Статья Практико-ориентированная и деятельностная основа организации внеурочных занятий в условиях введения ФГОС


Практико-ориентированная и деятельностная основа организации внеурочных занятий в условиях введения ФГОС
Мы получим реальную отдачу, если учиться
в школе будет увлекательно и интересно.
Д. Медведев.
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики - стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательной деятельности в школе.
В рамках реализации целей и задач ФГОС второго поколения внеурочная деятельность в Школе представлена следующими направлениями развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Направление Формы внеурочной деятельности
Спортивно-оздоровительное Кружок «Шахматы»
Секция «Волейбол как средство разностороннего развития школьников»
Духовно- нравственное Программа «Защитник Отечества»
Я взрослею: «Моя родина Россия», «Я - ноябрянин», «Мы в долгу перед вами», «Прекрасное рядом с тобой» (беседы, викторины, проектные работы, практикумы, посещение музеев, экскурсии, встречи, акции, творческие конкурсы, устные журналы, благотворительная работа) Социальное Курс «Азбука содержания животных»
Кружок «Основы проектной деятельности»
Кружок « Риторика»
Кружок « Экономика»
Кружок «Мир деятельности»
Программа «Здоровье с детства»
Программа «Знать и действовать, чтобы уберечь»
Обще
интеллектуальное Курс «Развитие интеллектуальных умений»
Кружок «Умники и умницы» (практикумы, конкурсы, олимпиады)
Курс «Робототехника»
Курс «Художественное чтение и драматизация» (английский язык)
НОУ. Информатика
НОУ.ТехнологияПодготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня
Обще
культурное Кружок хореографии «Мир танца»
НОУ. Дизайн и мода.
Кружок «Рукодельница»
Вокальная студия
Хореография
Творческое объединение «Радуга» (ручное творчество)
Количество часов, отведенных на внеурочную деятельность, составляет 10 часов (5ч. - учебный план + 5ч. через дополнительное образование, должностные обязанности, классное руководство).
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, а также для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, беседы, викторины, проектные работы, практикумы, посещение кинотеатров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции, творческие конкурсы, устные журналы, благотворительная работа и др.). Процесс совместной деятельности учащихся развивает инициативу и творчество, социальную, коммуникативную и предметную компетентность.
Американский психолог методов обучения Бенджамин Самюэль Блум сказал: «Каковы бы ни были способности детей, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми».
Для достижения целей и задач внеурочной деятельности перед педагогом стоит задача организовать занятия так, чтобы они стали познавательными, творческими, чтобы учебная деятельность учащихся стала успешной, а знания востребованными.
Один из возможных вариантов решения этой задачи заключается в применении практико-ориентированного и деятельностного подхода к обучению учащихся.
Основу практико-ориентированного подхода составляет создание преподавателем условий, в которых ученик имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместную) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.
Результатами деятельностного подхода становятся учебно-познавательные компетенции:
- готовность к целеполаганию, к прогнозированию, к действию, к оценке и рефлексии в учебно-познавательной деятельности;
- владение способами продуктивной деятельности: добыванием знаний, владением приемами действий в нестандартных ситуациях;
- наличие функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания (Хуторской А.В.).
Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации.
Какие образовательные технологии успешно реализуют основные идеи практико-ориентированного и деятельностного подходов, лежащих в основе ФГОС?
- технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин);
- развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин);
- личностно ориентированное обучение (В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская);
- технологии уровневой дифференциации (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, И.Н. Закатова);
- технология дифференцированного обучения (Л.Н. Рожина, И.М. Чередов и др.);
- проблемное обучение (Джон Дьюи);
- программированное обучение (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог и др.);
- технология проектного обучения (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик);
- технология исследовательского обучения (И.Я. Лернер);
- технология коллективной учебно-познавательной деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.);
- технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.M. Матюшкин);- технология обучения через погружение (М.П. Щетинин);
- технология оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник);
- технология интенсификации обучения (И.Ф. Харламов, Е.И. Пассова, В.Ф. Шаталов и др.);
- технология коллективного способа обучения (А.Г.Ривин - В.К.Дьяченко);
- компьютерные технологии обучения и др.
В декабре были посещены занятия по внеурочной деятельности. Данные занятия полностью соответствуют требованиям ФГОС ООО, направлены на реализацию деятельностного подхода. В ходе контроля выявлено, что педагоги строят работу, отличную от урочной системы: детям предоставляется возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы. Благодаря таким формам деятельности дети имеют возможность выхода на новый образовательный результат: в части предметных результатов они приобретают опыт творческой деятельности; в части метапредметных результатов – использование и решение проблем в реальных жизненных ситуациях; в части личностных результатов – интересы, мотивации, толерантность.
Выявлены общие недостатки, проблемы, которые удалось отследить на этапе посещённых занятий:
- не всегда учитываются возрастные особенности и психологические свойства личности;
- недостаточно продумываются задания с учетом целесообразности выполнения по объему и темпу;
- недостаточно разнообразные виды занятий, формы и методы их проведения;
- нет системы использования информационно-коммуникационных, деятельностных технологий; индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Несмотря на имеющиеся на сегодняшний день проблемы, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Л. Н. Толстой говорил: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование - бесконечно».