Реферат Патриотическое воспитание школьников


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
7620010414000
Факультет дополнительного профессионального образования
Реферат
по дисциплине: «Патриотическое воспитание школьников»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Кононова Галина Аркадьевна
г. Москва, 2016 г
СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
И СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc465113520 \h 31.Анализ последних исследований и публикаций PAGEREF _Toc465113521 \h 52.Понятие и исследование патриотического воспитания PAGEREF _Toc465113522 \h 73.Цель и задачи патриотического воспитания PAGEREF _Toc465113523 \h 13Заключение PAGEREF _Toc465113524 \h 18Список использованных источников PAGEREF _Toc465113525 \h 19

Введение
Воспитание, как важное явление общественной жизни, издавна стало ведущей функцией человеческого общества. Система воспитания постоянно воспроизводит и углубляет эмоционально-эстетическое, художественно-творческий, модальный и интеллектуальный компоненты сознания народа, создает условия для развития и расцвета природных задатков и талантов каждого гражданина, формирования духовного потенциала - высшей ценности нации и государства. Как известно, каждый народ имеет свою систему воспитания, которая позволяет молодому поколению духовно поддерживать национальные традиции, сохранять их, приумножать.
В период становления российской государственности проблема патриотического воспитания личности приобретает особую значимость. Это обусловлено тем, что патриотизм является ценностной основой любого общества и выступает не только фактором интеграции нашей нации, но и существенным мотивом саморазвития и раскрытия всех потенциальных возможностей каждого человека в духовной, экономической и социально-политической сферах.
Признавая необходимость разработки существенно новой модели образования XXI века, которая отвечала на вызовы, в документах всемирной организации ЮНЕСКО основными направлениями реформирования образовательных систем определены следующие: глобализация общественных процессов, гуманизация и демократизация образования; ее ориентация на непрерывное развитие личности, формирование ее национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради расцвета государства, готовности ее защищать.
Сейчас перед нашим государством стоит задача по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности, любви к Родине, заботы о благе своего народа, готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите национальных интересов, целостности, независимости Российской Федерации, содействие становлению ее как правового, демократического, социального государства.
При таких условиях приоритетной задачей современного учебно-воспитательного процесса является воспитание патриотизма учащейся молодежи.
Целью работы является освещение сущности и структуры процесса патриотического воспитания как составной современного образовательного процесса.

Анализ последних исследований и публикаций
Современные требования к воспитанию патриотизма растущей личности нашли отражение в Законах России "Об образовании" и "Об общем среднем образовании", Национальной программе патриотического воспитания населения, формирования здорового образа жизни, развития духовности и укрепления нравственных основ общества, Национальной программе воспитания детей и учащейся молодежи в России, Основных ориентирах воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательных учебных заведений.
Теоретические аспекты воспитания патриотизма как одной из приоритетных качеств личности освещены в работах выдающихся просветителей и педагогов Г. Г. Ващенко, А. И. Волошина, А. В. Духновича, Н. И. Костомарова, П. А. Кулиша, И. И. Огиенко, С. Ф. Русовой, К. Д. Ушинского, Я. Ф. Чепиги. Они большое внимание уделяли проблеме воспитания любви к своей земле, родному языку, формирование национального сознания и самосознания личности, уважения к историческому прошлому.
Значительное внимание воспитанию патриотизма детей и молодежи уделяется в современных научных исследованиях. В частности, разрабатываются теоретико-методологические основы и методика воспитания этого феномена в условиях модернизационных общественных изменений (И. Д. Бех, К. А. Журба, В. А. Киричек, К. И. Черная), освещается современное содержание патриотического воспитания (Г. В. Агапова, Д. Ю. Арабаджиев, А. А. Афанасьев, А. И. Вишневский, А. С. Духовная-Кравченко, В. В. Карлова, А. В. Киричук, Г. В. Корж и др.). Рассматриваются педагогические основы формирования патриотических чувств учащихся разных типов учебных заведений (А. В. Абрамчук, Т. М. Гавлитина, В. А. Датский, В. А. Дроговоз, В. И. Мирошниченко, П. В. Онищук, Г. Р. Петронговский и другие); определяются современные подходы к организации и повышения эффективности патриотического воспитания (М. И. Дубина, А. Г. Коркишко, Н. В. Мазыкина, А. Л. Монахов, В. П. Матяшук, П. В. Онищук, Г. В. Пьянковский, Е. В. Ширекина и другие). Презентуется методика подготовки педагогов к осуществлению патриотического воспитания в современных условиях (Т. А. Аникина, Т. В. Мельник, Г. А. Назаренко и другие).

Понятие и исследование патриотического воспитания
Интерпретация научных трудов ведущих ученых современности И. Д. Беха, А. В. Киричук, М. Ю. Красовицкого, А. М. Коберника, Н. Е. Мойсеюк, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, К. И. Черной и других в контексте исследуемой проблемы позволяет трактовать патриотическое воспитание не как воздействие субъекта-воспитателя на объект-питомца, а как целенаправленное динамическое взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе сотрудничества и партнерства. В ее ходе в общении и различных видах патриотически направленной деятельности осуществляется самоопределение, самореализация, развитие и саморазвитие личности воспитанника как растущего патриота России. Это приводит к изменению ролей и функций участников патриотического воспитания. Преобразовательное взаимодействие воспитателя и воспитанника, по И. Д. Беху, направленная "на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующих ее качественному росту и совершенствованию" [3, с. 213].
Одним из ведущих методологических подходов к изучению патриотического воспитания как педагогического процесса является системный подход. Он позволяет выявить общие системные свойства, системообразующие характеристики отдельных элементов патриотически направленного воспитательного процесса, принципы его построения и структуру. М. Ю. Красовицкий отмечает, что целостная система - это совокупность закономерно построенных, динамично связанных компонентов, взаимодействие которых порождает новое системное качество [12, с .41]. Определяющими для процесса патриотического воспитания как системы есть компоненты, структура (взаимное расположение и взаимодействие компонентов), функции и факторы, объединяющие систему (интегративные факторы).
Вслед за С. И. Гончаренко, Н. Е. Мойсеюк рассматриваем патриотическое воспитание в контексте системного подхода как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов, как цель (задачу), принципы, содержание, методы, приемы, формы и средства, а также результат [5, 9]. Конкретное содержание указанных компонентов будет освещено нами ниже.
На реализацию основных функций патриотического воспитания (составление всего спектра воздействий окружающей среды на становление патриотизма воспитанника и создание патриотически направленного воспитательного пространства для развития патриотических чувств личности) влияют как внешние (объективные), так и внутренние (субъективные) факторы. К внешним (объективным) факторам можно отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую в ней систему образования.
Как отмечалось выше, патриотическое воспитание определяется единством целей и содержания, причем именно в соответствии с целью избирается содержание и способы воспитательной деятельности. Кроме этого, именно с целью сравниваются реальные результаты воспитания. Общая цель патриотического воспитания конкретизируется системой задач.
Определение оптимальной цели и задач патриотического воспитания как современного педагогического процесса требует рассмотрения сущности феномена "патриотизм" как ожидаемого результата указанного процесса.
Слово «патриотизм» (от "рatris») - греческого происхождения, в переводе означает "родина, отечество". Патриотизм - социально-историческое явление, поэтому в разные эпохи содержание этого понятия, в зависимости от различных подходов, объяснялся несколько по-другому.
Я. А. Коменский, который первым в педагогике наиболее последовательно осветил проблему воспитания у детей патриотизма, определил это понятие как любовь к родной земле, местности, где родился человек [8]. Позже сущность этого феномена расширил К. Д. Ушинский, который с принципами формирования патриотизма отнес изучение среды, где ребенок родился, родного языка и народного фольклора, обычаев и традиций [13].
Продолжение этих идей находим в трудах ученых, деятелей культуры, педагогов, писателей России Х. А. Алчевского, Г. Г. Ващенко, М. П. Драгоманова, М. М. Коцюбинского, И. Огиенко, С. Ф. Русовой Я. Ф. Чепиги и других. Они большое внимание уделяли проблеме воспитания любви к своей земле, родному языку, формирование национального самосознания, уважения к историческому прошлому своего и других народов. В работах этих исследователей патриотизм рассматривается как чувство, которое объединяет разные народы (этносы) вокруг общей идеи служения Отечеству.
Историки, философы и литературоведы Бердяев, Н. С. Грушевский, С. Ф. Ефремов, Ян Колар, Г. С. Сковорода, Д. И. Чижевский определяли основные компоненты патриотического воспитания сознательного гражданина. В частности, чешский философ прошлого века Ян Колар склонялся к тому, чтобы ориентировать патриотические чувства не только на Родине, но и на народе, нации. По мнению ученого, противопоставление в патриотических чувствах направленности на родину и народ никогда не приносило и не принесет добра. Эти составляющие патриотизма должны сочетаться и усиливать друг друга [7, с. 111].
На важном аспекте патриотизма акцентировал внимание М. С. Грушевский: "Россия - не только для русского, а для всех, кто живет в России, а живя, любит ее, а любя, хочет работать на благо края и его населения, служить ей, а не обирать, не рекомендуется эксплуатировать для себя "[6, с. 4].
Выдающиеся педагоги ХХ века А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. А. Захаренко советовали прививать учащейся молодежи высокие чувства верности и преданности Родине. [10].
Современные ученые В. П. Вугрич, Н. Е. Мойсеюк, П. В. Онищук, К. А. Циганчук [11] освещают сущность понятия «патриотизм» как интегрированное единство чувств, убеждений и деятельности, в которых отражается отношение личности к себе, человек Родины, ее прошлого, будущего и настоящего.
Авторы Программы патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Д. Бех и К. И. Черная, отмечают, что патриотизм - это "существенная часть общественного сознания, которая проявляется в коллективных настроениях, чувствах, ценностном отношении к своему народу, его образа жизни, национальных достижений и достоинств, культуры, традиций, героического исторического прошлого и сегодняшней развития государства как единой нации, к безграничным просторам Родины, ее природных богатств» [2, с. 17-21]. По мнению этих ученых, особое внимание в формировании патриотического чувства необходимо уделять именно эмоционально-чувственной сфере, ведь человеческие эмоции и чувства ярче выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности.
Учитывая то, что наше государство задекларировало и пытается осуществлять человекоцентрическую политику, поведение гражданина и патриота России должно базироваться на принципах гуманистической этики. Итак, нравственные чувства личности патриота проявляются в гуманности, доброжелательности, сочувствии, отзывчивости, заботливости, человечности, достоинстве, самоуважении, совести, ответственности, добросовестности и т.д.
Итак, на основе указанного выше можем сделать вывод о том, что эмоционально-ценностный компонент патриотизма интегрирует в себя следующие основные чувства:
- Чувство любви к своей Родине, ее природе, русскому народу (любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, уважении к родителям, своего рода, "родной школе", "родной улице", "городу")
- Чувство национальной гордости за свою страну, ее культуру, народ (захват достопримечательностями родной земли, бытом, обычаями, народными и семейными традициями)
- Чувство чести и собственного достоинства как гражданина патриота России;
- Чувство долга перед Родиной, которое выражается в готовности служить ее интересам, встать на защиту своего Отечества в случае угрозы национальной безопасности;
- Чувство ответственности за свои поступки и действия;
- Чувство гуманности и толерантности в отношении к представителям русского народа, различным по этническому происхождению;
- Чувство любви к труду на пользу Родине и русскому народу (гражданин-патриот с удовольствием и восторгом отзывается на различные виды деятельности - трудовую, учебную, общественно активную в пользу Родине и ее народу).
Указанные выше чувства являются проявлением ценностного отношения личности патриота к Родине, родной земле, русскому народу, родному дому, родителям, своему роду, этносу; к истории, культуре, ценностям, обычаям и традициям всех этносов, входящих в состав русского народа. Отметим также то, что в патриотизме, как комплексе высших чувств, ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Развивая мысль Б. Г. Ананьева о том, что внутренние отношения превращаются в определенные волевые качества, предпочтения, вкусы, нравственные привычки, в определенный стиль внутренней жизни человека, Д. Бех подчеркивает, что во взаимоотношениях субъекта с другими людьми формируются рефлексивные черты, которые возникают в результате познания субъектом самого себя и оценочного отношения к самому себе. Они являются внутренними индивидуально-избирательными отношениями личности к материальным и идеальным предметам. "Именно эти осознанные обобщенные морально-духовные образования, получили статус собственной личностной ценности субъекта, составляют содержание образа "Я", "Я-концепции", что образует ядро ​​человеческой личности как регулятора его поведения и деятельности" [1, с. 210].
Итак, ощущение личностью ценности того или иного объекта или явления побуждает его к активным действиям, превращаясь в мотив деятельности, причем мотивом могут быть только признаны личностью ценности.
Таким образом, патриотизм сочетает в себе эмоционально-ценностное и действенное отношение к Родине, родной природе, своему народу, нации, к материальным и духовным ценностям общества.

Цель и задачи патриотического воспитания
Анализ содержания патриотизма как чувства, личностной ценности позволил определить патриотическое воспитание как целостный, целеустремленный, сознательно организованный процесс становления и развития личности активного гражданина патриота России, которому присуще ценностное отношение к Родине, родной природе, русского народа, истории, материальных и духовных достижений общества.
Положения Программы патриотического воспитания детей и учащейся молодежи (авторы И. Д. Бех, К. И. Черная) [2], а также научных трудов указанных выше современных исследователей дают возможность определить цель патриотического воспитания. Это создание условий для становления гражданина патриота России, носителя патриотических ценностей, готового самоотверженно развивать Родину как суверену, независимое, демократическое, правовое, социальное государство.
Цель патриотического воспитания конкретизируется через систему таких воспитательных задач:
воспитание любви к родной земле, государству, семье, народу, признание духовного единства населения всех регионов России, общности его культурного наследия и будущего;
утверждение в сознании и чувствах личности патриотических ценностей, уважении к культуре и историческому прошлому России;
воспитание уважения к Конституции России, Законам РФ, государственной символики, государственного языка;
содействие осознанию прав ребенка и прав человека как высшей ценности государства и общества;
утверждение в сознании личности взаимосвязи между индивидуальной свободой, правами человека и его патриотической ответственностью; содействие приобретению детьми и учащейся молодежью патриотического опыта на основе готовности к участию в патриотически направленной деятельности [14].
Цель и задачи патриотического воспитания отражаются в содержании патриотически направленного воспитательного процесса. Для реализации каждого из указанных выше задач в процессе патриотического воспитания происходит
овладение воспитанниками патриотически направленными знаниями, принципами и правилами патриотически направленного поведения;
развитие патриотических чувств;
формирование системы патриотических ценностей и убеждений, которые будут, с одной стороны, своеобразным мотивом патриотически направленной деятельности, а с другой - "стержнем" поведения личности как патриота своей страны;
развитие у старшеклассников умений и навыков патриотически направленного поведения, которые являются предпосылкой активной деятельности личности в сфере реальных жизненных ситуаций;
накопления опыта патриотически направленной деятельности.
Если цель, задачи и содержание составляют педагогические основы использования ИКТ в патриотическом воспитании, то организационные основы - это основные средства воспитания патриотизма на основе использования информационно-коммуникационных технологий (принципы, методы, формы и условия). К ним относим принципы, вытекающие из закономерностей эффективного воспитательного процесса; методы, формы, средства и условия организации патриотического воспитания.
Под закономерностями процесса патриотического воспитания мы понимаем те существенные внутренние и внешние связи, реализация которых будет способствовать эффективному воспитанию патриотизма личности воспитанника.
Анализ работ исследователей проблемы воспитания позволяет выделить ряд положений, которые можно принять в качестве закономерностей процесса патриотического воспитания:
- Патриотическое воспитание органично соединено с потребностями общества, государства и самой личности гражданина патриота. Развитие гражданского общества, становление демократических основ государства, интересы и потребности личности воспитанника детерминируют изменения в воспитательном процессе;
- В патриотическом воспитании происходит взаимодействие всей совокупности различных факторов: в рамках патриотически направленного воспитательного пространства воспитывает все - люди, вещи, явления;
- Целостность воспитательных воздействий, единство патриотического воспитания и самовоспитания обеспечивается подчиненностью единой цели;
- Процесс патриотического воспитания должен постоянно трансформировать внешние воздействия во внутренние мотивы, установки, ценностные ориентации, ценностные отношения личности;
- Деятельность и общение, сочетая сознание и поведение, являются определяющими факторами патриотического воспитания;
- Воспитание ребенка осуществляется только на основе активности самого ребенка, в ее взаимодействии с патриотически направленным воспитательным пространством. Активность ребенка зависит от его мотивации к патриотически направленной деятельности.
Закономерности процесса патриотического воспитания обусловливают принципы воспитания - руководящие положения, определяющие общие требования к содержанию, методов и форм воспитательного взаимодействия. Принципы воспитания является обобщенной системой требований, которые охватывают все аспекты воспитательного процесса, раскрывают пути достижения цели и реализации задач патриотического воспитания.
В организационном аспекте цель патриотического воспитания реализуется, основываясь на принципах воспитания, через методы и формы патриотического воспитания, организационную структуру этого процесса.
Изучение научных работ указанных выше исследователей процесса воспитания, а также учета приоритетных тенденций модернизации образования России позволяет наряду с традиционными определить современные принципы патриотического воспитания, как:
целеустремленность воспитания;
национальная направленность воспитания;
гуманизация воспитательного процесса;
субъект-субъектное взаимодействие;
превентивность патриотического воспитания;
технологизация патриотического воспитания [3, с. 217].
Как отмечалось выше, наряду с закономерностями и принципами воспитательного взаимодействия к организационным основам патриотического воспитания относятся также методы (способы деятельности воспитателей и воспитанников с целью достижения воспитательных целей), приемы (составная часть метода, определяет конкретные пути реализации методов воспитания) и формы воспитания [4, с. 132-133].
Методы и приемы воспитания визуализируются в формах воспитания, то есть, форма воспитания - это внешнее проявление метода воспитания.
Общеизвестно, что в педагогической науке существует несколько классификаций воспитательных методов. Учитывая это, исследователь начинающий принимает за основу ту или иную классификацию. Мы поддерживаем мнение Н. Е. Мойсеюк о том, что на выбор методов воспитания влияют, прежде всего, цели, задачи, принципы и содержание воспитания, а также индивидуальные особенности воспитанников, условия воспитания, отношения в коллективе, стиль педагогического руководства, уровень профессиональной компетентности воспитателя [9, с. 481].
Исходя из логики нашего исследования, принимаем классификацию, представленную в научных трудах Н. Е. Мойсеюк, и интерпретируем ее в контексте патриотического воспитания:
методы осознания патриотических ценностей (рассказ, разъяснение, беседа, диспут, пример);
методы организации патриотически направленной деятельности и формирования опыта (тренировки, метод ситуаций свободного выбора);
методы стимулирования патриотически направленной деятельности и поведения (поощрение, одобрение, соревнования);
методы педагогической поддержки и содействия самовоспитанию учеников-патриотов (совместное проектирование действий, метод альтернатив, метод инициирования и другие) [9, с. 459].

Заключение
Таким образом, идеи гуманизации и демократизации образования вывели на качественно новый уровень представления о патриотическом воспитании как педагогической категории. Она ныне трактуется как целенаправленное динамическое взаимодействие воспитателя и воспитанника на основе сотрудничества и партнерства, в ходе которой в общении и различных видах патриотически направленной деятельности осуществляется самоопределение, самореализация, развитие и саморазвитие личности воспитанника как растущего патриота России.
Конкретизация содержания понятия «патриотизм» позволила определить патриотическое воспитание как целостный, целеустремленный, сознательно организованный процесс становления и развития личности активного гражданина патриота России, которому присуще ценностное отношение к Родине, родной природе, русского народа, в истории, материальным и духовным достижениям общества. Структурными компонентами патриотического воспитания как системы является цель, задачи, закономерности, принципы, методы, формы, средства и результаты деятельности.
Перспективами дальнейших исследований является выделение смысловых аспектов создания патриотического направленного воспитательной среды средствами информационно-коммуникационных технологий.

Список использованных источников
1. Бех И. Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности: наук. изд. / Д. Бех. - М.: Просвещение, 2006. - 272 с.
2. Бех И. Д. Программа патриотического воспитания детей и учащейся молодежи / И. Д.Бех, К. И.Чорна. - М.: Мир воспитания, 2007. - 39 с.
3. Бех И. Д. Воспитание личности: в 2-х кн. / Д. Бех; ред. А. И. Цибульская. - М.: Просвещение, 2003. - Кн. 2: личностно-ориентированный подход: научно-практические основы. - 2003. - 344 с.
4. Волкова Н. П. Педагогика: учеб. пособие. / Н. П. Волкова. - Изд. 2-е, перераб., Доп. - М.: Академвидав, 2007. - 616 с.
5. Гончаренко С. Русский педагогический словарь / С. Гончаренко. - М.: Просвещение, 1997. - 376 с.
6. Грушевский М. С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV века / М. С. Грушевский. - К.: Науковая мысль, 1991. - 560 с.
7. Датский В. А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы: дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.01. / Виктор Анатольевич Датский; Московский государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова; науч. руков. Солдатенков А. Д. - М., 2006. - 153 с.
8. Коменский Я. Cочинения / Я. Коменский. - М.: Наука, 1997. - 480 с.
9. Мойсеюк Н. Е. Педагогика: учеб. пособие / Н. Е. Мойсеюк. - Белая Церковь, 2003. - 616 с.
10. Назаренко Г. А. Современные подходы к воспитанию культуры демократии старшеклассников / Г. А. Назаренко // Материалы научно-практической. конференции (по результатам научно-исследовательской работы Института проблем воспитания АПН России в 2010 году) / под ред. И. Д. Беха, А. В. Мельника. – М., 2011. - Вып. И. - С. 53-56.
11. Онищук П. В. Педагогические основы технологии формирования патриотических рис у учащихся школ-гимназий, лицеев: Автореф. дис. ... Канд. пед. наук: 13.00.01 / П. В. Онищук; Прикарпатский ун-т им. В. С. Стефаника. – М., 1996. - 22 с.
12. Практическая педагогика воспитания: пособие. по теории воспитания / под ред. М. Ю. Красовицкого; [Сост. Г. И. Иванюк]. - М.: Плай, 2000. - 218 с.
13. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. / К. Д. Ушинский; редкол. В. М. Столетов (председатель) и др. - М.: Сов. школа, 1983. - Т. 1. - 488 с.
14. Черная К. И. Национальная идея в становлении гражданина патриота России: метод. пособие. / К. И. Черная. – Ч.: ЧОИПОПП, 2008. - 40 с.