Тема по самообразованию Универсальные учебные действия как основа Умения учиться

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Кирова Калужской области


Тема по самообразованию
учителя начальных классов
Лукьяновой Т.А.




Универсальные учебные действия как основа
«Умения учиться»





2012 – 2013 уч. год
«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно». А. Дистервег

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшееся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития».
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.
Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Психолого-педагогические исследования показывают, что   формирование  личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, умение выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.
Современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто - обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Только в этом случае мы сможем выпустить из начальной школы ученика, портрет которого определен Новым образовательным стандартом.
Достижение данной цели становится возможным благодаря   формированию  системы универсальных учебных действий ( УУД ), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе  формирования  умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Функциями универсальных учебных действий являются:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и  формирование  картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальный характер  УУД  проявляется в том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и  формирования  психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования ;
Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
общеучебные,
логические,
действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия включают в себя:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель- группа совместно действующих детей является исходной формой учебного сотрудничества в классе. Работу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
-полное внимание к однокласснику;
-серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
-терпимость,дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно – формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию, не обращая во внимание развивающие задачи. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Добиться этого можно только через специальную организацию учебно –воспитательного процесса:
проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении;
организация учебного сотрудничества;
работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
проектно-исследовательская деятельность;
использование интерактивных возможностей ИКТ;
Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду, школе позволит сделать большой шаг на пути к созданию условий для формирования УУД.
Всем нам следует перейти « от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий». В связи с этим встают вопросы:
- Чему учить (обновление содержания)?
- Ради чего учить (ценности образования)?
- Как учить (обновление средств обучения)?
Здесь на помощь учителю придут новые программы разработанные издательством «Просвещение», а так же методические пособия: « Универсальные учебные действия» , «Планируемые результаты начального общего образования », «Оценка достижений планируемых результатов», «Проектные задачи в начальной школе» под ред. А.Г. Асмолова.
Итак, что же дают универсальные учебные действия? Они: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. С первой минуты урока учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) К ним относятся: целеполагание, как постановка учебной задачи (Каким бы вы хотели видеть наш урок? Какие качества нужно проявить, чтобы получился такой урок?) Далее, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. При повторении изученного материала ставится перед учащимися новая проблема (формируются коммуникативные УУД). Всем группам необходимо выбрать верные утверждения и ответить на вопрос: Почему дождь идёт на Земле? Каждый из детей думает по разному, но опыт помог нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием). Таким образом, дети самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в учебнике). На этом этапе урока развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса)
- регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с учебником, использование простейших предметов для проведения опыта)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других); За активную работу на уроке каждая группа получила в подарок капельку дождя. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на уроке.
- А, если вам было интересно сегодня на уроке, поселите свою капельку на голубую тучку. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся. Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.


15