Статья «Возможности применения на уроках физической культуры упражнений в равновесии, лазании и перелезании для преодоления препятствий»


Статья на тему: «Возможности применения на уроках физической культуры упражнений в равновесии, лазании и перелезании для преодоления препятствий»
Подготовила: Чистякова В.В.
ГБОУ школа №342 Невского района СПб.
Упражнения в равновесии полезны для воспитания таких ценных качеств, как ловкость, смелость, уверенность в своих действиях.
В обычных условиях: в положении стоя, в ходьбе, беге, при выполнении движений руками, туловищем - координированная работа мышечных групп, уравновешивающая общий центр тяжести тела человека над площадью опоры, протекает рефлекторно (непроизвольно). Однако любые нарушения привычных условий: быстрые изменения положения тела, соскоки с большой высоты и из различных положений, уменьшение площади опоры или большая ее высота и пр.- требуют более развитого чувства равновесия. Оно заключается в умении быстро изменять взаимное расположение частей тела, более точно реагировать на перемещения центра тяжести, а при большой высоте и преодолевать чувство страха, неуверенности.
Специальная работа по формированию умений и навыков в сохранении равновесия должна быть направлена в первую очередь на совершенствование афферентных систем (мышечного чувства, зрительной ориентации, вестибулярного анализатора и др.) Умение сохранять равновесие требует хорошо развитого чувства баланса и ориентировки в пространстве.
Упражнения в равновесии подразделяются на две группы:
Упражнения на месте, включающие равновесие с опорой на ноги и равновесие в смешанной опоре;
Упражнения в движении, включающие свободное передвижение, передвижение с дополнительными движениями, передвижение с преодолением препятствий, передвижение с грузом, расхождение вдвоем. Причем они могут исполняться на полу и на повышенной опоре.
Место упражнений в равновесии на уроке зависит от конкретных задач урока. Чаще они планируются на основную часть. Для совершенствования изученных упражнений их можно включать как в вводную, так и в заключительную части урока, тем более что большинство упражнений может проводиться сменно-групповым или поточным методом с минимальной затратой времени. Полезно давать упражнения в равновесии в форме игровых заданий, включать эти упражнения в эстафеты и полосы препятствий.
Последовательность изучения большинства упражнений может быть следующая:
-выполнение движений на полу;
-на начерченной мелом полоске;
-на доске или рейке гимнастической скамейки;
-на бревне или буме.
По мере овладения соответствующими навыками необходимо усложнять упражнения:
-уменьшать площадь опоры;
-повышать общий центр тяжести над точкой опоры (поднимание рук, использование отягощений;
-увеличивать высоту снаряда;
-увеличивать подвижность опоры;
-использовать наклонные снаряды
Полезно применять и такой методический прием, как исполнение упражнений в равновесии на полу или на низком снаряде с закрытыми глазами.
Параллельно с разучиванием упражнений в равновесии следует учить приемам самостраховки. Основные из них: умение быстро присесть или наклониться и опереться руками о снаряд и умение при потере равновесия сделать безопасный соскок.
При использовании высоких снарядов нужно укладывать под ними гимнастические маты.
Упражнения в лазании, перелезании и преодолении препятствий активизируют работу всего двигательного аппарата занимающихся и особенно полезны для развития силы, выносливости и ловкости.
Программой по физической культуре предусмотрен минимум упражнений в лазании. Поэтому упражнения в лазании и преодолении препятствий желательно включать в уроки на протяжении всего учебного года, не ограничиваясь только периодом изучения гимнастики.
Для этих упражнений используются, как правило, специальные снаряды: канаты, шесты, гимнастическая стенка, лестница, трап.
Место данных упражнений на уроке определяется поставленными задачами и условиями работы. Большинство упражнений в лазании по канату, лестнице, разучивание способов преодоления препятствий надо планировать на основную часть урока.
Более простые и знакомые упражнения можно давать в начале урока для «разогревания» занимающихся, для повышения их эмоционального состояния. Упражнения в преодолении препятствий с успехом используются в играх и эстафетах, проводимых, как правило, во второй половине урока.
Нагрузку в лазании легко регулировать высотой или расстоянием, количеством попыток и длительностью пауз для отдыха.