Организация центра профилактики вредных привычек на базе сельской малочисленной школы.


Областной форум «Открытость. Качества. Развитие»
Организация центра профилактики вредных привычек на базе сельской малочисленной школы.
Кобелева Галина Аркадьевна, директор муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п.Орлецы Нагорского района Кировской области.
п. Орлецы улица Мира – 6
Нагорского района
Кировской области
тел.8-833-49-74-1-49, факс 8-833-49-74-1-49 e-mail: mkouorlezy@mail.ruОрганизация центра профилактики вредных привычек на базе сельской малочисленной школы.
Школа на селе занимает особое место. Школа даёт детям не только образование, но и воспитывает основы общечеловеческих ценностей, готовит детей к жизни. Именно со школой общество во все времена связывает такие понятия, как: духовно-нравственные истоки народа, малая родина, материнский язык, домашний очаг, ответственность. Поэтому своей задачей школа считает не только повышение образовательного уровня учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, но и повышение воспитательных возможностей школы. Школьные годы становятся не только подготовкой к жизни, но и важным этапом жизни, насыщенным социальной, трудовой и познавательной деятельностью. Однако необходимо отметить, что есть ряд вредных привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы. Эти привычки способствуют развитию хронических заболеваний. К таким  вредным привычкам относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, компьютерная зависимость. В условиях массового распространения вредных привычек среди детей и подростков в стране создалась серьёзная угроза здоровью будущего поколения.
В нашем небольшом населённом пункте даже единичные случаи курения и употребления спиртных напитков учащимися стали сигналом к серьёзному пересмотру воспитательной работы в школе. Кроме того, снизились спортивные успехи учащихся на уровне района, увеличилось число пропусков уроков по болезни. При анализе возникших и проведении диагностического анкетирования, выявилось, что увеличилось число детей, которые употребляли спиртные напитки, курят или пробовали курить.
Изменение приоритетов социально – экономического развития российского общества, произошедшие за последние полтора десятилетия, изучение психолого–педагогической литературы и управленческая практика, позволили выявить противоречия в образовательной сфере села:
- между возрастающей детской преступностью и отсутствием компетентностей, необходимых школьникам для сохранения привычек здорового образа жизни, как в детстве, так и в будущей взрослой жизни;
- между высокой степенью теоретической разработанности вопросов профила-ктики вредных привычек и недостаточной разработанностью механизмов, обеспечивающих социализацию сельского школьника в современных условиях. Выявленные противоречия обусловили проблему, «каким должно быть содержательное наполнение деятельности сельской малочисленной школы, позволяющее обеспечить устойчивую социализацию её выпускников?».
Значимое место, если не одно из главных, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, табакокурения среди подростков. Поиск путей решения поставленной проблемы определил тему проекта: «Организация центра профилактики вредных привычек на базе сельской малочисленной школы». Руководствуясь законом «Об образовании», Типовым положением об ОУ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», с требованиями САНПИН, законом «Об образовании в Кировской области», Уставом школы и другими нормативными документами, в которые вносятся изменения с введением новых ФГОС, с изменениями в законах и положениях об образовании, разработана программа действий.Пять лет назад, заместитель директора прошла курсы повышения квалификации по воспитательной работе при КИПК и ПРО, на которых ознакомилась с воспитательной системой Г.Селевко. Эта система была представлена педагогическому коллективу школы. Было принято решение данную систему взять за основу воспитательной программы школы. В системе Г.Селевко в систематизированном виде излагаются знания о человеческой личности, отношениях людей друг с другом и обществом, о культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо развивающемуся человеку. В школьном периоде развития личности можно выделить некоторые периоды для проявления и развития определённых потребностей:
Э. ЭриксонГ. Селевко7 -10 лет – познание окружающего мира10 -11 лет –самопознание11-13 лет – самовоспитание, самообучение13 -14 лет – самоутверждение14 -15 лет – самоопределение15 -17 лет – самоактуализация 1-4 классы – «Начала этики»
5 класс – «Познай себя»
6 класс – «Сделай себя сам»
7 класс – «Научи себя учиться»
8 класс – «Утверждай себя»
9 класс – «Найди себя»
10 класс – «Управляй собой»
11 класс – «Реализуй себя»
Поэтапная модель самосовершенствования личности школьника Г. Селевко выстроена по аналогии с моделью развития личности Э. Эриксона.
Здесь прослеживается система профилактической работы по предупреждению пагубных привычек и формированию здорового образа жизни среди детей и подростков. На сегодняшний день наши классные руководители имеют в своём арсенале достаточное количество дидактического и методического материала для организации воспитательной работы, к тому же, на каждой ступени обучения сформировались свои методы и формы работы. Второклассники с удовольствием занимаются в «Театральном» кружке, любят петь, танцевать, с увлечением учатся. В 4 классе ребята с большим интересом занимаются проектно-исследовательской работой, участвуют в районных, областных и российских конкурсах «Я познаю природу», международной природоохранной акции «Марш парков – 2012», - стали победителями. Учащиеся 6 класса занимаются спортом, а семиклассникам больше нравиться участвовать в интеллектуальных мероприятиях, предметных неделях, олимпиадах.
Десятиклассники - первопроходцы в создании проектов и презентаций. Они победители и призёры экологических конкурсов «Я – гражданин России», «Гимн воде», «Погасшая деревня», кроме того, они победители и призёры в районных олимпиадах по предпринимательству и избирательному праву, математике, русскому языку, обществознанию.
Выпускники школы серьёзно занимаются профориентационной работой, готовя не только себя к будущей профессии, но и других ребят. В каждом классе есть ребята, которые занимаются спортом, ведут пропаганду здорового образа жизни, выпускают буклеты, газеты, плакаты.
С 2009 года в школе работает детское объединение «Совет старшеклассников», основная цель которого – развитие ученического самоуправления. Вместе со взрослыми (Совет школы, совет профилактики) проводятся рейды, конкурсы «Самый спортивный класс», «Самый здоровый класс», дни самоуправления. Итоги подводятся на сборах объединения. Это способствует формированию дисциплины, привычки к труду, умению анализировать свои действия, адекватно воспринимать критику. В школе нет детей стоящих на учёте в районной КДН. Дети, требующие особого внимания, находятся на внутри-школьном контроле и на контроле инспектора по охране прав детства.
Не нова истина, что школа – второй дом ребёнка. Мы об этом помним и создаём все условия для уюта и комфорта. Утопают в цветах и зелени классные кабинеты, в фойе школьного коридора мягкая мебель – место отдыха ребят. Бесконфликтное общение педагогов и детей превратило нашу школу в уголок спокойствия, здоровья, вдохновения. Неслучайно в нашей школе учатся дети из других школ. Год назад ученика 8 класса из города Кирово-Чепецка привезли родители с просьбой взять в нашу школу. Мальчик в городе переходил из одной школы в другую, но нигде долго не задерживался, так как не учился, пропускал занятия, уходил из дома. Сейчас юноша успешно учится в 9 классе, активно принимает участие во всех делах класса и школы. В 2012 году директор школы взяла под добровольную опеку ученика 8 класса из районной базовой школы. Мальчик пропускал занятия, был оставлен на повторное обучение в 8 классе. Через полгода учёбы у нас, он сказал слова, которые дали оценку работы нашей школе: «Как жаль, что я поздно пришел к вам учиться»! Учителя и дети доброжелательно приняли юношу в свой коллектив, оказывают помощь и поддержку, ему у нас комфортно, данный ученик успешно справляется с учебными заданиями.
Центром посёлка является школа. И если школа берётся за какое-то дело, то практически все жители привлекаются к участию. Наша малокомплектная школа расположена в самом удалённом участке Нагорского района. И мы понимаем, что на нас лежит большая ответственность по воспитанию и детей, и взрослого населения. Поэтому используем все ресурсы социума. Сотрудничаем с сельской библиотекой, СДК. Педагоги дополнительного образования ДЮЦ «Факел» проводят секции «Баскетбол», «Лыжи», ОФП. Профилактической работе способствует организация кружковой работы. В этом году для детей работает одиннадцать кружков различной направленности: «Биологический», «Эрудит», «Город мастеров», «Здоровячок», клуб «Выходного дня» и т д. В 2012 году совместно со средними школами п. Кобра и с. Синегорье органи-зовали обмен опытом по вовлечению детей в социально значимую деятельность. Наши учащиеся рассказывали о реализации исследовательских проектов. Работа по профилактике пагубных привычек, формированию здорового образа жизни с детьми и подростками, с их родителями проводится в тесной связи с работниками ФАП, ЦРБ, полиции. Проанализировав статистические данные, видно, что преступность «молодеет», а это говорит о необходимости ранней профилактики негативных проявлений. В нашей школе есть дошкольная группа, уже три года для воспитанников ведётся секция «Спортландия», проводятся совместные мероприятия с родителями.
Понимая значимость профилактической работы, мы активно сотрудничаем со СМИ, наши публикации ежегодно выходят на страницах районной газеты, школьный сайт предлагает для пользователей методические разработки и рекомендации. Уже четыре года в школе выпускается школьный журнал « 7 страниц». Это поле творческой деятельности для детей, педагогов, родителей, выпускников школы, жителей посёлка. С интересом прочитывают, обсуждают каждый номер журнала и ждут выпуска нового. Журналы выходят чаще тематические: «65 лет Победе», «Родина моя», «Здоровье начинается с улыбки», «Кем быть?» Лучшие работы: «Экологическая сказка» ученика 6 класса, рассказ «Журавль» и новелла «Связь» учениц 11 класса, стихотворение одной из родительниц «Ребёнок родился» и другие (всего их более 50) были опубликованы в районной газете «Нагорская жизнь», а новелла «Капля» ученицы 10 класса, заняла первое место в областном конкурсе «Гимн воде» и была напечатана в областной газете. Организована работа по выпуску серии буклетов: «Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека»; презентаций «Мы за здоровый образ жизни», «Моя малая Родина», «Экскурсия по родному краю» ; информационных плакатов для населения : «Наше здоровье – в наших руках», «Чистый посёлок – заслуга каждого жителя». Пропагандируем ЗОЖ для жителей нашего посёлка на общешкольных родительских собраниях, выступаем с агитбригадой « Быть здоровым – это модно». Итоги работы нас радуют. На протяжении 10 лет в школе отсутствуют второгодники, с 65% до 89% увеличилось число детей охваченных кружковой работой и участников соревнований. В 2011-2012 году 100% охват детей общешкольными мероприятиями. 87% детей приняли участие в районных и областных мероприятиях, 61% детей занимаются проектно-исследовательской деятельностью. Эта работа организует досуг ребёнка, способствует преображению социального окружения, приносит удовлетворение от результатов труда. «Красота спасёт наших детей» - считаем мы. Там, где тепло, уютно, добрые взаимоотношения - нет места пагубным привычкам. Вместе со своими воспитанниками мы гордимся своими успехами в районных и областных мероприятиях.Ежегодно школа участвует в районной акции «Подросток и закон», и три года мы занимаем первое место. В рамках этой акции каждый год проводим правовые декады, где главное место отводится профилактической работе.Ежегодно участвуем в районной акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»: имеем призовые места в конкурсе плакатов, видеороликов, календарей, в спортивных эстафетах; четыре года занимаем первые места в конкурсе агитбригад «Быть здоровым - это модно»За последние годы учащиеся школы имеют в областных конкурсах неплохие результаты:
- победители в конкурсе «Гимн воды» в номинация «Слово о воде», в конкурсе «Образы Земли» в номинации «Литературное творчество», в конкуре «За безопасность дорожного движения», в фотоконкурсе «Край мой Вятский», в конкурсе «Хочу стать учителем»;-призёры в конкурсе «Гимн воды» в номинации«Водоохранный экологический проект», в конкурсе проектов «Я познаю природу», «Кормушки для птиц», в конкурсе сочинений «Семейные реликвии», в конкурсе детского фонда «Голос ребёнка», в конкурс «Образы Земли», в конкурс творческих работ «Забыть свою Родину – себя потерять», в конкурс проектов «Я – гражданин России»,в конкурс исследовательских работ «Вятская деревня».Ученица 11 класса стала лауреатом всероссийского конкурса «Зелёная планета».
Новизна опыта состоит в комплексном применении педагогических технологий на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании, где приоритетное место уделено проекто-исследовательской деятельности и спорту. Кроме того, комплексный подход нацелен на создание в школе среды и условий, способствующих успешной социализации сельских школьников в современном мире. Он осуществляется через обновление механизмов взаимодействия всех субъектов социума, через:
- формирование устойчивой мотивации к нормам здорового образа жизни;
- обновление и развитие системы обучения учащихся и педагогов;
- позиционирование и поддержку бизнес-структур в социуме, получение взамен поддержки в виде благотворительной помощи учреждению;
- стимулирование и сохранение лучшего учительского потенциала на селе.
Литература.
1. Нормативные документы:
-закон « Об образовании», типовое положение об ОУ,
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,
- САНПИН,
- закон « Об образовании в Кировской области»,
- Устав школы,
- другие нормативные документы, в которые вносятся изменения с введением новых ФГОС, с изменениями в законах и положениях об образовании.
2. Воспитательная система Г.Селевко.
3. Журналы «Практика административной работы в школе».