Бинарный урок Химия-литература, в форме деловой игры под названием Детективные агентства


Разработка бинарного урока в форме деловой игры
«Детективные агентства»
zybanova.l@mail.ru Зыбанова Л.Г., учитель химии МБОУ гимназии № 2
itayth@yandex.ru Сахарова О.Л., учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназии № 2
Тема: «Судьба и жизнь Господина Х»
Тип занятия: бинарный урок-исследование в форме деловой игры «Детективные агентства».
Категория учащихся: данный урок можно проводить в 9-ом классе (II четверть) и в 11-ом классе (II четверть).
Цели:
Образовательные: формирование метапредметного умения работы с текстовой информацией различных жанров: публицистических, научных, литературных, посредством извлечений из трудов Д.И. Менделеева, произведений А.А. Блока, В. Шекспира.
Развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся:
- умения ставить цель и планировать свою деятельность и работу в группе;
- умения на основе анализа текста синтезировать новое знание, а также выдвигать гипотезу, предполагать, обобщать и делать выводы;
- умения работать с информацией: главной и второстепенной, а также с интернет-ресурсами;
3. Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к продуктам духовной культуры России и мировой цивилизации в целом;
- воспитывать чувство любви и уважения к Родине, ее историческому, литературному и научному наследию;
- воспитывать уважение к мнению одноклассников, членов рабочей группы.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды презентации, аудиозаписи: романса на стихи А. А. Блока, музыкальный фрагмент из телепередачи «Что? Где? Когда?» (выносят «черный ящик»).
Художественные произведения: отрывок из «Гамлета» В. Шекспира, стихотворение А.А. Блока «Незнакомка», романс на стихи А.А. Блока, стихотворение А.А. Блока «Скифы».
Подготовительный этап урока:
1. Учащиеся разбиваются на 5 детективных агентств (на входе вытягивают цветные геометрические фигурки). Названия детективных агентств: «Фемида», «Шерлок Холмс», «Агата Кристи», «Мисс Марпл», «След».
2. Учащиеся делятся на 5 детективных агентств. На доске оформляется таблица результатов:
Название агентства Вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итог:
«Фемида» «Шерлок Холмс» «Агата Кристи» «Мисс Марпл» «След» Ход урока
Организационный момент:
Учитель русского языка и литературы:
- Добрый день, ребята и гости!
Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок в форме детективных агентств и вы выступите в роли детективов.
Мы будем говорить о господине N, жизнь которого была яркой, прекрасной и трагической одновременно, а также о великом и загадочном господине Х. Жизни и судьбы N и Х переплелись и остались в истории.
Ведущий (учащийся):
Впервые Она увидела его летом 1898 года. Он приехал в имение ее отца Боблово, находившееся по соседству с Шахматово, на ослепительно белом коне по кличке Мальчик. С первого взгляда ей совершенно не понравился этот высокий худощавый юноша с задумчивым взглядом и надменным выражением тонких губ. Но в то же время она смутно почувствовала, что именно с этим мужчиной будет связано в ее жизни что-то очень важное.
Его ранние стихи сладко волновали душу молоденькой гимназистки в розовом платье… А вот Он еще тогда выделил Любу из множества других знакомых барышень. Окончательно он понял, что она – это судьба и его Прекрасная Дульсинея, после того как на Пасху 1901 года получил от горячо любимой матушки книгу стихов Владимира Соловьева. На впечатлительную натуру книжка произвела неизгладимое впечатление! Земная жизнь – это лишь искаженное подобие мира высшей реальности, а пробудить человечество к ней Мировой Душой. Вот он, ключ к мирозданию!.. 10 ноября 1902 года Он написал в письме к Ней: «Ты – мое солнце, мое небо, мое все…».
Приложение №1.
В соседних имениях Шахматово и Боблово давали любительские спектакли, на которые съезжалась творческая интеллигенция из Петербурга и Москвы. В 1902 году в Боблово ставили «Гамлета» В. Шекспира. Он – Гамлет, Она – Офелия.
Отрывок из «Гамлета» В. Шекспира читает ученица (Приложение №2).
Ведущий:
Публика с удовольствием смотрела спектакль, на который с опозданием приехал хозяин Боблово господин Х. Все с замиранием сердца стали следить за господином, чутко улавливая его настроение.
Стоял теплый август 1903 года, в старинной дворянской усадьбе Шахматово, буйным цветом расцвели огненные настурции и пурпурные астры, как будто специально старались успеть к свадьбе N1 и Любочки. Невеста была чудо как хороша в длинном белом платье со шлейфом, а жених, казалось, сошел прямо со страниц модного английского романа: белая шляпа, фрак, высокие сапоги – вылитый лорд Байрон!
Он или господин N.
Учащийся читает стихотворение «Незнакомка» (Приложение 3)
II часть урока:
Учитель химии:
- Ребята! В конце нашего урока вы должны будете ответить:
Все говорили о хозяине имения Боблово, уникальном господине Х:
- кто он был по профессии?
- в какой области оставил след?
- чем увлекался?
- где родился?
- и как связан с господином N?
В 1897 году в России была проведена Первая перепись населения и получены результаты (Приложение 4). Господин Х написал статью, учащиеся получают фрагменты статьи основываясь на данных переписи населения (все детективные агентства получают фрагмент статьи).
Вопрос: О чем писал Господин Х в своей научной статье о Первой переписи населения России и к каким выводам пришел?
Ответ учащихся: Господин Х сделал расчеты о населении России до 2052 года, исходя из прироста населения 15 человек и 18 человек на 1000 человек населения соответственно, если 15 человек на 1000 населения, то население в 2052 будет > 1 млрд., если 18 человек на 1000 жителей, то население в России станет>1млрд. человек к 2026 году. Он показал разницу между этими расчетами, а также высказался о том, что население из густонаселенных территорий необходимо расселять в Сибирь (созвучно современной России: малонаселенные территории Сибири, Дальнего Востока). Далее Господин Х приходит к выводу, что даже при населении в России > 1 млрд. человек, земли в России все равно всем хватит, несмотря на то, что не вся земля является плодородной.
Дополнительный вопрос: почему в современной России нет населения в 1 млрд. человек, как рассчитывал Господин Х?
Ответ учащихся: прошли две мировые войны, гражданская и др. войны, а также распад СССР сказались на народонаселении бывшего СССР и современной России.
Вопрос: кем был Господин Х?:
Ответ учащихся:
- демограф;
- экономист.
Фрагмент статьи (Приложение 5). Вопрос: О чем пишет Господин Х?
Ответ учащихся: Господин Х пишет о том, что отделение Европы от Азии искусственно: европейские языки – корень их языков из Индии, поэтому название европейцев – индоевропейцы. Отличие азиатских народов от европейцев с течением времени пропадет, когда азиатские народы, в особенности китайцы, взойдут в общемировое общение и примут участие как интеллектуальной, так и в экономической жизни всего света (созвучно современной жизни). Также у России нет колоний, в отличие от Великобритании – имеет владения во всех частях света, разделенные между собою громадными пространствами океанов, числящие в своей общей численности более инородцев, чем владельцев страны.
Вопрос: кем был Господин Х?:
Ответ учащихся:
- политолог.
Фрагмент статьи (Приложение 6)
Ответ учащихся: Господин Х посещал всемирные выставки: Лондонскую, Парижскую, Венскую, в 1876 году посетил Американскую, которая проходила в Филадельфии, на которой было много механических изобретений – произведения американского технического гения. На предыдущих выставках американцы выставлялись мало, их мало интересовала Европа. Но Господин Х интересовался не только техническими новинками, но и природой США, хотя бытовало мнение, что страна эта не столько интересна по своей природе. Сколько по предприимчивому и свободному духу ее жителей.
Вопрос: кем был Господин Х?
Ответ учащихся:
- инженер, или человек связанный с техникой, кроме того интересовался природой, любил путешествовать; изобретатель.
4. Статья о происхождении нефти (Приложение №7).
Ответ учащихся: Господин Х имел свою точку зрения на гипотезу происхождения нефти отличную от всех: «Нефть неорганического происхождения». Хотя большинство ученых до сих пор считает, что нефть органического происхождения.
Вопрос: Кем был Господин Х?
Ответ учащихся: геологом.
«О бездымном порохе». (Приложение 8).
Ответ учащихся: Господин Х был консультантом по производству взрывчатых веществ при военном министерстве.
Вопрос: Кем был Господин Х?
Ответ учащихся: он был химиком.Приложение 9.
Читал курс «О горении вообще и о топливе в особенности».
Ответ учащихся: Великолепно знал свой предмет, предполагаем: был профессором университета.
7. С. Ю. Витте предложил создать в России научное учреждение по метрологии. (Приложение 10).
Ответ учащихся: Господин Х составил широко разработанный проект деятельности Палаты мер и весов как научного учреждения и руководил им.
Вопрос: Кем был Господин Х?
Ответ учащихся: метрологом.
Об электрической выставке в Париже 1881 года. (Приложение 11).
Ответ учащихся: Господин Х обращал внимание русских техников на разницу в качестве русской и французской промышленности (созвучно современному времени).
Вопрос: Кем был Господин Х?
Ответ учащихся: химиком – на это прямо указано в статье и проявил большие знания как экономист.
О промышленности США. (Приложение 12).
Ответ учащихся: Господин Х высказался о том, что: Россию необходимо избавить от засилья импорта (созвучно современному времени).
Вопрос: Кем был Господин Х:
Ответ учащихся: государственным деятелем.
Подводятся итоги:
Кто Господин Х?
Ответ учащихся: Д.И. Менделеев.
- Звучит мелодия из телепрограммы «Что? Где? Когда?» выносится «Черный ящик». Вопрос: в черном ящике находится главный труд Господина Х. Что это?
- Ответ учащихся: Периодическая система Д.И. Менделеева. (Приложение 13 слайды о Д.И. Менделееве).
- Вопрос: Кто Господин N? (Если учащиеся затрудняются ответить о А.А. Блоке, то их можно попросить воспользоваться интернетом).
Ответ учащихся: Господин N – А.А. Блок.
Учащийся читает стихотворение А.А. Блока «Скифы». Приложение 14.
Вопрос: Кто Она? (Если учащиеся затрудняются ответить, то их можно попросить воспользоваться интернетом).
Ответ учащихся: дочь Д.И. Менделеева, Любовь Дмитриевна.
Заканчивается классный час подведением итогов по таблице. Звучит романс на стихи А.А. Блока в исполнении В. Пономаревой. Приложение 15.
Приложение 1






Приложение 2
Офелия.
Какой букет достоинств и талантов
повержен. Где найти нам королей,
подобных друзам горных бриллиантов?
Он благородством мог украсить трон,
своим умом стяжать в науках славу,
меч воина сулил врагам урон,
беседа с ним – изящную забаву.
Он зеркалом бы был последних мод,
предметом подражания дворянам.
Ну кто же мог подумать наперёд,
что он явился в мир с таким изъяном?
А я, которой щедро он дарил
нежнейший мёд обетов сладкозвучных,
в любви иных не ведая мерил,
осталась с ним навеки неразлучна.
Печаль мне суждено испить до дна,
и видеть за мгновением мгновенье,
как ясный взор туманит пелена,
и злой недуг вступает во владенье
его умом. Так трещина растёт
на колоколе, что вчера был звонким,
и колокол гудеть перестаёт,
а только дребезжит дискантом тонким.
Безумие здесь поглотило всё:
и внешность, и чарующую юность.
Как горько той, что этот крест несёт.
Её удел навек теперь – угрюмость.
Мне, видевшей то, что видала я,
теперь осталось видеть то, что вижу.
Пусть пропадет в аду душа моя,
За Гамлета я Небо ненавижу!
Приложение 3
Стихотворение «Незнакомка».
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Приложение 4
Данные первой русской Переписи населения относятся к 28 января 1897 года. На основании данных, для всей России, взятой как целое, Центральный Статистический комитет Министерства Внутренних Дел должен принять прирост никак не менее 15 человек в год на 1000 жителей. Это допущение дает следующее вероятное количество миллионов всего населения России по
1897г.128,2млн.1904г.142,3млн
1898130,21905144,5
1899132,11906146,6
1900134,11910155,6
1901136,11950282,7
1902138,22000594,3
1903140,2
Если же принять естественный прирост равным 18 чел. На тысячу в год (как дает указанный источник для 50-ти европейских губерний для 1897г.), то в начале 1906 года число жителей России должно считать близким к 150,1 миллионам (вместо 146,6 млн.). Осторожнее, однако принять предположение о годовом приросте в 1-1/2%. Подобным же образом легко расчесть количество жителей в отдельных частях России, если принять естественный прирост (т.е. разность между числом рождающихся и умирающих) везде одинаковым и равным 1-1/2%, но несомненно, что густонаселенные губернии выделяют часть населения для переселения в редко населенные губернии и края, а за последнее время отчасти и за границу, в особенности в С.-А. Штаты и Аргентину. Однако разность от этого происходящая, не должна быть большою сравнительно с общим числом жителей.
Когда годовой прирост 1,5% тогда удвоение числа жителей происходит в 46-1/2 лет, а через 155 лет число жителей возрастает в десять раз, т.е. в 2052г. жителей в современной России будет 1282 млн., если до этого времени сохранится прирост в 1-1/2%. Если прирост принять в 18 на тысячу, как получилось для 50 губерний и к 1900г., то удвоение произойдет в 38,8 лет и возрастание народонаселения в 10 раз совершится всего в 129 лет, т.е. тогда в 2026 году (через 120 лет от нашего времени) должно быть в России 1282 млн. жителей. Но и тогда всей земли на душу придется в России около 1-1/2 десятин, а годной для земледелия около 1 десятины, т.е. больше того, что теперь имеют англичане, китайцы и т.п. То добро надо сохранять, уже ради одной любви к детям.
Приложение 5
Уже из того, что Европа находится в обладании народов, корень языка которых найден в Индии (откуда и происходит название этих народов индоевропейцами), а в особенности из относительного положения нашей части света, должно вывести несомненное заключение, что отделение Европы от Азии во всех отношениях искусственно и с течением времени непременно сгладится и, вероятно, даже совершенно пропадает, когда азиатские народы, в особенности китайцы, взойдут в общемировое общение и примут участие как в интеллигентной, тек и в экономической жизни всего света – чего дождутся, пожалуй, уже наши дети. Россия, расположенная отчасти в Европе, отчасти в Азии и граничащая с владениями, наиболее центральными в той и другой части света, назначена историею именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить. Уже на основании того, что в таких обширных азиатских наших владениях. Каковы Восточная и Западная Сибирь, явно преобладает, и численно и во всех иных отношениях, русское население (табл. 2-я), должно ясно видеть, что Азиатская Россия настолько же Россия, насколько и большинство частей Европейской России. Разъединять, как чаще всего делается на картах, Европейскую Россию от Азиатской представляется во многих смыслах неправильным, особенно же вследствие того единства русского народа (великороссы, мало- и бело-руссы), который явно преобладает во всем населении страны, составляя массу в 82 млн. душ в среде, содержащей, кроме него, лишь 46 млн. душ разнообразнейших народов, ничем, кроме России, между собою не связанных. Надо же помнить, что есть страны, - такие, как Великобритания, - имеющая владения во всех частях света, разделенные между собою громадными пространствами океанов, числящие в своей общей населенности более инородцев, чем владельцев страны, и в этих отношениях вполне отличающиеся от России, целой и единой, даже в пространственно-континентальном отношении, не только в народном.
Приложение 6
Большое число путешественников, описывающих Американские Соединенные Штаты, внушило всеобщее убеждение, что страна эта не столько интересна по своей природе, сколько по предприимчивому и свободному духу ее жителей. История и процветание Штатов это подтверждают. Симпатия к американцам влекла меня давно в их страну. Давнишним моим желаниям было посетить Северо-Американские Соединенные Штаты еще для того, чтобы видеть такие природные картины и явления, как Ниагарский водопад, Иоземитскую долину и, так называемый, Национальный, открытый несколько лет назад, Иелловстонский Парк в Скалистых горах, где тысячи периодически бьющих горячих ключей, или гейзеров, ждут еще исследования. Видевши Лондонскую, Парижскую и Венскую всемирные выставки, я отложил поездку в Америку до нынешнего года, чтобы одновременно посетить страну и видеть ее выражение на выставке. Еще в 1873г., когда на Венской всемирной выставке стало уже известно, что в 1876 году будет выставка в Америке, я решился ехать туда; а после того, что писалось о приготовлениях к Филадельфийской выставке, интерес ее посещения во мне, как и во многих других, значительно возрос. Все ожидали увидеть в Филодельфии много оригинальных, чисто американских механических изобретений, потому что такими всегда и представляются произведения американского технического гения. На других всемирных выставках американцы мало выступали, были представлены слабо; это объясняли обыкновенно тем, что у американцев нет прямого торгового интереса в Европе. Заатлантическим предпринимателям чрезвычайно дорого и совершенно бесполезно выставлять свои предметы в Европе, на европейских выставках. Американцы выдавались всегда ружьями, револьверами, да швейными машинами, а затем выставлялось обыкновенно весьма небольшое число других американских произведений и только немногие, нашедшие в Европе применение продукты американской почвы и горного дела. Судя по отзывам путешественников и множеству патентов, выдаваемых в Америке, должно было ждать на Филадельфийской выставке много своеобразных технических произведений, особенно механических. Более же всего привлекали в Америку самый народ и его жизнь, о которой столь много писано. Известно, что лица, посетившие Американские Штаты, отзываются о них в большинстве случаев чрезвычайно симпатично.
Приложение 7
При первом знакомстве с нефтью всякий невольно задается вопросом о ее происхождении. Где, как, когда и из чего она образовалась? Такие же вопросы, отнесенные к каменному углю, к мелу, гипсу, глине и тому подобным веществам, встречающимся в пластах земли, представляют свои трудности, но решены с большою точностью, а для нефти еще нет сколько-нибудь удовлетворительного ответа.
Обыкновенно признается, что нефть произошла тем или другим путем из остатков организмов, некогда живших на земле. Основанием для такого представления служит исключительно один состав нефти из углеводородистых веществ с некоторою малою примесью кислородных и азотистых веществ. Такие или сродные вещества, действительно, образуются из остатков организмов при действии на них жара без доступа воздуха. А как превращения, при этом происходящие, могут совершаться с течением долгого времени и без действия жара, как видим в образовании торфа, лигнитов и каменных углей, то обыкновенно признают за нефтью органическое происхождение, не касаясь подробностей. Правда, нередко замечали уже связь между местонахождениями нефти и вулканами, а потому часто приписывали происхождение нефти влиянию вулканических сил, действовавших на остатки организмов, но, во всяком случае огромное большинство ученых предполагает прежде всего, что остатки организмов дали нефть. Мне кажется ныне, что, глядя на совокупность сведений, добытых для нефти и для разложения органических остатков,-нет возможности допустить образование нефти из организмов, и это я постараюсь развить прежде, чем приступлю к изложению моего личного мнения о происхождении нефти.
Прежде всего необходимо признать, что нефть не образовалась ни на поверхности земли, ни на дне вод. В первом случае она бы испарилась, оставила бы один смолообразный остаток, а во втором всплыла бы на поверхность воды и опять пришла бы в соприкосновение с атмосферою. Следовательно, из чего бы ни произошла нефть, во всяком случае, место ее образования должно искать в глубинах земли.
Приложение 8
… В конце 80-х годов в Англии, Италии, Германии появились бездымные порохи, где кроме нитроклетчатки в пороховую массу входил нитроглицерин.
Сведения о блестящих баллистических качествах новых порохов и отсутствии дыма заставили русское правительство заняться вопросами бездымного пороха. Для выработки бездымного пороха был привлечен Господин Х. Последний был назначен консультантом по производству взрывчатых веществ при военном министерстве.
Задача, взятая на себя Господином Х была очень трудная. Она усложнялась тем, что повсюду пороховые вопросы держались в величайшем секрете.
При выборе материала для орудий Х решил упростить задачу и подыскать нитроклетчатку надлежащих качеств для получения пороха без нитроглицерина. По мнению Х порох должен быть однороден и состоять из нитроклетчатки, растворимой в спирте, - эфире. В своих изысканиях Х исходил из простой определенной идеи: искомая нитроклетчатка должна на единицу веса выделить при горении наибольшее количество газообразных продуктов. Это определяло состав нитроклетчатки. Но этого было мало: нужно было найти такую нитроклетчатку, которая легко растворялась бы в спирте и эфире.
Я помню. Как в лаборатории университета Х, радостный, возбужденный, показывал мне и профессору В.Тищенко пробирки с кусочками нитрованной бумаги в смеси спирта с эфиром и говорил: «Смотрите, смотрите, растворяется, как сахар». «Этот вид коллодия, - говорил Х – должно считать новой, до сих пор в практике неизвестной формой нитроклетчатки». Он назвал ее пироколлодием.
Приложение 9
Господин Х объявил для чтения особый курс «О горении вообще и о топливе в особенности», на который я явился одним из постоянных посетителей этих лекций, записывающим до деталей почти все слова лектора, а по вечерам составлял для них и записки. Первоначально свои лекции Господин Х читал крайне нудно. Постоянно растягивал слова, запинаясь и сопровождая все это продолжительным нытьем.
Но стоило только несколько освоиться с самим характером изложения, чтобы в этих лекциях усмотреть громадный интерес к излагаемому предмету – настолько полно было их содержание. Этих лекций было немного, но для меня они остались незабываемыми.
Приложение 10
У С.Ю. Витте родилась мысль создать в России научное учреждение по метрологии. Так как до того времени почти не было никакой заботы об организации в нашей стране надзора за мерами и весами.
Господин Х составил широко разработанный проект деятельности Палаты мер и весов как научного учреждения и вместе с тем главного руководства по применению мер и весов в практической жизни. Надо было позаботиться о заказе эталонов метрических мер и весов. Для этого Господин Х был командирован за границу.
Приложение 11
Приходилось встречаться с Х и после, когда о нем уже много говорили и писали. Из этих встреч упомяну только о встрече в Париже, на бывшей там в 1881 году электрический выставке. Там Х останавливал внимание русских техников на разнице между русской и французской промышленностью, душою скорбел о нашей отсталости, но все же подчеркивал быстрый ход развития России. Он говорил, что, идя таким темпом, Россия не только догонит, но и перегонит иностранцев. Горячо любивший Россию, он не закрылся исключительно в химию, но отдавал много времени изучению промышленности и экономического быта Родины. Его книга «К познанию России» произвела большое впечатление у нас и за границей. Ее оценили и особенно в Америке поняли знания Х как экономиста.
Приложение 12
Господин Х был убежден защитник и деятельный проводник развития индустрии, считая, что только планомерным и рациональным сочетанием двух основных отраслей народного хозяйства – сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности – можно поднять его на высокий уровень. В пример от часто приводил Соединенные Штаты, где совместная работа в этих областях уже проявила свои плодотворные результаты. Он вкладывал много мысли и энергии для подъема промышленности, и освобождения ее от иностранного импорта. Он принимал деятельное участие в установлении разумной покровительственной системы нашей индустрии, он выступал на защиту ее устным и печатным словом. К нему часто обращался министр финансов С. Ю. Витте с просьбой в письмах к царю отпарировать нападения наших аграриев на индустриальное направление.
Приложение 13
(материалы слайдовой презентации)





Титры на слайде после Приложения №13:
Да, это сама наука, более того – философия науки говорит с вами своим строгим, но ясным и убедительным языком. Вы начинаете любоваться мощною, напоминающей Микель - Анджеловского Моисея, сумрачно-грозной фигурой.
Приложение 14
СкифыМильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.Попробуйте, сразитесь с нами!Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,С раскосыми и жадными очами!Для вас - века, для нас - единый час.Мы, как послушные холопы,Держали щит меж двух враждебных расМонголов и Европы!Века, века ваш старый горн ковалИ заглушал грома, лавины,И дикой сказкой был для вас провалИ Лиссабона, и Мессины!Вы сотни лет глядели на ВостокКопя и плавя наши перлы,И вы, глумясь, считали только срок,Когда наставить пушек жерла!Вот - срок настал. Крылами бьет беда,И каждый день обиды множит,И день придет - не будет и следаОт ваших Пестумов, быть может!О, старый мир! Пока ты не погиб,Пока томишься мукой сладкой,Остановись, премудрый, как Эдип,Пред Сфинксом с древнею загадкой!Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,И обливаясь черной кровью,Она глядит, глядит, глядит в тебяИ с ненавистью, и с любовью!...Да, так любить, как любит наша кровь,Никто из вас давно не любит!Забыли вы, что в мире есть любовь,Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных числ,И дар божественных видений,Нам внятно всё - и острый галльский смысл,И сумрачный германский гений...Мы помним всё - парижских улиц ад,И венецьянские прохлады,Лимонных рощ далекий аромат,И Кельна дымные громады...Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,И душный, смертный плоти запах...Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелетВ тяжелых, нежных наших лапах?Привыкли мы, хватая под уздцыИграющих коней ретивых,Ломать коням тяжелые крестцы,И усмирять рабынь строптивых...Придите к нам! От ужасов войныПридите в мирные объятья!Пока не поздно - старый меч в ножны,Товарищи! Мы станем - братья!А если нет - нам нечего терять,И нам доступно вероломство!Века, века вас будет проклинатьБольное позднее потомство!Мы широко по дебрям и лесамПеред Европою пригожейРасступимся! Мы обернемся к вамСвоею азиатской рожей!Идите все, идите на Урал!Мы очищаем место боюСтальных машин, где дышит интеграл,С монгольской дикою ордою!Но сами мы - отныне вам не щит,Отныне в бой не вступим сами,Мы поглядим, как смертный бой кипит,Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гуннВ карманах трупов будет шарить,Жечь города, и в церковь гнать табун,И мясо белых братьев жарить!...В последний раз - опомнись, старый мир!На братский пир труда и мира,В последний раз на светлый братский пирСзывает варварская лира! 
Литература:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя – М., «Просвещение», 2014. – 159 с.
2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
3. Смирнов Г.В. Тобольский гений России. Книга в 2-х томах. Том I. Неизвестный Менделеев. Избранные произведения. Коллекционное издание. – Тобольск: Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003. - 448 с.
4. Смирнов Г.В. Тобольский гений России. Книга в 2-х томах. Том II. : Живой Менделеев. Автобиографические материалы м воспоминания современников. Коллекционное издание. – Тобольск: Изд-во Общественного фонда «Возрождение Тобольска», 2003. - 256 с.