Актуальные проблемы подготовки педагогических кадров по иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.


Богушева Е.А.(г. Армавир, Россия)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В связи с вступлением России в Болонский процесс, перед правительством Российской Федерации был поставлен ряд задач, среди которых модернизация содержания образования стала центральной.
На современном этапе имеются следующие направления образовательной политики по модернизации российского образования, это: расширение государственной поддержки образования, обновление содержания и структуры профессионального образования в соответствии с актуальными потребностями развития страны, запросами рынка труда. Создание гибкой системы непрерывного профессионального образования, повышение эффективности экономики самой системы, а также, что немало важно, обеспечение роста материального благосостояния, социального и профессионального уровня педагогических кадров как важнейшее условие проведения модернизации российского образования [1].
Изучению данной проблемы посвящены работы Э. Д. Днепрова, Ш. И. Ганелина, С.В. Иванец, и др. Вслед за Ганелиным Ш.И. отметим, что: модернизация - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сферах образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни. Это глубокие изменения в образовательном мировоззрении, в образовательной политике, пока еще оторванной от потребностей личности, общества и страны в целом [3].
Для решения задачи модернизации введены новые стандарты образования.
Что касается образования в области иностранного языка, то оно должно быть направленно на достижение такой цели, как: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих. А именно: речевой компетенции - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и ситуациями общения, освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способов выражения мысли в родном и иностранном языках; социокультурной - приобщение к культуре, традициям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою стану, её культуру в условиях межкультурного общения; компенсаторной - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации; учебно - познавательной - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности.
Большое значение в новом стандарте имеет развитие личности посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
- формирование у учащихся потребности в овладении иностранными языками как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном мире в условиях глобализации;
- формирование общекультурной и этнической идентичности, воспитание качеств гражданина, патриота; толерантного отношения к проявлению иной культуры; лучшее осознание собственной культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни. Стоит отметить, что ряд требований в стандарте заявлен впервые [4].
Основной целью обучения становится формирование целостного социально - ориентированного взгляда на мир. Основой является ориентация на результаты образования как системообразующий компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и главный результат образования. Результатами изучения учебного предмета должны стать: личностные, метапредметные и предметные результаты [2]. Но изменился не только социальный заказ по обучению школьников, изменились и требования к профессиональной подготовке педагогов. К. Д. Ушинский говорил, что в деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
В документе «Об образовательной политике России на современном этапе» сформулирован следующий социальный заказ на подготовку педагогических кадров: «Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение, способны к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Люди, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу России, за её социально- экономическое процветание» [4].
В новом стандарте выдвинуты требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Но главным профессиональным качеством, которым должен обладать педагог – это умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Учитель иностранных языков должен обладать следующими компетенциями: общекультурными - способностью анализировать мировоззренческое, социально и личностно значимые философские проблемы, а также способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества. Общепрофессиональными - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач. В области педагогической деятельности - готовностью к применению современных методик и технологий для обеспечения качества учебно - воспитательного процесса. Способностью применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся [4].
Для достижения этой цели, в программу подготовки педагогов в Армавирской государственной педагогической академии был включен курс по выбору для студентов 4 курса факультета иностранных языков «Стандарт как новая парадигма образования», в процессе изучения которого обучающиеся получают знания о современных тенденциях образования, государственной образовательной политике, требованиях новых стандартов.
Создаются творческие проекты по дисциплине «Теория и методика преподавания иностранных языков» в информационном формате. Целью данных работ является дополнение УМК В.П. Кузовлева «Английский язык 5-11 классы», которые нередко лишены необходимой информации для формирования и развития компетенций обучающихся.
Ведется научно-исследовательская работа, которая является одним из важнейших средств повышения качества подготовки специалистов, способных творчески применять в практической деятельности полученные знания и умения.
В заключении можно сделать вывод о том, что новые стандарты предоставляют возможность будущим специалистам овладевать способами учебных действий, саморазвиваться в ходе решения проблемных задач, критически оценивать свою деятельность, быть личностью, стремящейся к самосовершенствованию профессиональных и личностных качеств, к самообразованию и самовоспитанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Днепров Э. Д. Приоритеты образовательной политики в «Концепции модернизации российского образования» и необходимость их коррекции». [Электронный ресурс] URL www.nczd.ru/VSP_5_2006kuch.htm‎
2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: проект.- 3-е изд. дораб.- М.: Просвещение, 2010.-144 с.
3. Шкорина Н. Л. Дидактическая система Ш.И. Ганелина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. №24.- 38 с.
4. http://минобрнауки.рф