проведения занятий, как праздник, утренник, творческая игра с познавательно-исследовательской целью. Такие игры, проводимые нередко как воображаемые путешествия, походы, экспедиции, включают элементы борьбы. Соревнования между командами. Члены кружка активно участвуют и в проведении конкурсов (на лучшее сочинение сказок, стихов; сказочную тетрадь, рисунок и т.п.), викторин, сказочных турниров, соревнований. При их проведении активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. С гораздо большей эффективностью проходит то или иное соревнование, если оно облечено в занимательную форму: ученики не просто выполняют предложенные задания, о преодолевают препятствия, выполнение работы фиксируется не на листах бумаги, а оформляется в специальной тетради или путевом дневнике. Примером такой игры – соревнования является «Экспедиция в страну Сказочных превращений». Форма экспедиции выбрана с учётом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования.. Цель экспедиции – написать самим три сказки.
Использование на занятиях таких современных средств обучения, как картины, фильмы, слайды, звукозаписи, позволяет детям еще глубже проникнуть в мир художественных произведений, помогает создать творческую атмосферу в классе, эмоциональный настрой детей на придумывание свой интересной сказки, написание стихотворения.
Пробуждению интереса к той или иной теме, созданию творческой атмосферы на занятиях способствует использование картин, репродукций, иллюстрации народных сказок И.Я. Билибина, на занятии «Сказочные герои» — картины «Три богатыря», «Бой Ивана-царевича с трехглавым Змеем», «Иван-царевич на сером волке» В.М. Васнецова, «Иван-царевич и царевна-лягушка» (с линогравюры Б. Преснякова) и т.п.
Некоторые учителя вместе с детьми ведут дневники чтения.
Мы не только поддерживаем у детей интерес к чтению, но развиваем творчество читателя. Поэтому была организована литературная мастерская, дети создали творческие проекты, которые помогают реализовать основные цели нашей работы, и способствуют развитию учеников. В их сердцах рождаются первые детские – наивные, но идущие прямо из души поэтические строки. Эти свои стишки, рассказы выносятся на всеобщее обозрение, печатаются в газетах, маленьких брошюрках.
Большой вклад в популяризацию чтения среди учеников вносит школьная газета «Esperance».Газета объединяет ребят всех возрастов, даёт возможность проявить себя абсолютно всем, поделиться своими мыслями обо всём, что их волнует. Одними из самых популярных рубрик являются «Книга, прочитанная летом», «Моя любимая книга». Почти все гимназисты принимают активное участие в конкурсе по отбору лучших работ, который проводит редколлегия, лучшие сочинения – отзывы не только печатаются в газете, но и сопровождаются положительными рецензиями. Такого рода статьи как нельзя лучше «рекламируют» книги по внеклассному чтению, показывают актуальность классики, помогают создать комфортную читательскую среду в школе, вызывают у других желание их прочитать и, наконец, развивают творческие способности учащихся, учат их мыслить образно и нестандартно.

Современный ученик – личность, ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации. Школьнику хотелось бы, чтобы информация подавалась ярко, динамично и, желательно, коротко. Это качество современных учеников можно эффективно использовать для развития интереса к книгам по внеклассному чтению. Хорошо владея современными компьютерными технологиями, применяя возможности Интернета, ребята создают прекрасные презентации о прочитанных книгах. Цель ежегодного конкурса презентаций «Книжки лета» среди учащихся– ря своей интерпретацией прочитанного, необходимо выделить самые «выигрышные» моменты, подобрать яркие иллюстрации, использовать материал из биографии автора, чтобы заинтересовать зрителя, чтобы вызвать желание приобщиться к творчеству того или иного писателя.
В течение всех летних каникул в гимназии работают кружки по интересам. Занятия в кружках для младшего чаще всего ведут старшеклассники, преподаватель присутствует в качестве зрителя, изредка направляя обсуждение в правильное русло, если дискуссия заходит очень далеко. Литературный кружок «Читаем, спорим, обсуждаем»» пользуется большой популярностью, так как каждое занятие является тематически завершённым. Это очень важно, поскольку состав детей на каникулах постоянно меняется. Чтобы занятия проходили с максимальной пользой, увлекательно и наглядно, старшеклассники, объединившись в клуб, создали материал в виде презентаций.


Ученики нашей гимназии являются постоянными посетителями библиотек города Краснодара. Особенно часто учащиеся посещают библиотеку имени братьев Игнатовых. Да и сами работники библиотеки частые гости нашей
гимназии. Так, оформление школьных книжных выставок не состоялось бы, и не было бы таким ярким и красочным, без помощи работников библиотеки. Кроме того, учащиеся стали распространять буклеты, памятки среди гимназистов на тему «Читаем любимые книжки».

Силами гимназии, обычно, в конце учебного года проводятся концерты, посвящённые героям детских книг.

В круге детского чтения удерживаются те произведения, которые удовлетворяют потребностям ребёнка в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений действительности. Это учитывается при выборе детской литературы, способствующей приобщению ребёнка к чтению. Этим критериям соответствует классическая литература. Классическая литература для детей младшего школьного возраста часто вызывает массу споров. Нужно ли детям читать произведения классиков. Могут ли они их понять. В школьную программу включены произведения классиков. Это и стихи, и небольшие прозаические произведения, которые даются в отрывках.
Нет ничего плохого в том, если ребёнок прочитает понравившееся произведение целиком. В младшем школьном возрасте можно порекомендовать такие книги, как «Приключение Тома Сойера»М.Твена. Писатель с большим мастерством нарисовал жизнь американского провинциального городка 40-х годов XIX века. Благодаря напряженному сюжету и блестящему юмору эта книга горячо любима читателями всего мира. Отличными книгами для этого возраста являются произведения Дюма, Жюль Верна, Купера. Приключенческая литература захватывает и увлекает ребёнка. Она уносит его в другой мир. Но этот мир, тем не менее. Мир реальных людей, с их взаимоотношениями, сложностями.
Среди русских классиков детской литературы остается Носов, с его рассказами о жизни мальчика Вити Малеева, его взаимоотношения с взрослыми, сверстниками. Для детей младшего школьного возраста полезно читать такие книги как « Два капитана» Каверина, «Кортик» Анатолия Рыбакова. Рассказы о живой природе могут быть не только интересными для школьников, но и очень полезными. К такой классике по праву относятся рассказы Константина Паустовского. Эти рассказы как раз и предназначены для деток младшего школьного возраста. Самыми популярными из рассказов о животных Константина Паустовского можно назвать рассказы «Заячьи лапы», «Барсучий нос», и «Сивый мерин». (9)


Как приобщить школьника к чтению классической литературы?
Детская классическая литература должна соответствовать возрастной категории, к которой принадлежит ребенок. Если книга для него слишком тяжело написана, ученик не заинтересуется ею и забросит чтение на первых страницах. В лучшем случае он вспомнит об этой книге через пару лет и обнаружит, что она действительно интересная. Но обычно в памяти ребенка откладывается знание того, что книга очень скучная, и читать ее не стоит. Поэтому подбирать литературу надо именно такую, которая будет интересна в данный момент, а не когда-нибудь в будущем. Книга — это не одежда, ее нельзя брать «на вырост». (15)

Идея создания творческого проекта, который охватил бы всех учеников гимназии, возникла при обсуждении на методическом объединении учителей начального и среднего звена вопроса каким образом приобщить школьника к чтению классической литературы, как стимулировать внеклассное чтение, чтобы чтение было «незаинтересованное», но интересное. Мало пробудить в ребёнке интерес к книге, его надо постоянно развивать и стимулировать. Именно поэтому возникла необходимость создания собственного проекта, который помог бы решению этих проблем внутри гимназии. Им стал проект под названием «Я хочу читать»
Реализация проекта «Я хочу читать».

1.В начале исследования при проведении анкетирования было установлено, что лишь 45 % детей из класса любят читать книги, и уделяют чтению в среднем 1,5 – 2 часа в день, остальные читают только программные произведения.
Детям была предложена анкета:
1. Любите ли вы читать? Почему?
2. Сколько времени в день вы тратите на чтение книг?
3. Хотели бы вы стать членами литературного кружка?
4. Нравятся ли вам внеклассные мероприятия по чтению (поэтические вечера, литературные игры, викторины и др.)?
5. Как часто, по вашему мнению их нужно проводить?
После обработки анкет были получены следующие данные:
1. Большинство детей не любит читать и проводит свое свободное время за экраном телевизора, компьютером, гуляет с друзьями.
2. Что в среднем ребенок тратит на чтение 1 час в день, читая книги по учебной программе.
3. На третий вопрос анкеты были получены положительные ответы лишь от 12 % учащихся.
4. При ответе на четвертый вопрос были получены самые лучшие результаты, так как на него положительно отреагировали 40 % учащихся.
5. Большинство детей думают, что их нужно проводить 1 раз месяц.
Обработав данные анкет, были получены «весьма печальные данные», большинство детей не любят читать, да и те, кто читает, тратят на это мало времени. В основном дети читают только программные произведения, а о других сказочных персонажах они могут узнать из фильмов, да и им это уже не интересно.
В течение нескольких недель работы в библиотеке были сделаны следующие выводы. Хорошо посещают учащиеся со 2 по 5 классы, с 6 класса – меньше. Учащиеся 4 класса часто берут произведения писателей, которые учитель предлагает на уроках внеклассного чтения и все. Этот их интерес надо развивать и помочь не терять в старших классах. Но детей нельзя приучать из – под палки, а постепенно шаг за шагом. Школьник через отдельную страницу должен “пробовать” книгу, чтобы решить, нужна она ему или нет. Школьник свое свободное время проводит за компьютером, телевизором, видео. Учащиеся должны выйти грамотно читающими, увлеченными чтением. Для этого учителя должны прививать любовь к книгам с малых лет, научить обмениваться своим мнением о прочитанном, культуре чтения. К переходу в среднее звено ребенок, выполняющий норму чтения, дальше успешно учится. В средних и старших классах много устных предметов, если ребенок не умеет читать, то трудно дается учеба. В результате обобщенного анализа ответов учащихся, можно констатировать, что книга для некоторых современных детей перестала быть источником духовного роста. Чтение детей стало сугубо «деловым», и книга для них, прежде всего, источник информации, который постепенно заменяет компьютер с его неограниченными возможностями. Информационное чтение лишает ребенка возможности самопознания, обедняет его духовный мир. Этой тенденцией обеспокоены все без исключения участники образовательного процесса — педагоги, психологи, библиотекари, родители. Особая роль в изменении сложившейся ситуации отводится школе, которая совместно с другими государственными и общественными структурами должна способствовать формированию читательской компетентности школьников, как основы полноценного нравственно-эстетического воспитания и необходимого условия социализации личности.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.
Что необходимо сделать, для того, чтобы наш ученик и ребенок:
а) читал с удовольствием
б) получал от этого реальную пользу
Опираясь на три базовые составляющие личностных ориентаций, будем полагать, что наша цель будет достигнута при следующих условиях:
•Наш ученик захочет читать
•Наш ученик будет уметь читать
•Наш ученик будет иметь возможность читать
Технологический подход в решении этих проблем мог бы осуществляться в нашей школе на нескольких уровнях:
Общешкольный уровень: разработка и внедрение в практику школьной жизни специальной целевой программы — последовательного алгоритма действий с конечным прогнозируемым результатом, направленным на качественное изменение места книги в образовательном процессе.
Предметно-цикловой уровень: включение в образовательный процесс технологических приемов работы с текстом по принципу «один класс – один прием» — преемственность по «вертикали».
Надпредметный уровень: использование одного вида работы с текстом на различных уроках – «горизонтальная преемственность».

Внепредметный уровень: включение проблематики культуры чтения в контекст воспитательной работы школы и дополнительного образования.
Индивидуальный уровень: освоение учащимся различных способов чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

2.Мероприятия для реализации проекта.




НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1 – 4 классы)


№ п/п Наименование мероприятий Сроки проведения Ответственный за выполнение
1. Анкетирование родителей и детей по теме: «Детское чтение в семье». I – II четверть Классныйруководитель
2. Родительский всеобуч по теме: «Чтение – лучшее учение». в течение года Классныйруководитель,педагог-психолог
3. Виртуальная игра –путешествие во времени. «Планете чтения». Ноябрь 2014 года Классныйруководитель
4. Литературное творчество (поэтический мастер- класс) февраль 2015 года Классныйруководитель,библиотекарь.
5. Родительский тренинг: «Советы мудрой книги». В течениигода Классныйруководитель,библиотекарь.
6. Создание клуба друзей «Читайка» (разработка программы)Создание мини-проектов. в течениигода Классныйруководитель
7. Реклама любимой книги (презентация) «Книжные герои на видеоэкране» март 2015 года Классныйруководитель
8. Праздник книги и чтения. апрель 2015года Классныйруководитель
9. Составление летней программы «Книга, здравствуй!», май 2015года Классныйруководитель,библиотекарь.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
1. Учреждение приза детской признательности за открытие и приобщение к миру чтения. в течение года Администрация
2. Организация работы Литературного форума: «СОЮЗ ЧИТАТЕЛЕЙ» на сайте МБОУ гимназия №36. в течение года Администрация

Главной целью этих мероприятий является повысить уровень заинтересованности детей чтением, приобщить к чтению изданий по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.
В конце работы над проектом будет проведен повторный опрос. Его цель сравнить повысился ли у детей интерес к чтению в ходе внеклассной работы по литературному чтению. Обработанные данные можно представить в виде таблицы.
ВОПРОС ОТВЕТ
1.Любите ли Вы читать?
1.1. ДА
1.2. НЕТ
1.3. Смотря что
2.Какой источник информации Вы предпочитаете?

2.1. Книга
2.2. Периодические издания (газеты, журналы и т.п.)
2.3. Энциклопедии, словари, справочники
2.4. Электронные издания Интернета
2.5. Телевидение
3.Что для Вас предпочтительнее?
3.1. Работа с книгой
3.2. Считывание с компьютера или другого электронного устройства
4.Пользуетесь ли Вы услугами школьной библиотеки?
4.1. ДА
4.2. НЕТ
5.Пользуетесь ли Вы услугами городской библиотеки?
5.1. ДА
5.2. НЕТ
6.Сколько времени в день Вы уделяете чтению?
(указать время в часах)

7.Назовите своего любимого писателя, поэта, любимое произведение

8.Ваша любимая тема?

9.Какого жанра произведения Вы любите читать?

1.Как Вы считаете: для чего нужны книги?




Подробное анкетирование с результатами необходимо провести и среди родителей. Представить отчёт в виде графика.


Своим проектом мы планируем постепенно приучать учеников к систематическому, ежедневному чтению, формировать высокий уровень восприятия художественной литературы, позволяющий включать в круг своего чтения разнообразные и сложные книги, к умению и желанию воспользоваться всеми возможностями, предоставляемыми в библиотеке, знакомиться с библиографией. Важно помочь детям увидеть непосредственную связь между их успехами по литературе, истории, по другим наукам и хорошим знанием библиотеки, ее справочно – библиографического материала, умением систематически, вдумчиво много читать.
В результате мы бы хотели видеть читающего учащегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.


Необходимые условия для приобщения школьников к чтению
(методические рекомендации)
-создание позитивного имиджа чтения и повышение его престижности
-формирование мотивирующей среды культуры чтения
-обеспечение хорошей осведомлённости школьников о возможном круге чтения и обеспечение учащихся текстами
-формирование межпредметного (междисциплинарного) подхода
-формирование эстетического вкуса

Педагогические технологии как механизм, посредством которого происходит приобщение учащегося к чтению.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Критическое мышление – проверка предложенных решений с целью определения области практического применения
Вызов (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к изучаемой теме).
Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формулируют собственные цели.
Осмысление.
Учащиеся читают (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации, отслеживают понимание при работе с изучаемым материалом, активно конструируют (корректируют) цели своего учения.
Рефлексия.
Учащиеся соотносят получаемую информацию с уже известной, используя знания, приобретенные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для реализации сформулированной ранее индивидуально цели учения, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ.
Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1.Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2.Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3.Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4.Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения является технология проектов.

Использование проектной технологии в образовательном процессе обеспечивает формирование 4 (четырех) ключевых компетенций:
-исследовательской
-коммуникативной
-информационной
-предметной
Использование метода проектов на уроках внеклассного чтения
можно разделить на два вида деятельности:


1.Защита проектов на уроке: исследовательских, информационных, творческих
2.Обучение отдельным видам деятельности подготовки исследовательского проекта: целеполаганию, овладению различным видам чтения, овладению различным видам информационной обработки текста, анализу текста с точки зрения его темы, основной мысли, планированию деятельности, самостоятельной деятельности по реализации проекта, созданию устных монологических высказываний.
ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Требования к организации группового взаимодействия:
При организации группового взаимодействия необходимо использовать приемы и методы, стимулирующее общение на личностном уровне.
Групповое взаимодействие является продуктивным при определенных способах организации этого взаимодействия (например, через разделение средств между участниками).
Групповое взаимодействие является продуктивным при определенном способе объединения участников (по межличностным предпочтениям или с разным уровнем компетентности в проблеме) и т.п.
Учащимся должны быть предоставлены четкие инструкции работы


Конечно процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.


Литература

1.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачев. – М. : Детская литература, 1988. – 238 с.

2.Актуальные проблемы культурной политики современной России: [сб. ст.] / ред.-сост. Б.Ю. Сорочкин. – М.: ООО «ЛЕНАНД», 2008. – 256 с. – В надзаг.: РАН. Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Гос. ин-т искусствознания. – Библиогр. в примеч. в конце ст. – В Прил.: Законы РФ.
3.Библиогид: альманах о книгах для детей: по страницам Интернет-сайта [РГДБ]. – вып.1. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 180 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер. 1. Вып. 5). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».


4.Гецов, Г.Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г.Г. Гецов. – М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1989 . – 144 с.

5.Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – Минск: Полымя, 1989 . – 176 с. – (Твоя домашняя библиотека).

6.Граник, Г.Г. Дорога к книге: Психологи – учителям литературы / Генриетта Григорьевна Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Образование, 1996 . – 128 с.

7.Движение «Молодая Россия читает»: Сборник / Отв. ред. Т.Д. Жукова.– М.: Изд-во «Школьная библиотека, 2006. – 224 с.
8.Дети и подростки в мире книжной культуры: Сборник научных трудов / ред. Н.Е. Добрынина; сост. А.И. Лебедева. – М.: РГБ, 1993 . – 127 с. – В надзаг.: РГБ.
9.Доман, Г. Как научить ребенка читать: пер. с англ. / Глен Доман, Д. Доман. – М.: Аквариум, 1996. – 349 с.

10.Дудова, Л.В. Формирование круга чтения современного школьника: методические рекомендации и материалы / Л. В. Дудова, Н. Е. Кутейникова. – Москва: Шк. кн., 2008. – 88 с.
11.Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга / Т.М.Кашурникова.– М.: Изд-во «Школьная библиотека, 2006. – 104 с.
12.Михалева Т.И. Современный подросток в современном мире: Проблема формирования личности подростка в литературе 1960-х – 2000-х годов. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 224 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып. 3). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
13.Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Изд-во «Школьная библиотека, 2005. – 288 с.

14.Развивающее чтение в семье: размышления и опыт работы школьного библиотекаря с родителями / [Н.А. Землянкина]; Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная шк. № 174 Н. Новгорода. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. – 90 с.

15.Родительское собрание по детскому чтению: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.4). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
16.Родительское собрание по детскому чтению / Сост.: Т.Д. Жукова. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 288 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.7-8). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».
17.Человек читающий. Homo legens [3]: сб. ст. / ред. Б.В. Бирюков. – М.: Школьная библиотека, 2006 . – 319 с. – (Профессиональная б-чка школьного библиотекаря; Сер. 1. Вып. 7-8) . – Прил. к журн. «Школьная библиотека». –Памяти Алексея Алексеевича Леонтьева (1936-2004).

18.Чтение как увлечение /Сост.: О.Л. Кабачек. ­­– М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с. ­­– (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1. Вып.2). – Прилож. к журналу «Школьная библиотека».