«Взаимодействие педагогических коллективов дошкольного учреждения, начальной школы и семьи в рамках внедрения авторской программы предшкольной подготовки «Хочу учиться»


«Взаимодействие педагогических коллективов дошкольного учреждения, начальной школы и семьи в рамках внедрения авторской программы предшкольной подготовки «Хочу учиться»
Поступление в первый класс — переломный момент в жизни ребенка-дошкольника. Внимание к этому периоду в последние годы особенно увеличилось: современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способности к управлению своим поведением, большой работоспособности. Успехи в школе во многом зависят от того, насколько подготовились они к этому этапу в период дошкольного детства.
Мы работаем в условиях комплекса «начальная школа-детский сад» и тесно сотрудничаем с учителями. Если в детском саду дети настроены на учёбу в школу и хотят учиться, то учителя начальных классов утверждают, что первоклассники зачастую проявляют тревожность в общении с педагогами, испытывают отрицательные эмоции к самому процессу обучения. Учителя начального звена местной школы подтверждают наличие у детей нежелания учиться уже к концу первого полугодия. Проанализировав, мы сделали вывод, что оно бывает в случаях:
1.Когда ребенок в дошкольном детстве не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
2.Если нежелание учиться сформировано страхом перед школой родителями («Вот пойдешь в школу- там тебе покажут!»);
3.У тех, которым напротив, рисовали школьную жизнь в радужных тонах.
4.Столкновение с реальностью вызывает настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.
Мы пришли к выводу, что мотивационная готовность к школьному обучению– это одна из важных составляющих психологической готовности детей к обучению в школе. Достаточный уровеньеё формированияспособенвыработать у детей положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой  деятельности.
С целью решения проблемы мы подготовили и внедрили программупредшкольной подготовки «Хочу учиться» (разработчик-директор школы Мулеева С.И.). Цель программы - формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, через развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечат успешность адаптации первоклассника, желание учиться и положительное отношение к школе.Авторская программа «Хочу учиться», основанная не на преподнесении готовых сведений, а на развитии у детей потребности в получении необходимых знаний. Основныезадачи программы:
-организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
-развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
-формирование познавательного интереса, желания узнавать новое, положительной самооценки, социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Хочу учиться» основана на центральной идеи самоценности дошкольного периода детства, который важен для развития ребенка сам по себе, а не лишь как «этап подготовки к будущей жизни» – к школе.Такое отношение к детству, как к самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, формируют качества личности, позволяющие шагнуть за пределы детства. Концепция программы «Хочу учиться» подразумевает:
-недопустимость искусственной акселерации развития ребенка;
-недопустимость излишнего увлечения школьными технологиями;
-недопустимость игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период детства.
Реализуя программу, мы делаемосновной акцент на мотивационное развитие ребенка, а именно – на развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Для нас главное сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. Программа содержит несколько разделов, один из них- «Компьютерная грамотность». Презентации занятий и игр по разным темам НОД позволяют вызвать у детей огромный интерес, желание заниматься, получать знания самостоятельно.
Всю работу НОД строим в соответствии с ФГОС, вселяя в детей чувство уверенности: «У тебя обязательно все получится! Мы рядом, мы поможем», т.к. знаем, что при хронической «неуспешности» снижается самооценка, включаются (часто неадекватные) психологические механизмы защиты. Тогда ребенок не адаптируется в школе, мотивация учения не формируется.
Проблему подготовки детей к школе решаем в сотрудничестве и с семьёй,чтобы в последствии родительское «хочу» или «так надо» вопреки детскому «не могу» не стало причиной появления у ребенка нежелания учиться. Уже сегодня можно сказать, что нами подготовлена определенная база, которая облегчает и ускоряет усвоение программы:дети могут целенаправленно, систематически овладевать умениями, знаниями, навыками, от которых будут зависеть его успехи в школе.Анализ показателей мотивационной готовности свидетельствует о том, что у детей старшего дошкольного возраста сформированы:желание идти в школу; правильные представления о школе;познавательная активность.
Таким образом, авторская программа подготовки детей к школе «Хочу учиться» обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, даёт базовые знания и равные стартовые возможности для каждого дошкольника перед обучением в школе, а также психологически, мотивационно подготавливает детей к началу обучения с учетом его индивидуальных особенностей.