Барьеры общения и предотвращение конфликтов


Барьеры общения и предотвращение конфликтов.
Цель:
Коррекционно-обучающая: Расширить и уточнить эмоциональные представления детей; учить анализировать причины возникновения конфликтной ситуации и находить «мирные» пути выхода из любого конфликта,
Коррекционно - развивающие: Коррекция мышления на основе упражнений в классификации; развитие эмоционально-волевых качеств личности;
 Воспитательная: воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Тип занятия: практикум по общению
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
Методы:
1) словесные – беседа, объяснение;
2) наглядные – образец, демонстрация;
3) практические – практикум по общению;
4) методы самостоятельной работы;
5) методы стимулирования – создание ситуации успеха, поощрение и т.д.
Приёмы:
индивидуальный — во время практической работы;
групповой;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая форма организации познавательной деятельности.
Материалы:
Конфликт- это..
Компромисс – это…
Эмоции – это…
Ход занятия.
Орг. Момент.
- Мы с вами на предыдущем занятии говорили об общении, что общение важно для нас.
- Для необходимо нам общение?
Отв. детей: Чтобы передавать информацию, делиться опытом.
Вывод: на доску
Общение-взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями.
В процессе общения происходит открытие друг другом самих себя.
Я тебе-свое я, а ты мне-свое я.
Например: поздороваться утром с ребятами, поприветствовать работников кухни, спросить ведро у Анны Егоровны.
Попробуем сейчас это продемонстрировать. ( дети показывают).
- Скажите, а всегда ли нам доставляет удовольствие общение?
- Получаем положительные эмоции от общения?
Отв.детей: Нет.
-Почему?
Отв. Детей: потому, что мы не все умеем общаться на должном уровне, это нам показал результат теста. Мы научились разговаривать, выражать свои мысли, но как мы это делаем, кто-нибудь задумывался?
- Как мы общаемся?
Отв. Детей: Отвечаем грубо, кричим, требуем, угрожаем.
- Что вы чувствуйте, когда вам ответили грубо?
Отв.детей: ответить грубо.
- Да, вам хочется ответить также. Нагрубить. И возникает конфликт.
2. Объяснение темы и целей занятия.
- И поэтому тема нашего занятия (на доске).
Барьеры общения, предотвращение конфликтов.
- Скажите, а что такое конфликт?
Отв. Детей: Это когда ругаются громко.
- Чтобы понять что- же такое конфликт надо разобраться в причинах конфликта.
-Сейчас прочитаем и попробуем объяснить.
( Дети берут по одному высказыванию, читают, объясняют и вывешивают на доску).
Наличие противоположных точек зрения;
Неумение контролировать сои чувства, эмоции;
Не этичное поведение участников конфликта;
Нежелание идти на компромисс;
-Кто мне скажет, что такое конфликт?
Отв. Детей:
Конфликт – это такая ситуация, при которой происходит столкновение двух различных точек зрения, мнения, сил.
Вывод: конфликт- это когда две стороны, два человека не могут договориться.
- Давайте попробуем разыграть ситуацию. Для этого делимся на две команды.
1 команда обыгрывает скандальное окончание конфликта.
2 команда ищет мирный выход из конфликта.
Ситуация: один из вас входит в класс, а его парта занята.
Как поступят каждая из команд?
(дети разыгрывают ситуации).
- Скажите, которая из ситуаций вам понравилась больше?
Отв.детей:
- Почему?
- Скажите, нужно начинать выяснение отношений:
С угрозы;
С указаний и поучений;
С критики;
С сообщения;
Не обращать внимание;
(все варианты обсуждаются, и отмечается тот, кто смог достойно выйти из сложившейся ситуации).
Вывод: чтобы не обидеть человека, нужно приложить усилия, т.е. перед тем как сказать, мы думаем, что сказать и как сказать.
Упражнение на развитие логического мышления.
- А сейчас расставьте карточки со словами в порядке возрастания конфликта и его погашения.
Работа в группах (дети самостоятельно расставляют карточки).
- прочитаем, что у нас получилось.
(дети читают, и объясняют, почему именно так).
Вывод: конфликт начинается от самого простого и заканчивается дракой, если мы не умеем идти на компромисс.
- В чем же вред таких конфликтов?
Отв. Детей:
Вывод: чтобы не возникали конфликты, мы с вами должны контролировать свои чувства, быть культурными при разговоре, уметь уступать друг другу.
Но, если все- таки противоположная сторона идет на конфликт, как же быть?
Для этого обратимся к советам умных людей, которые помогут выйти из конфликтной ситуации без ссоры.
Упражнение на развитие зрительного восприятия, развитие техники чтения (дети читают памятку).
Поведение, которое поможет выйти из конфликтной ситуации без ссоры:
Выслушать спокойно все претензии партнера.
На агрессивность партнера реагировать сдержанием своих эмоций и постараться переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.
Попытаться заставить говорить партнера конкретней (только факты) и без отрицательных эмоций.
Всегда сдерживать уверенную и равную позицию, но не переходить на критику.
Извиниться, если в чем-то не прав.
Вывод: для того, чтобы предотвратить конфликт необходимо придерживаться данных советов.
- Скажите, а приносят вред конфликты? И для этого мы обратимся к специалистам и узнаем, какой вред приносят конфликты?
- В чем же вред таких конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладиться.
В- третьих, страдает физическое здоровье- поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научится предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливое не только вас, но и других.