Курсовая работа по технологии Игра как средство формирования личностных и предметных компетенций на уроках технологии

ВВЕДЕНИЕ

Поиск новых форм и приемов обучения в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В современной школе особое место отводится такие форм занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге «Слагаемые педагогической технологии» дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса [1].
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.
Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.
Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Использование игр и упражнений на уроках способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Отсюда следует, что использование игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса. В ходе урока у обучающихся формируются УУД (универсальные учебные действия). Универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта [10].
В настоящее время учителя технологии находятся в постоянном поиске обновления содержания обучения в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе содержания, включающего применения на практике дидактических игр и упражнений на технологии в средних классах школы.
Вышеизложенное представляет собой проблему исследования и позволило сформулировать тему курсовой работы: «Игра как средство формирования предметных компетенций на уроках технологии».
Цель: выявить возможности использования игровых средств на уроках технологии и разработать соответствующее методическое обеспечение.
Гипотеза исследования: применение игровых технологии, способствующих формированию личностных и предметных компетенций учащихся на уроках технологии будет более эффективным если: изучить особенности применение игры в обучении школьников и разработать соответствующее методической обеспечение с использованием игровых средств обучения на уроках технологии.
обучающихся, их подготовки по предмету, тематики и содержания занятия.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме с целью освещения её теоретических основ - понятия и сущности дидактической игры, характеристики ее типов.
разработать систему уроков с использованием игр и игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, тестирование, анализ и обработка полученных данных, проектирование методических материалов.
Новизна исследования состоит в актуализации теории применения игровых средств в обучении школьников среднего звена; в методической разработке трех занятий по технологии с использованием игровых средств.
База исследования: кафедра экономики, управления и технологии БГПУ.

1 Сущность игровой деятельности на уроках технологии

Игра издавна используется для воспитания и обучения. Народная педагогика применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первом плане задачи трудового, умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – эстетического, художественного.
Вообще игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями учащихся.
Н.К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей.
Н.К. Крупская впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом. Она доказала, что у детей нет резкой грани между этими видами деятельности; в игре, как и в работе, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности [6, 7].
Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», – говорил известный учитель [12].
Жизненный опыт подсказывает: чтобы игры стали подлинным организатором жизни детей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике технологического образования было разнообразие направлений игровой деятельности. Разумное разнообразие игр ценно еще и потому, что в этих условиях становится возможным решение образовательных, воспитательных и развивающих задач – достижение дидактических целей, формирование характера, черт личности, усвоение норм жизни, отношение детей друг к другу и т.п. В играх различной направленности лучше видны возможности ребенка, его непосредственность и быстрота реакции.
О целесообразности использования игр в обучении труду, технологии существует различные мнения. Учитывая большую сложность современного содержания технологического образования и того, что учение – это дело серьезное, некоторые считают, что в обучении нет места игре. Но более
обоснованным является другое мнение, сторонники которого утверждают, что обучение без игры не решит всех стоящих перед ним задач, поскольку задачи обучения технологии значительно шире, чем сообщение ученикам определенной суммы знаний и выработка умений применять эти знания. Необходимо подготовить детей к трудовой жизни. Фактически лишь в игре обучающиеся получают возможность трансформации окружающего мира, его технологий в соответствии со своими желаниями, и, кроме того, игра является источником духовного удовлетворения для ученика, она способствует его безболезненной адаптации к условиям социально-экономической и трудовой жизни в дальнейшем.
Среди многообразия игр на уроках технологии можно использовать: сюжетно-ролевые игры, игра-труд, дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы.
Надо отметить, что эта классификация весьма условна, так как в каждом виде игры есть трудовые элементы, но задачи у всех них различны.
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений детьми воспроизводятся социальные объекты. Психологи отмечают, что детская ролевая игра на уроках технологии является историческим образованием, важнейшим источником формирования социального этно-эстетического сознания ребенка. Также можно выделить такой вид игр, как игра-драматизация. Такие игры представляют собой исполнения с обучающимися какого-либо сюжета. Они не отражают обобщенно действия изображаемого персонажа, а воспроизводят типичные для них операции без непосредственного имитирования. Эти игры рассматривают как одну из возможных форм перехода к практической, проектной деятельности.
Игра-труд – это работа, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием. Разновидностью игры-труда являются строительные, сюжетные игры, в которых закрепляются знания о технологии окружающего мира, где школьники усваивают самые общие действия и процессы труда.
Подвижная игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В подвижных играх, прежде всего, решаются задачи физического, трудового воспитания обучающихся. В тоже время это и хорошее средство для развития познавательных сил, прежде всего умственных процессов и нравственно-волевых качеств, совокупность которых обозначают как свойство общности. Это свойство включает способность входить в общество играющих, действовать в нем определенным образом, в соответствии с правилами, подчиняться требованиям детского коллектива [5].
В учебном процессе уроков технологии чаще всего используются дидактические игры, как средство воспитания умственной, технологической активности детей. Она вызывает познавательный интерес к процессу познания и помогает усвоить различные технологии.
Педагоги выделяют развивающие игры, которые являются одним из средств развития способностей [9]. Развивающие игры – это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат. Педагоги образуют в отдельную группу познавательные игры. Эти игры предназначены для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки памяти, мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных на уроках технологии знаний. В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, владений технологических умений, навыков.
В структуре игры выделены насколько элементов.
1. Любая игра имеет тему – ту область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре, например, «Фирма», «Ателье» (см. приложение А).
2. В соответствии с темой строится сюжет, сценарий игры; к сюжетам относят определенную последовательность событий, разыгрываемых в игре.
3.Третьим элементом в строении игры становится роль как обязательный набор действий и правил их выполнения, как моделирование реальных отношений, существующих между людьми, но не всегда доступных обучающемуся в практическом плане; роли выполняются ими при помощи игровых действий: «швея» снимает мерки с «заказчика».
4. Содержание игры – то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности или отношений взрослых. Для начального этапа свойственно соблюдение правила в игре.
5. Игровой материал и игровое пространство – наглядный материал, раздаточный материал и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли.
6. Ролевые и реальные отношения – первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли [4].
Игровая деятельность является свободной от каких-либо ограничений, дает возможность модернизировать правила, подгонять «под себя», что играющие постоянно и делают. Игра теряет игровой характер или утрачивает его, если функциональное содержание подчиняется лишь деятельности, которую игра воспроизводит, а не отражает чисто детские досуговые интересы, уничтожает свободные порывы и связанные с ним удовольствия. Дети способны «обходить» правила игры, обманывать партнеров ради успеха. И это плутовство – скорее доказательство сущности игры, ее отличия от реальной жизни, ибо достижение в ней все-таки символическое.
Условия эффективности игры:
Доступность игры;
Добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
Обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
Поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
Глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
Соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
Из сказанного вытекает, что игровая деятельность может активно включаться в учебный процесс. Она содействует разностороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми.

2 Формирование универсальных учебный действий средствами игровых форм на уроках технологий

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность игры педагогической в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным   реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершенствование личности.
Коммуникативно-ориентированное обучение на уроках технологии означает формирование у школьников коммуникативной компетенции, разговорной, практической и мыслительной, когда ученик готов использовать технологию как орудие труда.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
обсуждения, дискуссии, диспуты;
упражнения психологического тренинга общения, в том числе в спорных и конфликтных ситуациях;
выступление при защите учебных проектно-исследовательских работ, подготовленных товарищами в качестве оппонентов;
выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.п.;
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
доклады, сообщения, рефераты;
письменные опросы
рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками [2, 3].
На уроках технологии большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что совместное формирование коммуникативной компетенции  может быть более успешным и использоваться в интеграции с педагогами других предметов.
Примеры интеграции образовательных областей могут быть следующими.
Взаимосвязи между предметными областями:
технология – математика, история, география;
технология – физика, биология, химия;
технология – ИЗО, МХК, музыка;
технология – физическая культура. (см. приложение Б)
В приложении Б представлены физминутки, которые способствуют кратковременному отдыха от учебного процесса.
При этом формируются и развиваются универсальные учебные действия (УУД):
Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Для формирования личностных УУД на внеклассных мероприятиях по предмету технологии – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.
Для формирования познавательных УУД на урок-игре по технологии – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
Для формирования коммуникативных УУД на внеклассных мероприятиях, урок-беседа по технологии – предлагаются задания для работы в паре, группе.
Для формирования регулятивных УУД на уроках технологии с использованием самостоятельной или практической работы – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1. действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; 2. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Для формирования личностных универсальных учебных действий мною используются следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
 Познавательные УУД включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД при изучении технологии относятся:
выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных;
виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
К регулятивным УУД при изучении технологии относятся:
принятие и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности;
определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
формирование невербальных способов коммуникации – посредством мимики, жестов, позы, интонации, глаз и т.п.);
формирование умения работать в парах и малых группах;
формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:
учитывать позицию собеседника (партнера);
организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Таким образом, игровые технологии формируют коммуникативные УУД. Применение игровых технологий на занятиях технологии делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным [11].

3 Методика формирование предметных компетенций на уроках технологии

В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход.
Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию поведения, получения образования и т.д.
Предметные компетенции – это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам, например, технологии необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения технологических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению учащихся технологическими практическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные  и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных технологических знаний; создать возможность использовать приобретенные технологические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д. [3.4].
Использование методики формирование предметных компетенций на уроках технологии позволит   наполнить технологическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности;  научиться  ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари), передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться  высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать  навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться  грамотно использовать в речи технологические термины; учиться  применять технологические знания и умения в реальных ситуациях.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии, в практической деятельности.
Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе.
Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
У учащихся формируется представление о технологии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и добивается понимания школьниками предмета изучения.
Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
Таким образом, в данном параграфе было рассмотрены возможности формирования предметных компетенций на урока технологии. Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося.


4 Разработка методического обеспечения использования игровых средств на уроках технологии

4.1 Разработка занятий с использованием игровых средств (форм) и т.д.

В целях подтверждения эффективности представленных методических рекомендации в период с 12. 01. 2015 г. по 07. 02. 2015 г. на базе Орлинской школы был опробован комплекс дидактических игр на уроках технологии. Занятия по предмету проводились с учащимися 5 класса (с разделением - только мальчики) с периодичностью 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 45 минут. Занятия проводились попарно, с установленным перерывом (переменой) между ними.
Согласно календарно-тематическому планированию преподавателя технологии данного образовательного учреждения на основе примерной программы по направлению «Технология», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учащимися были пройдены темы: «Вводное занятие. Безопасные приёмы труда. Организация труда и рабочего места» (2 часа), «Оборудование рабочего места для ручной обработки древесины» (2 часа), «Древесина как природный конструкционный материал» (2 часа), «Древесные материалы и пиломатериалы» (2 часа), «Графическое изображение деталей из древесины» (2 часа). Общее количество выданных занятий составило 10 часов.
На каждом из перечисленных занятий проводились разнообразные дидактические игры, включенные в его структуру на разных этапах. В настоящей работе приводятся примеры игр, наиболее понравившихся учащимся. При этом целесообразным кажется включение в работу именно описания отдельных игр, а не конспектов уроков с их включением, так как в первом случае, ввиду ограничения постраничного объема работы, предоставляется большая возможность показать методическое разнообразие используемых игровых средств.
Игра «Анаграммы».
Тип игры: словесная.
Необходимые средства и материалы: анаграммы, написанные на доске, иллюстрация с изображением микростроения слоёв древесины.
Ход игры:
Ребята решают представленные в виде словосочетаний анаграммы терминов по теме «Древесина»: Рок А (кора), Карп Бо (пробка), Сирена дев (древесина), Вид на Церес (сердцевина).
Затем учащиеся отвечают на вопросы:
К какому подразделу темы "Древесина" относятся данные слова? (строение древесины)
Какое слово из перечисленных лишнее и почему? (Пробка - это часть коры).
Какого слова в указанном ряду не хватает и почему (Камбий - это один из слоёв древесины).
Далее учащиеся, отгадавшие слова, выходят к доске, показывают на вывешенной на доску иллюстрации местонахождение данных слоёв в структуре древесины и рассказывают о строении и функции каждого слоя.
Игра «Обустрой рабочее место»
Тип игры: предметная.
Необходимые средства и материалы: ручные инструменты (набор для каждого учащегося или пары учащихся) - измерительная линейка, столярный угольник, ножовка, напильник, лобзик, абразивная шкурка, молоток, клещи.
Ход игры:
Учащиеся получают ящики с набором перечисленных инструментов. По команде преподавателя они должны разложить все инструменты на своём столе с учётом требований техники безопасности. Преподаватель фиксирует время завершения задания каждым учащимся, а затем совместно с классом проверяет правильность его выполнения у всех участников игры (при этом целесообразно, чтобы учащиеся сами оценивали работу своих товарищей, находили и исправляли их ошибки). Побеждают учащиеся, которые быстрее и правильнее других разложили на своём рабочем месте все инструменты.
Игра «Правильно расставь слова»
Тип игры: упражнение.
Необходимые средства и материалы: предложения с переставленными словами, написанные на доске.
Ход игры:
Преподаватель пишет на доске несколько предложений с произвольно переставленными словами, представляющих собой основные положения техники безопасности при ручной обработке древесины:
Правильно, фартук, следует, спецодежду, халат, надень, с нарукавниками, подобрать, убор, тщательно, волосы, при этом, головной (Правильно надень спецодежду: халат с нарукавниками, фартук, головной убор; при этом следует тщательно подобрать волосы).
Прочно, обрабатываемую, закрепи, в тисках, деталь (Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках).
Проверь, в случае, учителю, инструментов, доложи, состояние, их, неисправности (Проверь состояние инструментов, в случае неисправности доложи учителю).
Щёточкой, специальной, не сдувай, опилки, а, их, сметай (Не сдувай, а сметай опилки специальной щёточкой).
Учащиеся вписывают их в рабочие тетради в нужном порядке, таким образом повторяя и закрепляя информацию, отраженную в данных предложениях. Затем учащимся задаются вопросы: к какому этапу практической работы на занятии могут быть применены данные правила (к этапу, предваряющему начало работы; к этапу непосредственной практической деятельности; к этапу завершения работы); какие ещё правила техник безопасности, относящиеся к данному этапу, вы знаете.
Игра «Заветное слово»
Тип игры: тренинг на внимание.
Ход игры: дети стоят у своих мест, приветствуя учителя в начале занятия. Учитель сообщает цель урока. Нужно сесть, когда услышишь определённое слово, например, «технология».
Игра «Оратор»
Тип игры: мотивационный тренинг
Ход игры: учитель сообщает тему и цель занятия. Любой учащийся (по желанию) должен выйти к доске и выступить пред своими товарищами в роли "оратора", т. е. за 1 минуту убедить их в жизненной необходимости изучения данной темы. Можно устроить конкурс на лучшего оратора среди 2-3 учащихся.
Игра «Поймай ошибку»
Тип игры: тренинг на внимание.
Необходимое оборудование и материалы: карточки-«светофоры».
Ход игры:
Учитель заранее оговаривает с учащимися, что при сообщении нового материала он намеренно будет допускать ошибки в изложении тех сведений, которые уже знакомы учащимся (например, «Известно, что на торцовой поверхности среза видны годичные концентрические слои древесины, на радиальном разрезе - ломаные линии, а на тангентальном разрезе - непрерывные сплошные, несколько искривленные полосы» (неверное объяснение для радиального и тангентального разреза)). Учащиеся, не перебивая объяснений учителя, должны поднять карточки-светофоры, сигнализируя о том, что они заметили ошибку в изложении материала. Учитель на выбор просит одного из учащихся объяснить, в чём заключалась допущенная ошибка и исправить её.
Игра «Мои предложения»
Тип игры: тренинг на рефлексию
Ход игры: по окончании занятия учитель предлагает детям дополнить фразу: «Если бы я вёл сегодняшний урок, я бы...» (что изменил, что сделал более интересным, содержательным, какие средства и материалы использовал и т. д.).
Игра «Домашнее задание для друга»
Тип игры: сюжетно-ролевая мини-игра
Необходимое оборудование и материалы: конверты с домашним заданием.
Учащиеся работают в парах. Каждый из пары получает конверт, в котором находится домашнее задание, которое он должен объяснить своему товарищу. Рекомендуется подготовить 2 или 6 разновидностей домашнего задания (по количеству вариантов, на которых сидят ученики).
Предложенные дидактические игры могут быть успешно проведены на уроках технологии в 5 классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема данной курсовой работы было «Игра как средство формирования предметных компетенций на уроках технологии.
В процессе данной работы было рассмотрено следующие: сущность игровой деятельности на уроках технологии, формирование универсальных учебных действий, разработка занятий с использованием игровых средств (форм) и т.д.
Таким образом, цель курсовой работы, которая заключалась в выявлении возможностей использования игровых средств на уроках технологии и разработки соответствующего методического обеспечения. Достигнуты.
В процессе выполнения курсовой работы для достижения поставленой цели были решены следующие задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме с целью освещения её теоретических основ - понятия и сущности дидактической игры, характеристики ее типов.
разработать систему уроков с использованием игр и игровых упражнений в соответствии с требованиями ФГОС.
В процессе работы были использование следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение за деятельностью детей, тестирование, анализ и обработка полученных данных, проектирование методических материалов.
Процесс исследования осуществлялся на база: кафедра экономики, управления и технологии БГПУ.
Таким образом отсюда следует, что использование развивающих игр и упражнений на уроках является неотъемлемой частью учебного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Беспалько, В.П. «Слагаемые педагогической технологии». – М.: 1989. - 192 с.
Бешенков, А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. пособие [Текст] / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 220 с.
Дубовицкая, Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – № 2. – C. 42-45.
Дюжева, О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Текст]: автореф.канд. пед. наук (13.00.01) / О.А. Дюжева. – Кострома, 2010. – 22 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
Макаренко, А. С. Книга для родителей /А.С. Макаренко. – Саратовское книжное издательство, 1953. – 336 с.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М., 1990. С. 16-18.
Пидкасистый Т.Н., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996. С. 72-75.
Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев В.Д. Симоненко. – М: издат центр «Вентана-Графф», 2000. – 176 с.
[Электронный ресурс] / И.А. Неткасова. - #"justify">.Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова // Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С.26-33.
[Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/11/15/formirovanie-universalnykh-uchebnykh-deystviy-uud-na-urokakh
[Электронный ресурс] http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_470.php/






















ПРИЛОЖЕНИЯ





Приложение А
План – конспект урока-игры «Фирма «Лоскуток»».
Класс: 6 класс.
Раздел: Рукоделие
Тема: Изготовление изделий из лоскутов и рекламной продукции.
Цель: создание образцов различных видов лоскутной техники и рекламной продукции, сопровождающей изделие.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представление об истории возникновения, видах и технологии изготовления различных видов лоскутной техники.
Формировать навыки выполнения образцов лоскутной техники, создавать рекламу изделия в программе Publisher, производить экономический расчет себестоимости изделия в программе Excel, презентацию продукции и фирмы в PowerPoint.
Развивающие:
Развивать коммуникативные умения при работе в группах;
Развивать творческие способности в создании эскиза и образца изделия из лоскутов, при оформлении презентации и буклета;
Развивать навыки самоконтроля и самооценки,
Воспитывающие:
Способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся;
Воспитывать аккуратность, добросовестность при выполнении работы.
Тип урока: урок-игра
Формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Методы: беседа, словесный, наглядный, практический (упражнения).
Компетенции: коммуникативные и познавательные
Критерии: соблюдение технологии, аккуратность, техника оформления.
Оборудование, инструменты, приспособления: мультимедийный проектор, компьютер, швейные машины, утюги, ткани, иглы, нитки, сантиметровые ленты, ножницы, образцы лоскутной техники, бумага А4, цветная бумага, клей, утюг.
Наглядные пособия: «Лоскутная техника», карточки, схемы изготовления лоскутной техники
Межпредметные связи: ИЗО, история, информатика
Действующие лица:
Первая группа – заказчик, который должен охарактеризовать выбранный вид лоскутной техники, выбрать ткань для его изготовления, выполнить презентацию об истории и видах лоскутной техники.
Вторая группа – инженер-технолог, должны смоделировать изделие в данной лоскутной технике, зарисовать эскиз, выполнить эскиз из цветной бумаги, изготовить шаблон изделия и составить технологическую последовательность изготовления образца,.
Третья группа – закройщики, должны подготовить ткань к раскрою, поясняя свои действия, произвести раскрой.
Четвёртая группа – пошивочный цех: изготовить образец, изделие.
Пятая группа – маркетологи, выполнить рекламу (презентацию) своей фирмы, продукции, выполняют буклет фирмы.
Литература:
В.Д. Симоненко Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы, М., 2003 г.
Ресурсы Интернет:
http://sch140.omsk.edu/projects/patchwork/obuchenie/sborka-colzo.htm,
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html,
http://rcio.pnzgu.ru/personal/58/3/9/Uid.htm
Ход урока
Организационный момент
проверка готовности к уроку
проверка явки учащихся
настрой учащихся на работу
заполнение классного журнала
доведение до учащихся плана урока.
Повторение
Что такое лоскутная техника?
Когда и в какой стране возникла лоскутная техника?
Чем отличается лоскутная техника, от лоскутного шитья, лоскутной пластики?
Где могут пригодиться знания о последовательности изготовления изделий из лоскутов.
(Слушают вопросы, рассуждают, высказывают, дают определения заданным понятиям: лоскутная техника, виды лоскутной техники, история лоскутной техники)
Игра
Предлагает закрепить знания и применить их на практике в ролевой игре. Описывает идею и замысел игровой ситуации.
Ролевая игра «Фирма «Лоскуток».
Объяснение роли каждой проектной группе:
заказчик: делает заказ, выполняет презентацию об истории и видах лоскутной техники;
инженер-технолог: создает эскиз, шаблон изделия, технологическую карту последовательности изготовления;
раскройщик: производит раскрой изделия;
операторы швейного производства: изготавливают заказанные изделия.
маркетолог: выполняют презентацию, буклет о фирме и товаре.( Слушают идею игры, вникают в содержание. Делятся на проектные группы)
Обращает внимание на тему урока. Предлагает назвать её ещё раз с дополнениями, в соответствии с игровой ситуацией.
Итак, наша фирма займется производством изделия из лоскутов, учитывая запросы потребителя, прорекламирует свой товар и определит затраты на его производство.
Задаёт вопрос: что будет результатом нашей игры и целью урока? Подводит к ответу: «Создание изделия по запросу заказчика, рекламы, буклета». Цель: создание образцов различных видов лоскутной техники и рекламной продукции, сопровождающей изделие Предлагает разработать критерии, по которым будет оценена работа.
Предлагает приступить к выбору ролей. Раздаёт карточки с индивидуальным заданием (изделие с использованием разного вида лоскутной техники). Даёт установку приготовить рабочее место.( Слушают. Распределяют роли в проектных группах в соответствии со своими способностями, интересами)
Задание представить сцену действия в фирме при приеме заказа, напоминая о критериях оценивания, задание остальным внимательно слушать, выявлять ошибки, в рассуждении исправлять или предлагать варианты.( 1) Представляют сцену диалога заказчика и инженера - технолога, обосновывают предложенный вариант изделия. 2) остальные слушают, определяют, соответствие ткани, модели, эскиза, интерьера. Оценивают по критериям, обосновывая оценку.)
Предлагает приступить к игре. Осуществляет (контроль) наблюдение за выполнением действий. Заказчик нетерпеливый, поэтому время на создание эскиза ограничено (25-30 мин)
Проектные группы:
1) Заказчик приходит на фирму со своим заказом, заказывает конкретное изделие (прихватки, подушки). Заказчик должен охарактеризовать желаемый вид лоскутной техники. Для каждого изделия заказчик выбирает разную технику лоскутного шитья. Готовит презентацию с использованием ресурсов Интернет о истории и видах лоскутной техники.
2) Инженер-технолог в соответствии с данными заказчика в заданной лоскутной технике, создают эскизы, характеризуя свой выбор, выполняют эскиз из цветной бумаги, изготавливают шаблон для раскроя изделия, составляет технологическую карту последовательности изготовления изделия
3) Раскройщики, производят подготовку ткани к раскрою, выполняют экономную раскладку выкройки на ткани и раскрой.
4) Операторы швейного производства изготавливают заказанные изделия.
5) Маркетологи, выполняют рекламу (презентацию) своей фирмы продукции, в программе PowerPoint, пользуясь ресурсами Интернет, выполняют буклет фирмы в программе Publisher.
Оценка качества выполненной учащимися работы. Самооценка работ. Проектные группы представляют свои работы, происходит защита презентаций. Производят самооценку своей работы.
Заказчик демонстрирует презентацию «История лоскутной техники»1 Оператор швейного производства представляет свои макеты и изделия, выполненные в разной лоскутной технике2 и буклет фирмы3
ИТОГ УРОКА.
Подводит итоги, обращает внимание на поставленную цель урока, просит выявить достигнута ли цель. Воспроизводит поставленные оценки .Слушают итоги урока. Задаёт вопрос: Что полезного для себя вы извлекли сегодня на уроке? Где могут пригодиться полученные на уроке знания? Отвечают на поставленные вопросы.
Приложение Б

Физминутка № 1
На уроке отдохнём –  На рыбалку мы пойдём! Накопаем мы червей, Удочку возьмём скорей, И вприпрыжку побежим –  Порыбачить мы хотим. В воду удочку закинем,  Посидим тихонько. Рыбка, кажется, клюёт? Вытащим легонько. Ах, какая красота –  Рыбка небольшая. Пусть живёт себе в реке, Выпущу тебя я! Быстро в школу побежим –  Вот такой у нас режим.
Физминутка № 2
1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть,  Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать!

Физминутка № 3
Перестанем мы считать –  Будем вместе отдыхать. Голову мы повернём, И друг другу подмигнём. Мы поднимем руки вверх, Хлопнем мы в ладоши, Скажем дружно другу мы: “Ты такой хороший!” А теперь все руки вниз Плавно мы опустим. Никакую хворь и боль Мы к себе не пустим!
Физминутка № 4
Свежий воздух мы вдохнём – За грибами все пойдём: Друг за другом по тропинке, А в руках у нас корзинки. Вот болотце впереди Как же нам его пройти? Встанем на носочки,  Прыгнем мы на кочку. На полянке у реки Мы увидели грибы. Их в корзинку соберём И в обратный путь пойдём!




Приложение В











Вопросы.
По горизонтали.
Любимая еда в столовой
Хлопчатобумажная ткань
Ведение домашнего хозяйства
Растут арбузы
Узкая полоса по краю ткани
Присборенный низ на юбке.
Это защищает одежду от загрязнений.
Деталь фактура.
Устройство для намоток ниток.
По вертикали
Рабочий орган швейной машинки
Нить в переплетении
Растительное волокно
Самая узкая часть туловища
Блюдо из несколько продуктов заправленное сметаной, майонезом
Раньше был папирус, береста, а теперь.
Повар на теплоходе.













13PAGE \* MERGEFORMAT14315