ОЦЕНКА ДЕЙСТВЕННОСТИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» ФАКТОРА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭПИДЕМИЯМ







ОЦЕНКА ДЕЙСТВЕННОСТИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» ФАКТОРА ПРОТИВОСТОЯНИЯ ЭПИДЕМИЯМ

Исследовательская работа

Выполнена: ученицей
11г класса МОУ лицея № 49
г. Калининграда
Соловьевой Надеждой Андреевной

Научные руководители:
Заведующий лабораторией
инфекционной иммунологии
ФГУ 1409 военно-морского
клинического госпиталя
Балтийского флота,
врач высшей категории
Этлис Мирон Самсонович

Учитель биологии высшей категории
МОУ лицея № 49,
Заслуженный учитель РФ,
Этлис Ольга Алексеевна










ОГЛАВЛЕНИЕ
13 TOC \o "1-2" \h \z \u 14
13 LINK \l "_Toc284159677" 14ВВЕДЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc284159677 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc284159678" 141. ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ, КОМПЛЕКС МЕР ПО БОРЬБЕ С ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭТИХ МЕР 13 PAGEREF _Toc284159678 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc284159679" 142. ГРИПП - КАК МОДЕЛЬ ОПАСНОЙ ИНФЕКЦИИ 13 PAGEREF _Toc284159679 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc284159680" 143. ТЕЧЕНИЕ ГРИППА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ. ТИПОВЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ 13 PAGEREF _Toc284159680 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc284159681" 144. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОПРОСА 13 PAGEREF _Toc284159681 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc284159682" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13 PAGEREF _Toc284159682 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc284159683" 14СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13 PAGEREF _Toc284159683 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc284159684" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 1 13 PAGEREF _Toc284159684 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc284159685" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 2 13 PAGEREF _Toc284159685 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc284159686" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 3 13 PAGEREF _Toc284159686 \h 14201515
13 LINK \l "_Toc284159687" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 4 13 PAGEREF _Toc284159687 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc284159688" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 5 13 PAGEREF _Toc284159688 \h 14221515
13 LINK \l "_Toc284159689" 14ПРИЛОЖЕНИЕ 6 13 PAGEREF _Toc284159689 \h 14231515
15
ВВЕДЕНИЕ

Человечество живет в неспокойном мире: стихийные бедствия - наводнения, пожары, землетрясения, техногенные катастрофы, вызванные неразумной деятельностью самого человека. Но по масштабам и трагическим последствиям эти происшествия многократно уступают эпидемиям, вызванным болезнетворными микробами и вирусами.
Они зачастую непредсказуемы, могут быстро приобретать глобальный характер, уносят десятки миллионов жизней, наносят колоссальный ущерб экономике, влияют на ход исторических событий. Достаточно сказать, что знаменитая "юстинианова чума", свирепствовавшая в Европе и на Ближнем Востоке в 6 веке, унесла около 100 млн. жизней.
Следующая пандемия, начавшаяся в 1348 г. и известная как "черная смерть", опустошила Европу, вызвав гибель свыше четверти ее населения. В некоторых городах население вымирало полностью. Только в Кенигсберге за 1352 год она унесла 5078 человек, а в начале 18 столетия от чумы в Пруссии вымирало еженедельно более 600 человек. За десять лет эпидемии погибла треть населения - 240 тысяч человек [8].
Во время гражданской войны в России и Восточной Европе погибло от инфекционных болезней, среди которых преобладал сыпной тиф, около 2 млн. человек, заболевали и умирали целыми деревнями. Недаром в народе он назывался "повальным тифом". «Выкашивали» миллионы людей холера, натуральная оспа.
Человечество научилось бороться со многими опасными инфекциями с помощью диагностических и лекарственных препаратов, вакцинации, ограничительных мероприятий (карантин, обсервация), мощных средств дезинфекции.
Но появляются новые заболевания, возбудители которых гораздо быстрее и совершеннее человечества приспосабливаются к изменению ситуации, изменяются и давно известные, казалось бы, «прирученные» инфекции. Развитие туризма и возможность за короткие сроки переместиться с континента на континент расширили возможности заноса в регионы неизвестных болезней, их массового распространения и гибели населения.
В последние годы мировой проблемой стали «атипичная» пневмония, «птичий», «свиной» грипп, предупреждение распространения которых в мире и нашей стране вызвало горячие споры ученых и политиков, незапланированные расходы огромных денежных средств.
Неизбежность мировых эпидемий этих «потенциально смертельных» инфекций нагнеталась ссылкой на возможность бесконтрольного заноса в любой регион.
Однако и при заносе в регион инфекционного заболевания для предупреждения его распространения огромное значение имеет фактор «человеческий» - желание и умение применить на практике знания о заболевании, средствах и способах борьбы с ним,
Цель представляемой нами работы: используя в качестве модели опасного инфекционного заболевания – грипп, (информация о высокой заразительного которого, клиническом течении, возможных осложнениях и мерах профилактики всем достаточно широко известна), оценить:
уровень знаний населения по предупреждению его распространения и профилактике осложнений,
подходы к реализации на практике полученных знаний
реальный риск распространения опасного инфекционного заболевания среди населения при его заносе в город.









1. ОПАСНЫЕ ИНФЕКЦИИ, КОМПЛЕКС МЕР ПО БОРЬБЕ С ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭТИХ МЕР

Опасные инфекции характеризуются высокой контагиозностью (малыми дозами возбудителя, способными вызвать заболевание, быстрым распространением от больных лиц к здоровым), коротким инкубационным (скрытым периодом) заболевания, достаточно высокой смертностью заболевших. Наиболее контагиозные из них (вирусные лихорадки, оспа, легочная чума) распространяются воздушно- капельным путем.
Накопленный человечеством опыт определил основные мероприятия по предупреждению распространения опасных инфекций:
- создание иммунной к заболеванию прослойки населения (вакцинация),
- карантинные мероприятия – разобщение заболевших и здоровых лиц, ограничение перемещения людей в очаге заболевания и за его пределы.
- эффективное лечение заболевших и выписка их только после полного выздоровления, а выписка изолированных для наблюдения контактировавших с больными (из изоляторов) – с учетом срока инкубационного периода болезни и контролем на возможное носительство возбудителя инфекции,
- комплекс дезинфекционных мероприятий.
Но действенный эффект будет достигнут только если:
- вакцинацией, как фактором, предупреждающим дальнейшее распространение заболевания путем создания иммунной прослойки населения, удастся достигнуть охвата не менее 60-80%% населения.
- эффективное ограничение перемещения людей из очага инфекции будет обеспечено либо жесткими административными мерами, либо высокой сознательностью лиц в очаге, понимающих, что, являясь, возможно, носителями инфекции, они при контактах вне очага, могут заражать других.
- лица, находящиеся в очаге инфекции, при прямом контакте с заболевшими, обязательно будут использовать средства защиты (марлевые маски, спецодежду) [32].
2. ГРИПП - КАК МОДЕЛЬ ОПАСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Грипп – одна из самых распространенных в мире инфекций, заболеваемость которой превышает вызванную всеми вместе взятыми известными инфекционными агентами. Это -острое вирусное лихорадочное заболевание из группы инфекций дыхательных путей. Название болезни «грипп» или «инфлюэнца», отражает внезапность и быстроту развития заболевания.
Социальная значимость заболеваемости гриппом подчеркивается сравнительными данными департамента общественной информации ООН [2,20] c дополнениями [32,33]. Средний процент летального исхода от инфекционных заболеваний в мире (процент летальности – количество смертей на количество заболевших)-
Корь
3%
Заболевают 30 млн., умирают 900 тысяч

Дизентерия
3%
Заболевают 100 млн., умирают 3 млн.

Брюшной тиф
3%
Заболевают 16 млн., умирают 500 тыс.

Гепатит В
5%
Заболевают 50 млн., умирает более 2 млн.

Холера
24%
Заболевают 250 тыс., умирают 60 тыс.

Туберкулез
38%
Заболевают 8 млн., умирают 3 млн.

Столбняк
43%
Заболевают 700 тыс., умирает около 300 тыс.

Бешенство
100%
Заболевает около 1 тысячи, умирают все

Пневмония
4%
Заболевают 50 млн., умирают 2 млн.

атипичная пневмония
9,5%
Заболели 8096, умерли 774

Грипп птичий
59%
Заболело 442, умерло 262

Грипп свиной
1,4%
заболели 414945 человек, умерли 5850

Грипп
0,4%

0,3%
Заболевают 500 млн.,
умирают 2 млн.
(2009 г) один миллиард
умирают 3 млн.


Ежегодно по данным ВОЗ, около 40 млн. человек во всем мире переносят различные инфекционные заболевания, 90% из которых приходится на грипп.[9]. Эта болезнь наносит ни с чем не сравнимый вред здоровью населения. Экономический ущерб от гриппа в России ежегодно по данным «Фармацевтического вестника» в среднем составляет 10,2 млрд. рублей, что соответствует 74-86% от всех инфекционных заболеваний.
На лечение гриппа и его осложнений ежегодно в мире расходуется около 14,6 млрд. долларов [5,20].

Вирус гриппа представлен несколькими серологическими типами, которые обозначаются большими буквами латинского алфавита. Тип A, открытый в 1933 г. (В. Смит, К. Эндрюс, П. Лейдлоу), а также широко распространившиеся после 1947 г. подтипы A1 и подтип A2, вызвавший пандемию 1957 г., являлись возбудителями наиболее частых и обширных вспышек
Тип B, открытый в 1940 г. (Т. Френсис и Т. Мэджел), вызывает менее крупные эпидемии.
Тип C, открытый в 1947 г. (Р. Тэйлор), вызывает спорадические и групповые случаи в межэпидемический период, чаще у детей, и тип D, открытый в 1953 г. Н. Куроя и др., описан как возбудитель детских пневмоний и отдельных вспышек в Японии и в СССР [27].
Вспышки гриппа, вызываемые вирусом типа A, повторяются с промежутком в 1-2 года. Уровень заболеваемости гриппом, вызванным этим типом вируса, нарастает стремительно и также быстро снижается. Средняя продолжительность эпидемии не превышает 1,5 месяцев. Заболеваемость в период максимального подъема при наиболее крупных эпидемиях превышает обычный уровень в 8-20 раз и во время эпидемий средней интенсивности в 4-6 раз.
Вспышки, вызываемые вирусом B, повторяются с интервалом в 3-6 лет. Заболеваемость нарастает медленно, в течение 3-6 месяцев, не достигает высокого уровня и постепенно снижается. В период наибольшего подъема превышает обычный уровень в 2-4 раза [27,29].
Интенсивность выведения вируса во внешнюю среду усиливается при кашле и чихании. Воздушно-капельный путь передачи легко объясняет исключительно быстрое распространение гриппа во время эпидемии и связь резкого подъема заболеваемости с холодным временем года в связи с повышенной скученностью людей, особенно в крупных городах.
К вирусам гриппа А восприимчивы человек и многие виды животных, в частности, свиньи, лошади, тюлени, различные китообразные, домашние и дикие птицы
Вирус гриппа А подразделяется на типы в соответствии с особенностями двух поверхностных антигенов – гемагглютинина (известны 4 серотипа: Н0,Н1, Н2, Н3), и нейраминидазы ( двух серотипов N1 и N2).
Вирусная РНК представлена восемью цепями, кодирующими гены гемагглютинина (НА) и нейраминидазы (NА), а также полимеразы и еще семь белков. Гемагглютинин отвечает за связывание вирусной частицы с белковыми рецепторами поверхности эпителиальных клеток воздухоносных путей и альвеол легких, нейраминидаза ответственна за инфекционность (заразность). Без полимеразы не будет репликации вируса.











Гемагглютинин состоит из 329 аминокислот,18 из которых особенно важны для связывания с клеточными белковыми рецепторами. Вирус использует для «уклонения от иммунного надзора» мутации имеющегося набора аминокислот, которые делают его «невидимым» для иммунных клеток и антител. Анализ генетических последовательностей показал, что скорость изменения геномов составляет в среднем 3,7х103 нуклеотидов в год у самого изменчивого типа вируса гриппа.
Но 18 аминокислот, составляющие всего 5% белка (НА), меняют кодирующие их «буквы» генетического кода со скоростью в 1,25 раза выше средней. С такими скоростями генетического изменения не справляются гены человеческих иммунных клеток. Поэтому вирус постоянно уходит «в тень» от иммунной системы, оставаясь невидимым для Т-лимфоцитов и нейтрализующих антител.[14].
Молекулярно - генетический анализ аминокислотного и структурного состава пандемических вирусов гриппа человека: А(H1N1)- возбудителя “испанки” 1918-1919гг., A(H2N2)- “азиатского гриппа” 1957-1959гг. и A(H3N2)-“гонконгского гриппа” 1968- 1969гг.- позволил доказать “родственные” связи этих возбудителей с вирусами гриппа животных (свиней, птиц).
Объявленный опасной инфекцией так называемый «птичий грипп» 2005-2006 – являлся штаммом вируса гриппа А Н5N1, который до недавнего времени был опасен только для птиц и вызывал заболевание людей, непосредственно контактировавших с больными птицами.



Свиной грипп (англ. Swine influenza) условное название заболевания людей и животных, вызываемого штаммами вируса гриппа. серотипа А (А/H1N1, А/H1N2, А/H3N1, А/H3N2 и А/H2N3). Свиной грипп распространён среди домашних свиней в США, Мексике, Канаде, Южной Америке, Европе, Кении, материковом Китае, Тайване, Японии и других странах Азии.[26]
Некоторые из штаммов, вызвавших заболевание у людей, приобрели способность передаваться от человека к человеку. Свиной грипп вызывает у человека симптомы, типичные для гриппа и ОРВИ. Вирус свиного гриппа передается как через непосредственный контакт с заражёнными организмами, так и воздушно-капельным путем .

Вышеприведенные данные, включая высокую вирулентность возбудителей гриппа, позволяют нам принять грипп в качестве модели опасного заболевания и проанализировать готовность к его появлению и степени риска распространения среди населения.



3. ТЕЧЕНИЕ ГРИППА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ. ТИПОВЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Большинство инфекционных заболеваний, включая опасные, в своих начальных клинических проявлениях воспринимаются больными и их близкими именно как грипп.
Источником инфекции является больной человек, по современным данным не исключаются и здоровые вирусоносители, для «птичьего» гриппа – больная домашняя или дикая птица, для «свиного» гриппа- больные домашние свиньи. Передаваясь от животного к человеку, вирус не всегда вызывает заболевание и часто выявляется только по наличию антител в крови человека. Некоторые из штаммов, вызвавших заболевание у людей, приобрели способность передаваться от человека к человеку. Свиной грипп вызывает у человека симптомы, типичные для гриппа [25].

У зараженного человека происходит быстрое размножение вируса в эпителиальной ткани слизистых оболочек, носовых раковин, зева, гортани, что вызывает через 24-48 часов развитие общетоксических и катаральных явлений.
Грипп начинается внезапно и протекает тяжело с сильным ознобом, резью в глазах, головными болями, ломотой суставов и мышц. Достаточно велика угроза осложнений, самолечение – недопустимо. [12,26]


В связи с быстрым формированием типоспецифического иммунитета вирус исчезает из организма зараженного человека через 5-7 дней, и присутствие его не удается установить вирусологическим обследованием. Поэтому гриппу не свойственны хронические формы инфекции. [27, 29].
Высокая температура – защитная функция организма, которую вирус не выдерживает и гибнет. Взрослый человек может выдержать подъем температуры до 38,5оС. Температурная реакция входит в естественный процесс иммунизации, способствует разрушению возбудителя и выработке антител к нему. Искусственное прерывание течения заболевания приемом жаропонижающих средств при температуре ниже 38,5оС ослабляет иммунитет.[5,6]
Один из действенных способов защиты населения от инфекции - вакцинация. Самыми лучшими на сегодняшний день в профилактике гриппа (с учетом возможности и заноса гриппа Н5N1), являются противогриппозные вакцины третьего поколения – отечественный «гриппол» и зарубежный «инфлювак». Они обладают хорошей переносимостью и практически не аллергены. Стопроцентной гарантии от гриппа они не дают, обеспечивая в случае заболевания более легкую форму, без осложнений и попадания в число тех 0,4%, у которых развивается смертельная форма заболевания.[4, 21,22,26].
Выделение вируса больным во внешнюю среду в течение 5-7 дней болезни обуславливает опасность контактов с ним окружающих. Высокоэффективно использование в эпидемический период средств защиты.[5,6,31] Они обеспечивают снижение числа заболеваний при инфекциях, передающихся воздушно-капельным путем, каковым является и грипп.
На улицах японских городов во время эпидемии гриппа можно видеть много людей с марлевыми повязками на лицах. Но восхищение находящихся в Японии зарубежных медиков вызывает то, что маски носят, прежде всего, те, кто уже болен и защищает не себя, а других.
С учетом возможной передачи вируса гриппа от человека к человеку, английские и американские исследователи под руководством профессора Нейла Фергюсона при помощи компьютера смоделировали развитие эпидемии и стратегию по ликвидации её последствий.
В прогнозе для исследования выбрана условная территория площадью 5 тысяч квадратных километров, на которой проживают 500 тысяч человек. (Цифры по населению сравнимые с численностью населения Калининграда).
Определено, что в зависимости от возраста люди имеют разное количество контактов: больной может заразить от одного до семи человек.
Получены следующие данные: при возникновении эпидемии вирус, передаваясь воздушным путем от одного человека к другому, мутирует в организме за два с половиной дня, причем в половине случаев это невозможно определить путем диагностики. Если брать для расчета, что один человек заразит приблизительно двух, то пик эпидемии придется на ее сотый день, и тогда зараженным окажется уже каждый второй житель региона.
Скорость распространения болезни - ключевой момент эпидемии. «При возникновении эпидемии важно сразу определить группу людей, в которой вирус распространяется наиболее быстрыми темпами, пока количество общающихся между собой зараженных лиц не превысило 50 человек. В этом случае мы еще можем предотвратить развитие эпидемии».
Исследователи также смоделировали стратегию по борьбе с эпидемией: «Объявление карантина - самая важная мера в случае эпидемии». Нужно резко ограничить повседневные контакты граждан, проживающих в "зоне риска". Если не принять жесткие меры, то эпидемия способна поразить миллионы человек по всему миру, вне зависимости от региона планеты.[15,30].
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ОПРОСА
Для оценки риска распространения опасного инфекционного заболевания среди населения при его заносе в город, учащимся старших классов МОУ лицея № 49 были предложены вопросы по профилактике гриппа и его возможных осложнений, ответы на которые должны были отразить отношение к проблеме не только самих учащихся, но и в их семьях. В опросе приняло участие 150 человек. Анкета и результаты опроса приведены в приложении Результаты приведены в приложении 1.
Учитывая, что объем доступной информации по гриппу и его профилактике высок: газеты, радио, телевидение (местные и центральные) уделяли этой теме в прошедшие годы максимум внимания, мы рассчитывали получить подтверждение высокой степени готовности предупредить занос и распространение этой инфекции в коллективе, городе, регионе.
Согласно данным опроса:
Считает грипп опасным заболеванием -33% опрошенных, опасается возможных осложнений -67%, но пренебрегает этим заболеванием, считая его короткотекущей инфекцией, которую можно перенести на ногах -10%.
Не принимает во внимание общеизвестные данные о заразности гриппа, считая его следствием простуды -14%. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Несмотря на то, что 86% опрошенных относится к гриппу, как к опасному заболеванию, чреватому осложнениями при неправильном лечении -49% опрошенных не считает нужным обращаться к врачу при первых признаках заболевания, что может к этим осложнениям и привести.
Оставаться дома до выздоровления, как это рекомендуют медики, согласно лишь 31% опрошенных, 7%- намерено лечиться самостоятельно, сбивать температуру и ходить на занятия, и 11%- предпочитает лечиться дома не более 2-3 дней, до субъективного ощущения улучшения состояния.
Ничего не будет препятствовать распространению гриппа заболевшими и в семьях 69% опрошенных, где при уходе за заболевшим не используют марлевых масок в качестве средств защиты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
В семьях 16% опрошенных учащихся не принято оставаться дома при заболевании гриппом, выход на работу и в школу продолжается с приемом лекарств, в семьях 84% опрошенных заболевший остается дома, но из них: - до полного выздоровления лишь- 35%,
- от 2 до 5дней -56% (с учетом того, что вирус выделяется больным в окружающую среду в течение 5-7 дней ,рискуя получить осложнения для себя и заражая других). (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Понимание карантина, как меры по максимальному ограничению контактов заболевших и носителей вируса со здоровыми лицами и предупреждению дальнейшего распространения гриппа в период подъема заболеваемости присутствует лишь у 46% опрошенных. В то время как
- 54% использует это (вынужденно свободное от занятий) время для более тесных контактов с ровесниками, родственниками в городе,
Из них - 7% - готово к контактам не только в городе, но и с выездом к родственникам в другие населенные пункты области (и разносом инфекции при нахождении в инкубационном периоде заболевания).
При отношении 54% учащихся к карантину, как дополнительному времени для контактов и развлечений, эффект от введения карантина сомнителен, если не отрицателен. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Вакцинация – одно из действеннейших средств, изобретенных человечеством в борьбе с инфекциями. Вакцинация против гриппа организуется ежегодно, на нее тратятся миллионы государственных средств. Она позволяет создать в межэпидемический период мощную прослойку населения, устойчивого к возбудителю заболевания, снизить на несколько порядков риск развития эпидемии в коллективах и осложнений у отдельных заболевших [40]. Однако, что вакцинация помогает мало и делать не обязательно, считают 20% опрошенных. При этом в семьях опрошенных:
- 30% семей – прививается от гриппа вся семья,
- 35% семей – прививаются только дети
- 5% семей - прививаются только родители,
-30% семей – не прививается никто.
Ежегодно подвергались вакцинации лишь 55% опрошенных, (ПРИЛОЖЕНИЕ 5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенные результаты свидетельствуют, что в подвергшемся исследованию коллективе действенность «человеческого фактора» противодействия распространению гриппа как модели любой опасной инфекции значительно уступает «природному»:
свойствам возбудителей инфекции
объективным законам её распространения
Причина: недостаточное принятие во внимание и нежелание использовать накопленный человеческим сообществом опыт и знания по борьбе с инфекциями (вакцинации, карантинных мероприятий, использования средств защиты):
Настрой на самостоятельное лечение без обращения к врачу, работу и учебу на фоне продолжающегося заболевания и опасности больного для окружающих, пренебрежительное отношение к необходимости вакцинации, складывается у учащихся в семьях.
Вакцинация от гриппа учащихся и членов их семей на фоне невысокой убежденности в действенности этого противоэпидемического мероприятия колеблется на нижней границе уровня её эффективности в коллективах -55%, а защищенность прививками членов семей еще более низкая: в 30% семей опрошенных не прививается от гриппа никто, в 35% семей- только дети.
При отношении 54% учащихся к карантину, как дополнительному времени для контактов и развлечений, эффект от введения карантина сомнителен, если не отрицателен.
При уходе за заболевшим не используют марлевых масок в качестве средств защиты 69% опрошенных.
56-72%% опрошенных в остром периоде заболевания посещают работу (школу) на фоне самолечения, рискуя получить осложнения для себя и заражая окружающих в коллективе, транспорте, при других контактах.
Даже в опрошенном коллективе получен результат, при котором в соответствии с компьютерной моделью распространения гриппа [26], при заносе заболевания количество общающихся между собой зараженных лиц ( при сложившемся варианте проведения карантина, отношении к болезни в семьях по срокам лечения, использования защитных масок и участия в вакцинопрофилактике) довольно быстро превысит контрольное число в 50 человек,, по превышении которого, развитие эпидемии будет невозможно предотвратить. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 6).
Учитывая высокий образовательный уровень учащихся лицея и общественный статус их семей, можно предполагать, что полученные данные отражающие положения дел с «человеческим фактором» в других коллективах города на том же уровне, или не намного благополучнее.

Данные проведенного исследования доказывают, что определяющим в возможности развития эпидемии в коллективе, в городе, регионе являются не природные (свойства возбудителей инфекции и объективные законы их распространения- «птичьи», «свиные» транспортные - туристские с завозом-заносом инфекции в регион) факторы , а «человеческий » - правильное и полное использование опыта, знаний и практических наработок человечества в борьбе с инфекциям.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Беликов Д. Штамм за туманами ( Птичий грипп улетел, но обещал вернуться) Российская газета 14.10.05 стр 18
Бюллетень ВОЗ. Какие инфекции самые смертельные.
Белоглазова Г. Грипп при летает Российская газета 3.03.06 стр 4
Березина И. Скажем гриппу – нет ! Калининградская правда № 193 от 13.10.06 стр 19
Группа авторов «Добро пожаловать, осложнения» газета «Удачный выбор» № 5 от 11 апреля 2006 года.
Группа авторов Не пропустить мутанта Российская газета 20.01.06 г
Забытые кладбища Кенигсберга Комсомольская правда 2003 год
Зуев В. Грипп. Новые страницы биографии Медгазета №9 от 7.02.03 стр 12
Карташов В. Грипп не пожалел и царя Медгазета № 15 от 28.02.03 стр
Краснопольская И. Не пропустить болезнь (Профилактика гриппа) Российская газета 27.01.06 стр 6
Комаровский Е.О. «Свиной» грипп как зеркало, в котором видно все [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кын М. Математическая модель эволюции вируса гриппа. Медгазета № 34 от 14.05.03 стр 5
Лалаянц И. Новый вирус – свинский подарок. Медгазета №37 от 23.05.03 стр 14
Лалаянц И. Уроки SARS ( материалы научной конференции в Гонконге) Медгазета от 219.08.03 стр 10.
Лесняк Дмитрий Круговорот вируса. Откуда ждать волну эпидемии? Троицкий вариант. Выпуск № 3 (809) 13 мая 2008 г. Стр. 13.
Лучшев В. Тяжелый острый респираторный синдром Медгазета №71 от 24.9.03 стр 9
Малкина И. Не страшен вирус при хорошей профилактике. Газета «Орбита здоровья» № 9,октябрь 2006 стр 6.
Мурыгин А. Первые косяки уже пролетели (уберечься от птичьего гриппа) Комсомольская правда 23 -30 марта 2006 года стр30
Онищенко Г. Инфекционная экономика ( противостояние пандемии гриппа) Российская газета 23.09.2005 г
Онищенко Г. Под маской гриппа Российская газета 20.02.06 г
Онищенко Г. Уколитесь и забудьте Российская газета 21.10.05 г
Онищенко Г. Лекарство в голове, а не в аптеке (как защититься от гриппа) Российская газета 17.01.06. стр 14
Обзор литературы Грипп и геномика (наука за рубежом) Медгазета №19 , 14.03.03
ПархоменкоА. Атипичная пневмония пощадила Японию. Медгазета №61,20.08.03 с 14
Свиной грипп википедия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Селькова Е.. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (конспект врача). Медгазета №№ 17-18 от 7.03.03и 14.03.03 стр8-9
Селькова Е. О гриппе, вирусе- мутанте и арбидоле Комсомольская правда 31.01.06 г.
Соколов М.И. Грипп «Библиотека практического врача» Медицина. Москва 1983,103 с.
Супотницкий М.В. Как нас обманывали ужастиком свиного гриппа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ученые разработали модели эпидемий (птичьего) гриппа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Шляхов Э.Н. практическая эпидемиология «Штиинца» Кмшинев 1991 г 590 стр
Число жертв атипичной пневмонии, "птичьего" и "свиного" гриппа.(2003-2010) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мутировавший свиной грипп угрожает России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты опроса
Вопросы
Абс
%% к числу опрошенных

1. Грипп-это
А.опасное заболевание, которое может протекать тяжело и заканчиваться смертью больного
Б.это заболевание, опасное своими осложнениями
В.это инфекция, которую можно перенести на ногах.


35

100

15


24

67

10

2.Грипп
А.заразен ,но заражение можно предотвратить
Б.всё дело в простуде: не простудишься - не заболеешь

130
20

86
14

3. Прививки от гриппа
А. предупреждают заболевание
Б. не предупреждают, но помогают перенести инфекцию в более легкой форме
В.помогают мало, делать их не обязательно

60

60
30


40

40
20

4.При заболевании гриппом
А.необходимо обязательно обратиться к врачу
Б. Режим лечения-оставаться дома до выздоровления
В. можно сбивать температуру и ходить на работу ( в школу), лечась самостоятельно
Г. можно побыть пару дней дома, а как только станет легче - вернуться на работу ( в школу)

76
47

10


15

51
31

7


11

5. Вакцинация
А.от гриппа прививается вся моя семья
Б. только дети
В.родители
Г.мы все не прививаемся

45
52
8
45

30
35
5
30

6. Кратность вакцинации:
А. каждый год
Б.не каждый год
В.не вакцинировались ранее, только в этом году
Г .никогда не прививались

82
42
9
17

55
28
6
11

7.Предупреждение распространения гриппа
А.Если в семье кто-то заболевает, домашние носят марлевые маски
Б.не носят масок

47

103

31

69

8.Карантинные мероприятия;
А. заболевший остается дома:
- на 2-3 дня
- на 3-5 дней
- на 5-7 дней
Б.принимает лекарства и идет на работу ( в школу)


32
53 127
42

23


21
35 84
28

16

9. Если объявлен карантин по гриппу с прекращением занятий в школе:
А. я в эти дни сижу дома и никуда не хожу
Б.хожу в кино, на дискотеки, к друзьям/одноклассникам
В.могу поехать к родственникам в другой город (село) области


69

71

10



46

47

7

10. при неблагополучии по гриппу:
А.принимаю витамины и другие препараты, укрепляющие иммунитет
Б.не считаю нужным принимать эти препараты


113
37


75
25




















ПРИЛОЖЕНИЕ 2






























ПРИЛОЖЕНИЕ 3








ПРИЛОЖЕНИЕ 4











ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Отношение к вакцинации против гриппа









































ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

Критерий Фергюссона: «мы еще можем предотвратить развитие эпидемии пока количество общающихся между собой зараженных лиц не превысило 50 человек»

Основные мероприятия по предупреждению распространения опасных инфекций:

Эффективность мероприятий в изучаемом коллективе с высоким уровнем межличностных контактов
Возможное количество общающихся между собой зараженных лиц ( по опросу)

вакцинация (действенность достигается при охвате не менее 60-80%% населения)

колеблется на нижней границе уровня её эффективности в коллективах (55%), а защищенность прививками членов семей еще более низкая: в 30% семей опрошенных не прививается от гриппа никто, в 35% семей- только дети.


карантинные мероприятия (эффективное ограничение перемещение людей из очага обеспечивается либо административными мерами (объявление карантина), либо высокой сознательностью лиц в очаге,

Объявление карантина малоэффективно:
- 54% использует это (вынужденно свободное от занятий) время для более тесных контактов с ровесниками, родственниками в городе,
Из них- 7% - готово к контактам не только в городе, но и с выездом к родственникам в другие населенные пункты области (и разносом инфекции при нахождении в инкубационном периоде заболевания).

79 человек



эффективное лечение заболевших и выписка их только после полного выздоровления

Заболевшие в семье (очаг инфекции) нарушают ограничения в общении:
В семьях 16% опрошенных учащихся не принято оставаться дома при заболевании гриппом, выход на работу и в школу продолжается с приемом лекарств.
В семьях 84% опрошенных, где заболевший остается дома, время изоляции заболевших в 56% только от 2 до 5 дней с риском получить осложнения для себя и заразить сверстников и учителей).

108 чел и по 3-4 члена семьи


обязательное использование средств защиты (марлевые маски, спецодежда)


в семьях 69% опрошенных при уходе за заболевшим не используют марлевых масок в качестве средств защиты.

103 чел и по3-4 члена семьи












13PAGE 15


13PAGE 142315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315