Сообщение Методы разрешения конфликтов в семейной группе Непоседы ГКОУ МО Преображение


Государственное казенное образовательное учреждение Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Преображение»
Сообщение
«Методы разрешения конфликтов
среди воспитанников ГКОУ МО «Преображение»
в семейной группе «Непоседы»
Подготовила:
Воспитатель
Журавлева Е.И.
Кто же такие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей? Это дети, которые имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определённые психические нарушения.
Помочь этим детям может только специализированное образовательное учреждение для детей, такой категории детей. При поступлении ребенка в учреждение, первым кто его встречает это конечно же воспитатель (социальная мама). Воспитатель в таком учреждении – это самый главный человек для воспитанника, потому что именно на ем лежит ответственность за жизнь и здоровье того или иного ребенка. Поведение воспитанников, учеба, поведение, чистота и порядок в семейной группе где проживают дети, организация досуга, коррекционная и воспитательная работа – и это еще не полный перечень направлений работы воспитателя (социальной мамы). Работа воспитателя в таком учреждении и с такими детьми сложна и разнообразна. Кроме ответственности и здоровье воспитанников на воспитателе лежит огромная ответственность за души детей.
Я работаю воспитателем 8 лет, в начале своей педагогической деятельности в должности воспитателя первое время было очень трудно найти общий язык с воспитанниками, в какие-то моменты было даже очень тяжело. Было недопонимание со стороны детей и с моей стороны тоже, но я старалась анализировать каждую ситуацию, происходящую за день. Каждый новый день начинался и заканчивался беседой. Порой проблемы были незначительными, но я вместе с детьми собиралась и обсуждала положительные и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Со своей стороны, я давала советы, рекомендации, как поступить в той или иной ситуации, опираясь на свой жизненный опыт. В конце рабочего дня я провожу самоанализ, что удалось, а над чем надо поработать. Спустя 8 лет я добилась успехов, у меня доверительные отношения, они с удовольствием принимают участие в моих запланированных занятиях, беседах в различных играх, викторинах. У меня к каждому ребенку свой подход, но и у детей отношение ко мне у всех разное. Дети дорожат моим расположением к ним, стараются хорошо учится, поддерживают везде чистоту, стараются вести себя хорошо, хотя и без этого не обходится. И даже сейчас встречаются трудности в работе, которые я стараюсь преодолевать. Сейчас в нашей семье 6 воспитанников – 3 мальчика и 3 девочки. Все дети обучаются в школах с 3 – 9классы. Семья наша дружная, взрослые ребята помогают тем, кто помладше, а младшие старшим. В семье соблюдаются дежурства, генеральные уборки поэтому в нашей семье чисто и уютно. Свою семейную группу мы оформляли совместными усилиями воспитатели и дети. Мальчики выполняют в группе тяжёлую работу, девочки выполняют работу касаемую женских рук. Но и не обходится в нашей семейной группе и без конфликтных ситуаций. Вот перечень конфликтных ситуаций, которые приходится нам решать и искать методы их разрешения в нашей группе:
- конфликтные ситуации, связанные с проблемами в школе.
-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с воспитателем. В данном случае причиной конфликтной ситуации выступают предъявляемые воспитателем требования, касающиеся разных сфер жизни ребенка.
-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника при посещении обязательных музыкальных занятий.
-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника с администрацией детского дома при решении вопроса посещаемости им родственников или своей биологической семьи.
-конфликтные ситуации, возникающие у воспитанника со сверстниками или другими воспитанниками ОУ.
В воспитательной работе постоянно возникают новые ситуации, когда в условиях большого набора альтернатив педагогу предстоит принять нестандартное решение, ориентируясь на специфические особенности данного конкретного положения, его конкретных участников, а также свои собственные возможности. Из этого следует важность позиции открытости поиску нового – знания, опыта, умение импровизировать, действовать за рамки предусмотренного, преодолевая приверженность к старым сложившимся образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох и т.п.
Выбирать наиболее адекватный способ разрешения конфликта помогает умение педагога – практика четко классифицировать сам конфликт. Подобных способов огромное множество, но мы остановимся на восьми из них: юмор, проявление ласки, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум, разрыв связи, подавление (моральное и физическое).
Юмор – это беззлобно – насмешливое отношение к чему – либо (к кому – либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.
Проявление ласки заключается в выделении положительных черт «противника» (Ты умный, знающий, самый любимый… и т.п.).
Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок. Например, два ребенка спорят о том, кому играть большой машиной. Один говорит другому: «Давай ты сначала поиграешь, а потом я». Конфликт будет решен, если второй ребенок согласится принять предложение другого.
Третейский суд. Данный способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы». Он может быть непосредственным (когда обращаются к реальному лицу) или опосредованным (обращение к произведениям знаменитых философов, писателей и т.д.) Важно также, чтобы третейский суд был авторитетен для обеих конфликтующих сторон.
Анализ обычно используется, если все предыдущие способы не соответствуют социально – психологической природе конфликта или же они не дали эффекта. Важнейшим условием анализа является то, что проводить его следует на нейтральной территории. Иначе одна из конфликтующих сторон получает преимущество (эффект психологической защищенности).
Если все предыдущие способы не принесли желаемого результата, то можно предъявить ультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия в случае отказа («если вы не…, то я вынужден буду…(санкции)»).
И, наконец, если затронуты какие – то личностные структуры, которыми субъект не может поступиться, то возможен разрыв связи, либо используется такой крайний способ решения конфликтов как подавление (моральное или физическое).
Два последних способа решения конфликтов не приемлемы для педагога в силу специфики его деятельности.
Далее обратимся к  рассмотрению вопроса стратегии поведения воспитателя в конфликтной ситуации и психотерапевтических методов предупреждения и разрешения педагогических конфликтов.
1. Стратегии поведения воспитателя в конфликтной ситуации. Различают следующие стратегии поведения воспитателя в конфликтной ситуации:
Уход от конфликта. Эта стратегия может быть полезна, когда проблема представляется воспитателю несущественной, недостойной внимания, и он предпочитает сберечь время, силы и другие ресурсы на решение более важных задач. С другой стороны, уход воспитателя от проблемы может привести к существенному обострению конфликтной ситуации. Если воспитатель отстраняется от конфликта, игнорирует его, возможно, из опасения конфронтации, то он лишает себя возможности повлиять на ход развития ситуации. Иногда своим уходом воспитатель пытается наказать воспитанников и изменить их отношение к конфликту, однако подобные действия редко приводят к позитивным результатам. Существуют различные формы ухода: молчание, демонстративное удаление воспитанника из группы; отказ от проведения занятия; затаенный гнев; депрессия; переход на сугубо формальные отношения; показное безразличие и т. д. Эта стратегия достаточно часто применяется людьми, в то числе и педагогами. В ее основе лежит механизм «вытеснения», описанный в психоанализе. Аналогично тому, как человек старается вытеснить из сознания все беспокоящее, непонятное, так и в своей реальной жизни он пытается уйти от необходимости решения сложной проблемы с непредсказуемым последствием, от риска, напряжения, беспокойства.
Противоборство («выиграть- проиграть»). Данная стратегия направлена на удовлетворение исключительно собственных целей и интересов другой стороны. Применение такой стратегии может дать положительные результаты при организации воспитателем различных конкурсов, соревнований или в случае какой - либо острой ситуации, когда воспитатель должен навести порядок ради всеобщего благополучия. Однако при разрешении межличностных конфликтов она приводит обычно к негативным последствиям. В этом случае противостояние приобретает деструктивный характер («победа любой ценой»). Предпочтение данной стратегии многими воспитателями объясняется их подсознательным стремлением обезопасить себя (боязнь потерять авторитет).В соответствии с данной стратегией воспитателями используются следующие тактики: угрозы; запугивание наказаниями, которые будут отменены, если воспитанник согласится с требованием воспитателя; настойчивые убеждения; высмеивание воспитанника перед другими и т. п. Особый интерес представляет чередование тактик по принципу «плохой и хороший полицейский». В этом случае один работник детского дома (педагог, завуч, директор) по отношению к конкретному воспитаннику использует угрозы, резкую критику, различного рода наказания, а другой напротив, пускает в ход личное обаяние, упрашивает, уговаривает принять выдвинутые условия. Эти две роли могут быть совмещены  и в одном лице. При реализации данной стратегии следует учитывать, что оно редко приводит к долгосрочным результатам. Как отмечают Х. Корнелиус и Ш. Фэйр, «проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воли, или даже пытаться саботировать его». В психоанализе данная стратегия соответствует механизму регрессии, при котором человек переходит на более примитивные уровни мышления и поведения (жажда мести, агрессия, эгоизм и др.). Наиболее верный результат применения стратегии противоборства – эскалация конфликта.
Стратегия уступок. При разрешении конфликта воспитатели могут использовать в рамках данной стратегии следующие тактики: приспособление, компромисс, привлечение посредника (представителя администрации, другого воспитателя или воспитанника) и др. Для приспособления характерны уступки интересам другой стороны, вплоть до полного подчинения ее требованиям. Уступки могут восприниматься по- разному: как демонстрация доброй воли (в этом случае возможны ослабление напряженности в отношениях и перелом ситуации в лучшую сторону) или как проявление слабости (может привести к эскалации конфликта). Данную стратегию используют обычно воспитатели, которые либо не уверенны в собственных силах, либо безразличны по отношению к воспитанникам и результатом своего труда, либо в крайне острой ситуации стремятся снизить накал страстей. Компромисс требует определенных навыков ведения переговоров, позволяющих прийти к учету интересов участвующих в конфликте сторон. Для реализации данной стратегии необходимы взаимные уступки участников. В идеале компромисс представляет собой удовлетворение интересов каждой из сторон ровно наполовину. Однако в реальной ситуации одна и сторон обычно делает большие уступки по сравнению с другой, что в дальнейшем может привести к новому обострению отношений. Поэтому зачастую компромисс является лишь временным выходом, так как ни одна из сторон не удовлетворена полностью. Часто в качестве компромисса используется так называемый «нулевой вариант», «статус-кво», когда конфликтующие стороны возвращаются на  исходные позиции, существующие до начала проявления острой конфронтации. Использование в качестве посредника представителя администрации резко приносит позитивные плоды в деле урегулирования конфликтов. При этом воспитатели, прибегающие в конфликте с воспитанниками  к помощи завуча или директора, обычно теряют авторитет в глазах воспитанников, представляются им некомпетентными, слабыми, неспособными самостоятельно решать проблемы. Вмешательство администрации лишь в редких случаях помогает продуктивно разрешить конфликт воспитателя с воспитанниками.
Сотрудничество (выигрывать – выиграть). Сотрудничество – удовлетворение интересов обеих сторон. Для сотрудничества  характерно стремление к сближению позиций, целей и интересов, необходимы интеллектуальные и эмоциональные усилия сторон, время и другие ресурсы. Наиболее подходящая в данной стратегии формула для воспитателя: «Не я, против их, но я с ними». Преимущество данного подхода состоит в том, что воспитатель находит  наиболее приемлемое для себя  и воспитанников решение, укрепляя и улучшая тем самым отношение с воспитанниками. Совместно выработанное решение будет поддержано всеми участниками конфликта. Для реализации данной стратегии необходимо:
определить интересы и потребности всех участников;
предпринять возможные действия по их удовлетворению;
признать ценности других, равно как и собственные;
стремиться к объективности, отделяя проблему от личностей;
искать творческие неординарные решения;
не щадите проблему, щадите людей.
Стратегия сотрудничества в большей мере соответствует в психоаналистической теории механизму сублимации (в широком смысле). Если человек сможет энергию своих негативных эмоций и инстинктивных стремлений (возмущение, гнев, обиду, жажду мести, стремление к превосходству, агрессию и т. д.) направить на поиск и реализацию общих идей, интересов, ценностей, то он достигает на этом пути максимального эффекта. Окунувшись в жизнь школы, начинающий учитель сталкивается с таким количеством подводных течений, круговоротов, рифов и других атрибутов ее внутреннего мира, что все его усилия в течение некоторого срока направляются не на исполнение своих непосредственных профессиональных обязанностей, а на ориентацию в создавшейся ситуации и решение бесконечных загадок.
Таким образом, поскольку большую часть времени воспитанники ОУ находятся в окружении воспитателя, то основная работа по формированию благоприятной психосоциальной среды определяется именно им. В процессе осуществления воспитателем воспитательных мероприятий необходимо, во взаимосвязи с психологом, системно вести занятия, направленные на обучение воспитанников позитивно, не нанося психологических травм другому, разрешать конфликты.