Урок по теме: Общая характеристика и многообразие паукообразных.


Класс: 7
Дата: 30.11.2015
Учитель: Мулдагалиева В.С.
Тема урока : Общая характеристика и многообразие паукообразных.
Задачи урока:
обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека.
познакомить с многообразием представителей класса паукообразных, познакомиться с представителями местной фауны.
учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера;
Оборудование: таблица «Класс Паукообразные. Паук-крестовик» мультимедийная презентация «Многообразие паукообразных»
Ход урока.
І. Организационный момент.
Опрос дом. задания (тестирование)
Класс Ракообразные.
1. Ракообразные – это:
А – наземные животные;
Б – преимущественно водные животные;
В – животные, приспособленные к полету;
Г – животные, обитающие только в пресных водоемах.
2. К ракообразным относят:
А – дафнию; Б – креветку; В – большого прудовика; Г – мокрицу.
3. Для рака характерна линька, которая представляет собой процесс:
А – разрушения красящих веществ при варке рака;
Б – смены наружных покровов у животного;
В – передвижения «задом наперед»;
Г – удаления непереваренных остатков пищи.
4. Органы чувств помогают ракообразным:
А – находить добычу; В – переваривать пищу;
Б – уходить от опасности; Г – удалять вредные продукты обмена.
5. Ракообразные приспособлены к жизни в воде: А – дышат при помощи жабр; В – брюшко заканчивается хвостовым плавником;
Б – дышат при помощи легких; Г – тело защищено хитиновым покровом.
6. Органами защиты у речного рака служат:
А – глаза; Б – брюшные ножки; В – клешни; Г – длинные усики.
7. К органам чувств речного рака относят:
А – органы зрения; Б – органы осязания; В – зеленые железы; Г – орган равновесия.8. Органом выделения рака являются:
А – почки; Б – анальное отверстие; В – кишечник; Г – зеленые железы.
9. В пресных водоемах пищей малькам рыб служат:
А – мокрицы; Б – дафнии; В – креветки; Г – циклопы.
ІΙ. Активизация познавательной деятельности.
Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего урока.
Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.
Его собратья сети ткут –
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут-
На мух идет охота!
«Фу, паук!»- вскрикивает человек , и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. «Фу, паук!»- вскрикивает человек , и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. Необъяснимое отвращение , а порой и страх испытывает человек при встрече с пауками , хотя знает , что они приносят пользу , уничтожая массу мух и др. насекомых. Пауки всем знакомы , и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной , интересной и многообразной группе животных. Послушайте , о чем говорит одна из древнегреческих легенд .
(легенда)
От имени Арахны произошло латинское название класса- Арахниды.
Класс Паукооб-е объединяет более 60 тыс видов жив-х обитающих на суше.
ІІІ. Изучение нового материала
А. Рассмотрим внешнее строение паука.
Теория:
Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста.
И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков….
Вопрос: А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков-вышли на сушу из моря? 1) Спасались от хищников, 2) Недостаток пищи, 3) Изменение климата, 4)Пересыхание водоемов. Ответ поясните. Как можно проверить ваши предположения.
Класс паукообразных (Arachnida) — одна из древнейших групп животных: их современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.
Как и все членистоногие (Arthropoda), паукообразные имеют наружный скелет. У всех паукообразных восемь ног. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди , слитная и называется головогрудь. На ней находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры (верхние челюсти) и педипальпы (ну пока пусть будут руки, хотя можно сказать и нижние челюсти). Задняя часть тела называется брюшко. Внутри него находятся не только органы пищеварения, но и сердце, органы дыхания и размножения, и всё прочее. Брюшко у паукообразных может быть многочленистым (скорпионы), сплошным (пауки) или сросшимся с головогрудью (клещи).
Рассмотрите внешнее строение паука.
Наружное строение. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди, образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У большинства пауков их четыре пары. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое ротовое отверстие. У всех пауков в четыре пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.
Вопрос: Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?
1) Наличие мощных челюстей. 2) Наличие ядовитых желез. 3) Наличие паутинных бородавок, 4) Наличие хитинового покрова. Ответ поясните.
(Новые понятия)
Хелицеры- крючкообразные , твердые челюсти., хватают пищу, прокалывает жертву.
Ногощупальца- короткие, чувствительные с
волосками -органы осязания.
Паутинные бородавки
Б. Рассмотрим внутреннее строение паука.
Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.
Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.
Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.
Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.
Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.
Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка.
Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам
IV.Закрепление:
Графический диктант
1.Тело паука подразделено на головогрудь и брюшко.
2. У паука 3 пары ног.
3. Органы дыхания – трахеи и легочный мешок.
4. Паутинные бородавки находятся на брюшке.
5.Тарантул опаснее каракурта.
6. Яд каракурта смертелен .
7. Самый маленький паук – птицеед.
8. Паутина помогает паучатам расселяться.
9. Паутина обладает бактерицидными свойствами.
10 У паука есть длинные усики.
11. У паука 8 ног.
12. У пауков желудок жевательный.
13.Яд паука не только умершвляет жертву , но и переваривает ее.
14. Клещи относятся к паукообразным.
биологические задачи.
1. У паука-крестовика имеются ногощупальцы и ходильные ноги. Отличаются ли они по строению и функции.
2. Если положить на паутину чистую бумажку, паук на нее не реагирует, но если на ней была раздавлена муха, то паук нападет на бумажку и путает ее паутиной. Дайте объяснение поведению паука
3. Паук-крестовик твердую пищу есть не может, но его жертвы насекомые имеют твердый покров. Каким образом паук все же питается насекомыми
4. Два друга поспорили: один утверждал, что скорпион - представитель ракообразных, а другой -что спорпионы относятся к паукам. Кто из них прав ?
VІІ.Домашнее задание : § , кроссворды и сообщения.
Приложения к уроку
Бионика и паукообразныеМы знаем как охотится паук-крестовик.
А как охотятся другие пауки Как человек использует это в своей жизни?
Сообщение учащегося №1
В Южной Америке обитает паук, который охотится с помощью самодельного сачка. Днем он пребывает в состоянии оцепенения, и его с трудом можно отличить от почки на дереве. Когда наступает ночь и все наиболее опасные враги засыпают, паук плетет сеть, которую прикрепляет между ногами. Если неосторожная бабочка или муха пролетит слишком близко от паука, он мгновенно вытягивает длинные ноги и натягивает на жертву сеть.
В Австралии паук ловит добычу паутинной нитью, на конце которой висит капелька клея. Паук крепко держит нить в одной из ног и, выжидая жертву, раскручивает свою нехитрую снасть. Как только жертва приближается, следует меткий бросок.
Достаточно чтобы капелька клея попала на кончик крыла насекомому и ему уже не уйти от хищника.
Подобные ловчие приспособления человек изготовлял и применял на охоте еще в глубокой древности. Сачком и сейчас ловят насекомых, а сачком неводом-рыбу. Еще первобытный человек применил петлю в своих самодействующих ловушках. Лассо и сейчас ловят диких лошадей, набрасывая его на шею животного.
Бионика- наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью создания более совершенных технических систем или устройств.
Сообщение учащегося №2
Патент № 1 на изобретение универсального клея. Обладатель изобретения паук.
Пауки плетут паутину, проклеенную липким составом. Толщина его всего 4-7 мкм (микромер), а выдерживает вес кокона и паука, т.е. около одного грамма. Она превосходит, прочность стали. Паутина приклеивается к древесине, потолку (бетону) и другим материалам клеем, выработанным пауком. Паутина чаще рвется, чем отклеивается, что свидетельствует о высоком качестве природного клея. Липкость паутины, покрытой клеем, сохраняется несколько месяцев и не исчезает после дождя.
Изучение природных клеевых соединений позволяет создать различные универсальные клеи для склеивания: дерева, пластмассы, металлических изделий, тканей, картона и других материалов. Но ленты покрытые искусственным клеем, сохраняют липкость на воздухе (если их размотать) только в течение семи- восьми дней. Если на них попадет хоть капля воды, их клеящие свойства пропадают.
Так что есть чему поучиться у природы.
Сообщение учащегося №3
Патент № 2 на изобретение гидропривода. Обладатель изобретения паук -сенокосец
Пауков природа наградила чудесным гидроприводом, жидкостью для которого служит кровь животного. Лапки пауков лишены мышц. Но когда паук вытягивает лапки, гидропривод повышает в них давление крови до такой степени, что отвердевают даже щетинки, то повышая то понижая давление крови в лапках, пауки приводят их движение. Гидравлическая система паука действует мгновенно, давление крови регулируется, автоматически это дает возможность паукам очень быстро бежать на своих длинных ногах даже по пересеченной местности.
Гемолимфа действует как масло на поршень в цилиндре в гидроприводе колесного экскаватора.
Природному гидроприводу миллионы лет, гидроприводу в технике (станках, автомашинах, грузоподъемных механизмах) -100 лет.
Народы, близкие к природе и сегодня не считают пауков, чем-то мерзким, отталкивающим, порой они их даже используют в своем хозяйстве.
Например, мадагаскарские женщины приносят из леса пауков рода нефилы, отличающиеся не только крупными размерами, но и на редкость прочной паутинной нитью. Паука зажимают специальным приспособлением и, слегка коснувшись паутинных бородавок, вытягивают из его тела длинную нить. Затем пауков относят в лес, чтобы в дальнейшем использовать их вновь. Ткань, полученная из добытого таким путем паутинного шелка, обладает красивым естественным золотистым блеском и не рвется при носке долгие годы в отличие от шелка получаемого от гусениц бабочек – шелкопрядов. Мадагаскарцы до сих пор используют паутинки вместо ниток. Даже в Европе в 18 и 19 столетиях из паутинного шелка изготовляли тончайшие чулки и перчатки.
Двести лет тому назад известный натуралист Д,,Орбиньи щеголял в панталонах из паутины бразильских пауков.
История про шотландского героя Роберта Брюса и паука.
В далекие от нас времена шотландцы воевали за свою свободу. Семь раз побеждали англичане. После последнего поражения шотландский герой спрятался в пещере. Он совсем пал духом, все надежды его были разбиты, силы иссякли. В углу пещеры паук ткал паутину. Роберт Брюс, злой на всех, сорвал ее. И часа не прошло, а паук снова принялся за работу. Брюс опять разрушил – смотрит, а тот снова плетет. Семь раз уничтожал Брюс сделанное пауком, но паук с прежней энергией трудился на руинах своей паутины, все заново сплетая. И тогда герой устыдился: маленькая « букашка» так упорна и бесстрашна в делах своих, а мы, люди от нескольких поражений пали духом! Не бывать тому. В новом
бою наголову разбил своих врагов.
- Как паук сроит ловчую сеть?
- Интересно, а почему он не прилипает к своей сети?

С пауком проделали следующий опыт:
а) бросили в паутинку большой комочек фильтровальной бумаги – паук не выбежал из
укрытия, а к маленькому комочку подбежал, но дотронувшись конечностями, и выб-
росил его из сети.
б) маленький комочек фильтровальной бумаги смочили жидкостью с запахом мухи. Паук
подбежал, опутал паутиной и пустил пищеварительный сок.
- Объясните особенности поведения паука.
Подумай и ответь
1. Однажды при наблюдении за пауком – крестовиком было замечено, что он
последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшего в нее насекомого.
Насекомое упало на землю, освободилось от остатков паутины и улетело.
Почему насекомое не стало жертвой паука? Изложите свои гипотезы. Какие опыты необходимо провести для этого? (ОСА)
2. Наблюдение за поведением паука показывает, что он выскакивает из своего укрытия и
стремительно направляется к мухе, попавшей в паутину, только в том случае, если там
находится муха средней величины, если попадается малая муха, то паук часто не
обращает на нее внимания.
Каким образом паук узнает о величине своей жертвы?
( на лапках чувствительные органы воспринимают колебание паутины; по силе колебаний узнает, какая муха…)
- Как размножаются паукообразные?
Сообщение учащегося № 4
Пауки, как ни странно, создания очень нежные. Каждый вид имеет свой ритуал «ухаживаний». Особенно трогательны сцены, когда «жених», сверкая всеми восьмью глазами, преподносит избраннице свадебный подарок – муху, завернутую паутиной. Самочка, обычно реагирующая только на движущиеся предметы, почему-то благосклонно принимает этот дар. А вот самка паука каракурта сама делает себе подарок, съедая после свадьбы, своего партнера. За что и получила свое название «черная вдова». Удивительно, но яд самки этого вида в 160 раз токсичнее яда самца, а сама она в 1500 раз больше его по размерам.
Самки необычайно заботливые мамы. Многие из них носят кокон с собой, хотя величина его соизмерима с самой паучихой. Некоторые даже подогревают кокон на солнце, время от времени поворачивая. Только что родившиеся паучата несколько недель безмятежно живут на маминой спине. На землю они спрыгивают лишь в случае опасности. Если две мамаши с потомством начнут выяснять отношения и одна из них невзначай съест другую, паучата- сиротки недолго думая, взбираются на спину победительницы. Она не бросит их, хотя прекрасно отличает родных детишек от чужих. Впрочем, есть среди пауков и «кукушки», подбрасывающие свои коконы более сознательным родителям.