Педагогический проект Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках История изобразительного искусства

Отдел культуры администрации г. Мегион
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская художественная школа»





Педагогический проект
тема проекта:
Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках
«Беседы об изобразительном искусстве»



Автор проекта:
Мамутова Лариса Джулмухамбетовна









Мегион 2011
Краткая аннотация проекта
Предмет «Беседы об изобразительном искусстве» в программе обучения в детской художественной школе теоретический гуманитарной направленности, и основная задача курса это постижение духовного опыт человечества через произведения искусства. Успешность изучения данного предмета определяется не столько суммой знаний, сколько умением ориентироваться в различных направлениях развития искусства, способностью выявлять стилевое единство, умение выразить свои знания и впечатления языком того или иного вида творчества. Решая эти задачи важно заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции учащихся, увлечь их, при этом необходимо развить стойкий интерес, следовательно, и потребность в знаниях. Таким образом, специфика предмета определяет и особенности методики его преподавания, оптимизирующей учебно-образовательный процесс, где важна, прежде всего, грамотная организация урока, а также подготовка домашнего задания, и контроль знаний, оценивание, поиск приемлемой экзаменационной формы.
Цель проекта:
Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках предмета «Беседы об изобразительном искусстве».
Задачи проекта:
Определить главные факторы оптимизации учебно-образовательного процесса на уроках предмета «Беседы об изобразительном искусстве».
Раскрыть способы мотивации познавательного процесса учащихся через проблемно поисковую ситуацию, разнообразие видов деятельности и определение драматургии урока.
Развитие процессов логического и творческого мышления.
Воспитание грамотной, всесторонне развитой творческой личности способной размышлять анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, выражать себя через восприятие искусства.
Формирование теоретической грамоты по курсу «Беседы об изобразительном искусстве» и применение знаний в ходе практических занятий.
Основное содержание проекта.
Проект содержит методические рекомендации в преподавании уроков «Беседа об изобразительном искусстве и способы их оптимизации.
«Урок - это педагогическое произведение. И каждый отдельно взятый урок является частью темы, курса учебного предмета и соответственно занимает важное место в целостной системе учебного процесса. Но для этого урок сам должен иметь свою единую внутреннюю логику, определенную дидактическими целями, средствами, методами и приемами обучения. Он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.» (Дидактика средней школы. 2-е изд.М.,1982, с227).
Каждый урок «Беседы об изобразительном искусстве» в детской художественной школе начинается с определения цели и средств, для ее достижения. В соответствии с типом урока определяется вид и форма. Специфика предмета предполагает так же и выбор «жанра» урока, разработанного на основе метода художественно педагогической драматургии, что создаст условия для творческой активности, как учителя, так и учеников.
С учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их художественного восприятия, мышления, эрудиции, формулируется проблемная ситуация, строится сюжетная линия урока, образный строй и драматургия урока.
Целесообразно использовать следующие средства и методы: репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый (эвристический), исследовательский. Все вышеперечисленное, обогатит урок чувствами, эмоциями, настроением, вдохновением. Это позволит погрузить детей в тему, проблему урока, мотивировать познавательный процесс.
Важным аспектом, представляется разнообразная форма уроков - как традиционных: объяснение материала, лекции, диалог, семинар, зачет, так и нетрадиционных: викторины, тесты, олимпиады.
Искусство на уроке «Беседы об изобразительном искусстве», является не только содержанием урока, но и определяет принципы его построения, и таким образом форма урока искусства может быть представлена в жанре урока: драмы, импровизации, экскурсии по музеям, путешествия по разным странам и эпохам, урока - панорамы.
Взаимосвязь урока с последующим - организуется через домашнее задание: на первых уроках знакомства с предметом рисунки - впечатления , сочинения-рассуждения о художниках, картинах, у ребят постарше в проектах - пропедевтических искусствоведческих анализах памятников мирового искусства.
Формирование базисных основ предмета включает в себя возрастные особенности учащихся, и места дисциплины «Беседы об изобразительном искусстве» в общем учебном плане.
Уроки «Беседы об изобразительном искусстве» в 1 классе,
включают следующие разделы:
Основы изобразительного искусства, которые изучаются в первой и во второй четверти.
В третьей четверти тематические уроки и Декоративно-прикладное искусство России.
На протяжении четвертой четверти учащиеся знакомятся с историей «Семи чудес света», данный раздел является переходным этапом изучения истории изобразительного искусства.
Уроки строятся в основном по типу беседы с конкретно поставленной проблемой в начале урока. То есть до сути задаваемой темы дети подходят путем собственных размышлений. Основной задачей для преподавания является стремление и умение обучаемых, без боязни быть непонятными, высказать свою точку зрения и пробудить интерес к знаниям.
Задачи художественного развития:
Обучить основам изобразительного искусства, в рамках пространственного искусства, познакомить с темой «Семь чудес света».
Развить способности творческого мышления и видения и умение использовать приобретенные теоретические знания в практической деятельности.
Воспитать любовь к искусству.
Анализ педагогического опыта:
Искусство великий волшебник. Первый урок знакомства с искусством. Картины, скульптуры, архитектурные памятники - эти произведения еще не знакомы юным зрителям, им лишь предстоит узнать, как они называются, и кто их создал, а главное научиться понимать искусство, развить в себе талант восхищаться прекрасным и удивляться ему. В беседе, в процессе обсуждения, ребята постигают первые знания об искусстве - что это, где и когда оно зародилась, о том какова роль его в жизни человека. Музыкальные сюжеты, отрывки литературных произведений дополняют урок, делают его более красочным и эмоциональным (ребята, узнают о маленьком добром духе «Гении» и о том, как он творит искусство). И первое домашнее задание - маленькое сочинение-размышление на тему «Что для меня значит искусство?», которое они запишут в своей рабочей тетради.
Искусство для меня значит свободу души, когда я рисую, леплю или слушаю музыку, я чувствую себя легко и непринужденно, я погружаюсь в искусство с головой и ничего вокруг не замечаю, время летит быстро и незаметно... Без искусства жизнь была бы скучной.
Сочинение Ани Н., Ученицы 1 «а» класса.
В процессе изучения курса «Бесед об изобразительном Искусстве» ученики ведут рабочую тетрадь. В тетради записываются ключевые термины и определения, сочинения, впечатления от встречи с произведением искусства, краткие ответы заданий и выполняются тематические зарисовки. Поля в тетради расположены на каждой странице слева, достаточно широкие для расположения терминологии и схем. Специальных учебников по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» нет и с помощью тетради можно повторить изученное, что облегчит подготовку к следующему уроку.
Со следующего урока начинается изучение теоретических основ, и ребята учатся различать по видам пространственное и временное искусство, сравнивая музыку и живопись, за тем на примере театрального произведения определяют взаимосвязь литературы, музыки и изобразительного искусства. Узнают что такое изобразительное искусство живопись, графика, скульптура, и слова «цвет», «объем» и «линия» приобретают для них новое значение, а экскурсия по коридорам и залам школы, где представлены выставки профессиональных художников и учеников, поможет им закрепить полученные знания и сделать первые попытки творческого анализа. Домашнее задание после изучения темы «скульптура» и «архитектура» - рассказать о памятниках нашего города. (Приложение 1)
Изучая портретный жанр ребятам особенно интересны детские: «Портрет Мики Морозова» В.А. Серова, «Читающий Титус» Ремрандта, мы вместе пытаемся разгадать тайну «Джоконды» Леонардо да Винчи. Под впечатлением знакомства с автопортретами художников и групповыми портретами, на следующий урок они приносят свои творческие «автопортреты» и портреты своей семьи. (Приложение 2)
На уроке знакомства с историческим жанром всегда тишина. Трагедия, разворачивающаяся в «Боярыне Морозовой» и триумф «Перехода Суворова через Альпы» на картинах В.И. Сурикова - и в конце урока множество вопросов, на которые они уже самостоятельно смогут ответить в четвертом классе, при изучении истории русского изобразительного искусства.
Накануне, весеннего женского праздника - урок посвященный образу матери в изобразительном искусстве. Ребята рассматривают репродукции, а после знакомства с историей создания «Палеолитической Венеры», «Мадонны Литты» Леонардо да Винчи, иконы «Богоматери Владимирской», «Петроградской мадонны» К. Петрова-Водкина делают вывод, что в каждой маме есть частичка божественного...
Декоративно прикладное искусство - гжель, хохлома, жостово, городецкая роспись на уроке мы смотрим фильм сказку, за тем рассматриваем «волшебную веточку», на которой расцвели и золотые хохломские узоры, и синий цветок гжели, и Полхово-Майданская роза, и ребята уже самостоятельно определяют характерные черты художественных промыслов России. А дома они украсят широкие поля своей рабочей тетради подобными узорами. В продолжении знакомства с декоративно прикладным искусством России «тульский пряник», «архангельские козули», «тетерки», и оказывается искусство может быть и сладким! Перед Рождеством многие ребята, заинтересовавшись «сладкой темой» дома с родными готовили «рождественскую козулю» по оригинальному старинному рецепту, и некоторые пряники были представлены на международной выставке «Рождественская» в городе Тобольске. (Приложение 3)
С темой декоративно прикладное искусство России ребята еще не раз столкнуться на уроках прикладной композиции уже в практической деятельности. Например в программе третьего класса - роспись по дереву, и на каникулах расписные коробочки и доски они с радостью везут в подарок бабушкам.
«Семь чудес света»- тема последней четверти первого класса. Ученики с интересом рассуждают о том, что такое «чудо» и приходят к выводу о том - что это то, что не может оставить ни кого равнодушным своей красотой, изумляются, определив истинные размеры произведений и представив технические новшества. На уроках по данной тематике есть и драматические сюжеты, и моменты триумфа. Они негодуют, узнав о кощунстве Герострата, и радуются победе жителей о. Родос. Увлекательные вопросы «можно ли продать чудо?» или объясните происхождение слова «фара» и другие, а также кроссворды делают уроки интересными. (Приложение 4)
На итоговый по этой теме урок, они приносят свои рисунки с изображением одного из семи чудес света, которые в дальнейшем будут представлены на выставке по данной теме. Несколько учеников готовят мультимедийные сообщения, дополняя изученное на уроках новыми фактами, представляя себя при этом важными исследователями.
Использование информационно коммуникативных технологий оптимизирует образовательный процесс курса «Беседы об изобразительном искусстве», видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. Ресурсы интернета помогают расширить и углубить теоретические знания, развить интерес к предмету, организовать самостоятельную деятельность учеников.
Ученики уже знакомы с видами изобразительного искусства и архитектуры умеют анализировать произведения искусства, и значит, готовы к изучению непосредственно истории искусства во втором классе.
Уроки «Беседы об изобразительном искусстве» во 2 классе
включают следующие разделы:
Первобытное искусство.
Искусство древнего Египта, Античное искусство.
Византийское искусство, Средневековое искусство Западной Европы.
Искусство Возрождения.
Основная задача - путем разнообразных занятий (лекция, беседа, диспут, семинар и т.д.) в простой и доступной форме ознакомить учащихся с истоками зарождения и путями развития «Изобразительного искусства» от примитивного до эпохи Возрождения, на основе проблемного обучения, то есть постановки проблемы и поиска путей ее решения. Особое значение приобретает самостоятельная работа учащихся, через домашнее задание, мотивируемая познавательным процессом. Наиболее активные ребята готовят мультимедийные презентации и доклады по заинтересовавшим их темам.
Задачи художественного развития:
Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности.
Уметь использовать информационно коммуникативные технологии при подготовке домашнего задания.
Воспитать высокоразвитую грамотную личность.
Анализ педагогического опыта:
Первобытное искусство. Демонстрация «первобытных макарон», мамонта, бизона из пещеры Альтамира, сюжеты первобытной охоты и ученики делают свои предположения, через проблемную ситуацию, что подвигло древних людей к созданию этих произведений. Неудачная охота подвигла древнего человека к созданию мамонта, пальцами по сырой глине и он получил первое духовное удовлетворение. Его восхищение окружающим миром отразилось в росписях пещеры Альтамира и Ляско, а желание рассказать о великой охоте выразилось в сюжетных композициях эпохи мезолита.
Таким образом, учащиеся практически самостоятельно могут определить сущность и значение первобытного искусства. Узнав, что и на территории нашего округа обнаружены следы первобытного искусства Настя ученица второго класса заявила о своем намерении стать археологом. Изучая мегалитические сооружения, учащиеся часто опираются на свои личные впечатления, экскурсии, на дольмены во время каникул, проведенных, на Юге России, и охотно делятся ими с учителем и одноклассниками. Запоминающимися и интересными урокам являются уроки, где учащиеся являются соавтором учителя в объяснении нового материала или расширении объема уже изученных тем. Впечатления об искусстве «Скифов» в экспозиции «Эрмитажа» Данил представил одноклассникам на уроке в мультимедийном сообщении «Искусство скифов, звериный стиль». (Приложение 5)
Изучая античное искусство Древней Греции, где искусство рассматривалось как духовная пища для человека и посвящалось человеку, а основополагающей в архитектуре является ордерная система, урок, посвященный этой теме, строится в форме импровизированного путешествия. Ребята знакомятся с эпохой Высокой классики и ее яркими представителями - правителем Афин Периклом, скульптором Фидием, архитекторами Иктином, Калликратом, Мнесиклом и их великим творением - Афинским акрополем. Вспоминают эпизоды из истории, мифологии, и далекое прошлое становится близким, а они участники процессии Великие Панафеи. Пропилеи, Пинакотека, храм Ники, Парфенон, Эрехтейон и запоминание скучной терминологии: «дорический или ионический ордер?», «стилобат», «колонна», «капитель», «метопа», «антаблемент» - становится увлекательным и необходимым. В конце урока они - уже архитекторы и строят храм, правда пока только бумажный. А выражение Протогора «Человек - есть мера всех вещей» после анализа строения колонны и греческого храма в целом, для второклассников теперь доступно и понятно. В конце года они вновь вернутся к этой теме при изучении искусства Возрождения, и к новому осознанию образа человека в искусстве через определение «гуманизм». (Приложение 6)
Тема «Средневековое искусство Западной Европы» для учеников Тани, Миши, и Насти стала особенно увлекательной. Ребята создали проект для участия в искусствоведческом театрализованном турнире «Десятая планета детям Югры». Творческая атмосфера приобщила и родителей к технической стороне при создании костюма. В реализации проекта – «Графство Мегионское» достойно представило восхитительные костюмы по всем правилам средневековой моды, исполнило дифирамбы собственного сочинения, свои знания в тематической викторине. Ребята продемонстрировали не только художественные, но и музыкальные и театральные способности.
Результатом оказалась не только оценка жюри, главное - это самоопределение и самоутверждение личности каждого из ребят, раскрытие творческого потенциала. Для педагога это тоже доказательство педагогического мастерства. (Приложение 7)
В 3 классе - продолжение изучения «Истории изобразительного искусства Западной Европы» в период с ХVII в. (искусство Барокко) по ХХ в. (фовизм, абстракционизм и другие течения), а также история русского изобразительного искусства (раздел Древнерусское искусство) в период с ХI по ХVII в.
Задачи художественного развития:
Дать знания основных периодов искусства зарубежных стран в период с VII по XX в. и древнерусского искусства.
Развить умения определять и различать основные стилевые черты и характеристики, подачи сравнительного анализа, выявить психологическую глубину произведений великих мастеров.
Воспитать гармонично и всесторонне развитую личность.
Анализ педагогического опыта:
Уроки построены в нетрадиционной форме - импровизации, с четко поставленной целью и обязательным обобщением в конце каждого урока. Путем беседы и диспута, где учащиеся имеют возможность размышлять, анализировать, делать выводы, высказать свое мнение, свое видение различных форм проявления искусства, составляются таблицы сравнительного анализа различных стилей и направлений в рамках мирового искусства, и таким образом выражать себя через восприятие искусств, и делать они это могут не хуже, чем учитель.
Важная задача - это восприятие и осознание фактов, сведений и явлений мирового художественного искусства и определить их связь с жизнью. Например, на уроках знакомства с основными направлениями современного искусства, первая тема - импрессионизм, цель которого выявить суть понимания реализма в творчестве художников Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега. Через изложение проблемной ситуации раскрыть предпосылки его зарождения, о влиянии научных открытий 19-20 века, определить специфику выразительных средств живописи. На следующем уроке - пути дальнейшего его развития в неоимпрессионизме, где живопись основана на научном методе. А на заключительном уроке в постимпрессионизме в творчестве художников П.Сезана, П.Гогена, В.Ван-Гога и А.де Тулуз-Лотрека важно определить черты зарождающегося искусства 20 века: кубизма, фовизма, экспрессионизма и рекламного искусства. К урокам несколько учеников готовят сообщение с презентацией, включающее биографию и творчество художников.
К уроку импровизации кроме определения цели, необходимо так же составить схему урока с ключевыми моментами, точное поэтапное планирование может быть неэффективным, так как в ходе диспутов или сообщения новых фактов урок может изменить свое направление. Здесь важна роль учителя и как носителя информации и способного быстро ее отыскать, и включить в ход урока.
В четвертом классе мы вновь вернемся к художественным течениям и направлениям искусства Нового Времени и Современного искусства Западной Европы и рассмотрим их развитие в искусстве России.
Древнерусское искусство - это прошлое живет рядом с нами - в бабушкиных иконах, в древних русских храмах, и в созданных недавно. Тысяча лет, но образ их прежний и ребята по- новому осмысливают значение канона. (В «Пасхальную неделю» мы с классом идем в нашу церковь, поднимаемся на колокольню, ребята открывают для себя символическое крестообразное строение храма, с интересом рассматривают полукруглые стены апсиды, алтарную часть, иконы...) (Приложение 8)
Во время каникул многие ученики посещают другие города и музеи, и во многом благодаря курсу бесед об изобразительном искусстве они не будут скучать. Осознанно, с интересом они рассматривают уже заочно знакомые художественные и архитектурные произведения, вспоминают авторов и сюжеты, и конечно же потом делятся своими впечатлениями на уроках.
Впечатления о каникулах, проведенных во Владимире, Лера, ученица третьего класса, сохранила в своем первом творческом проекте «Древнерусская архитектура». Проект был представлен на уроке, и на олимпиаде по истории искусства. (Приложение 9)
Программа 4 класса знакомит учащихся с искусством России в период с конца XVII до начала XX века. В процессе изучения важно раскрыть национальные особенности развития европейских стилей и направлений в русском искусстве, и установить взаимосвязь с политической обстановкой в России, как в зависимости от проводимых реформ изменяются задачи архитектуры, скульптуры и живописи России.
В зависимости от тематики важно выдержать определенный жанр урока, что позволит усилить эмоциональной восприятие материала, например триумф творчества К.П. Брюллова, драма П.А. Федова, В.Г. Перова и т. д.
В конце каждого раздела обязательно проведение итогового урока-семинара.
Семинарские занятия предполагают дополнительную подготовку учеников, то есть работу в библиотеке, использование интернета, статей периодической печати.
Искусство России это завершающий этап изучения курса дисциплины «Беседы об изобразительном искусстве», по окончании которого выпускники сдают экзамен «по билетам» с предварительными консультациями.
Задачи художественного развития:
Ознакомить учащихся с историей отечественного искусства.
Формирование представления о художественном образе эпохи.
Развить умения самоподготовки к семинарским занятиям, и к сдаче экзамена, мотивируемые заинтересованностью искусством, что ведет к развитию эрудиции; умение высказывать авторскую позицию
Повышение эстетического уровня, художественного развития.
Анализ педагогического опыта:
Эпоха Нового времени в России - темы даны в исторической последовательности XVIII, XIX и XX век, вспоминая общие черты мирового художественного процесса в Искусстве Западной Европы в третьем классе, изучаем и оцениваем нашу отечественную культуру в четвертом классе на фоне общих мировых тенденции. Сравниваем и сопоставляем с уже знакомыми и прочувствованными направлениями и течениями Западной Европы, и учащиеся самостоятельно делают вывод: в чем заключается особенность развития этого направления в русском искусстве.
На уроке по теме «Искусство России XIX века» в портретной живописи И.Н Никитина, А.М.Матвеева, Ф.С Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л. Боровиковского мы анализируя раскрываем стилевые черты Европейской живописи, а также исторические и политические предпосылки развития портрета в России; в творчестве Ф.Б. Растрелли выявляем черты Европейского барокко и в архитектуре Воскресенского собора Смольного монастыря, истинно русские - луковичные купола.
Таким образом, реализация в преподавании «Бесед об изобразительном искусстве» его интегральных возможностей помогут в создании представления учащихся целостной художественной картины мира. Уже последовательное, урок за уроком, картина за картиной, представление творчества выдающихся мастеров изобразительного искусства определенной эпохи, их вершинных произведений, в которых сконцентрированы своеобразные черты времени будут объединяться в сознании учеников в целостную художественную картину эпохи. Из конкретных единичных образов постепенно создается единый художественный образ эпохи: реализм в творчестве П.А. Федотова, художественная картина 60-90 годов «о правде русской жизни» в творчестве художников-передвижников, а за тем художественная картина конца XIX начала XX века в творчестве мастеров «Мир искусства». Каждая из них многогранна, наполнена различными индивидуальными чертами и в то же время целостная картина, объединенная жизнью людей одной эпохи одними событиями потрясавшими Россию, общими проблемами, как общими, так и различными стилевыми особенностями изображения действительности. Большое значение в создании художественной картины эпохи играют вводные уроки к разделам «Общая характеристика периода» и заключающие каждый раздел - заключительные это уроки повторения и обобщения, семинары, доклады, презентации.
В ходе изучения важно продумать приемы и средства, которые делают создание образа картины эпохи осознанной и нацеленной: это различные вопросы, задания, тесты, викторины, упоминания направленные на установление в сознании учеников всевозможных ассоциаций, сравнений и других взаимосвязей художественных произведений с жизнью и другими художественными произведениями. Например, задание ученикам придумать интересные вопросы или задания для викторины на следующий урок, с характеристикой творческого стиля художника или художественного направления.
Уроки по теме «Архитектура 1-ой половины XIX века» одна из задач урока выявить отражение политики императора Александра 1, за тем идеологии власти Николая 1 и министра народного просвещения С.С.Уварова «православие, самодержавие, народность», через стилевые особенности архитектурных произведениях Москвы и Санкт-Петербурга.
Многие уроки требуют от учащихся предварительной подготовки, на некоторых ученики соавторы учителя, готовят биографические сообщения, презентации используя разнообразные информационные технические ресурсы, в том числе и интернет. Каждый ученик может предстать не только в роли творческого человека, но и в роли критика осмысляющего творчество, дающего ему оценку. Это способствует развитию интереса к предмету, и организовать - проектную деятельность.
Проектная деятельность учащихся является важным элементом самообразования и позволяет творчески самореализоваться, активизирует познавательную деятельность учащихся. Используя интегративные возможности проекта, все теоретические знания учащийся сможет реализовать на практике. В этом сущность проекта.
Как только, обучающийся сталкивается с небезразличной ему темой включаются мыслительные процессы, определение проблемы, и возможности ее решения в проектной деятельности. Необходимо грамотно сделать погружение в проект заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы, что создаст личностную мотивацию включения обучающегося в проектную деятельность. Задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития, так как посильность работы над проектом определяет самостоятельность и успех в дальнейшем.
Проектная работа состоит из нескольких этапов.
На первом этапе определяется тема проекта, которая выбирается в соответствии с программой («Образ человека в искусстве Древней Греции», «Архитектура России: от древности до современности»), отбираются необходимые источники информации, составляется «маршрутная карта» реализации проекта. Важно, чтобы учитель уже на первом этапе подключился к составлению содержания и структуры проекта.
На втором этапе необходимо определить ход анализа и творческой переработки полученной информации. Оформление полученных данных. В процессе консультации с педагогом важно обсудить промежуточные результаты.
На третьем этапе осуществляется защита проекта, выбираются в соответствии с его содержанием. Это может быть и театрализованное представление в защите творческой работы.
Метод проекта предполагает отказ от авторитарности в обучении и поощрения личной инициативы учащихся, при этом важно учесть интересы учащихся, и позволяет дать сквозную характеристику стиля, вида или жанра изобразительного искусства, и таким образом, стимулирует познавательную деятельность учащегося и может быть использован как итоговая экзаменационная форма или форма проведения олимпиады.
В рамках празднования Юбилейного года в нашей детской художественной школе, была проведена олимпиада по истории изобразительного искусства, состоящая из двух этапов. Целью олимпиады было создание условий для демонстрации знаний по предмету, активизация творческих способностей детей, развитие интереса к истории искусства.
На первом этапе отбора участников было проведено тестирование. Тестирование позволяет определить степень усвоения материала и дать объективную оценку. Вопросы теста были даны по разделам и темам курса. Победители первого этапа представили свои творческие проекты. Темы участники олимпиады выбирали самостоятельно: «Семь чудес света», «Романский и готический храм», «Архитектура Владимиро-Суздальских земель» и т. д. Ребята имели возможность продемонстрировать широкой аудитории свои творческие и исследовательские способности. Все участники олимпиады были достойно оценены, а книги по искусству всегда достойная награда.
Проектная деятельность была реализована и как итоговая экзаменационная форма в виде творческой выпускной работы. Информационные стенды для оформления кабинета истории изобразительного искусства, на протяжении нескольких лет выполняют учащиеся выпускных классов, в качестве итоговой творческой работы, под руководством учителя и дополняют его теоретической исследовательской частью.
Для обучающегося учебный проект позволяет максимально раскрыть творческий потенциал проявить себя индивидуально, приложить знания, принести пользу (практическая часть проекта, где определен обобщенный образ эпохи через ее вершинные произведения, в дальнейшем используется в процессе изучения заявленных тем на уроках другими учениками, в качестве наглядного методического пособия), публично продемонстрировать достигнутый результат. То есть результат, найденный способ решения носит практический характер и имеет большое прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для ученика. (Приложение 10)
Таким образом, проектная деятельность является наиболее эффективным средством оптимизации учебно-образовательного процесса в изучении предметного курса «Беседы об изобразительном искусстве», посредством теоретических и практических изысканий учащихся совместно с педагогом и их реализации .
Кроме того в содержании в методических рекомендациях педагогического проекта, на основании анализа педагогического опыта, представлены способы реализации основных задач художественного развития посредством оптимизации учебно-образовательного процесса на уроках «Беседы об изобразительном искусстве».
Раскрытие мотивации познавательного процесса учащихся через проблемно поисковую ситуацию, разнообразие видов деятельности и определение драматургии урока.
Развитие процессов логического и творческого мышления, и как следствие, воспитание грамотной, всесторонне развитой творческой личности, способной размышлять анализировать, делать выводы, высказывать свое мнение, выражать себя через восприятие искусства.
Использование базисных основ теоретической грамоты по курсу «Беседы об изобразительном искусстве» учащимися в ходе практических занятий на других уроках детской художественной школы.
Материально - технические ресурсы:
Наличие кабинета теоретических дисциплин изобразительного искусства предполагает следующее обеспечение:
техническое оснащение: компьютер с программным обеспечением Microsoft Power Point, подключение Интернет-ресурсов, мультимедийный проектор, экран, принтер; телевизор, аудио и видео техника, DVD-проигрыватель, информационные носители;
учебно-методическое оснащение: учебные пособия, учебно-методические пособия, энциклопедии по искусству и изобразительному искусству, альбомы: «Музеи мира», «Великие архитекторы, скульпторы и Художники», «ДПИ России», репродукции художественных произведений и т. д.;
наглядное обеспечение: информационные стенды для оформления стен кабинета истории изобразительного искусства (выполненные учащимися в качестве итоговой творческой работы), исторические карты.
Дополнительное кадровое оснащение: библиотекарь, специалист по ИКТ.
Целевая аудитория:
Учащиеся детской художественной школы отделения Изобразительного искусства 1, 2, 3, 4-го класса (полный курс реализации образовательной программы 4 года). Возраст участников проекта с 11 до 18 лет.
План реализации проекта:
Накопление информации в области истории изобразительного искусства, изучение научно-методической литературы.1999-2011гг.
Создание адаптированной образовательной программы по предмету «Беседы об изобразительном искусстве», 2000г., дополнение 2008 г., 2011г.
Публикация адаптированной образовательной программы по предмету «Беседы об изобразительном искусстве», в сборнике научно-методических работ преподавателей средних профессиональных учебных заведений искусств и культуры, детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. 2 часть. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист».- 2001.
Создание календарно-тематического планирования уроков: «Беседы об изобразительном искусстве», 1999-2011гг.
Подготовка и проведение открытых уроков в МОУ ДОД «ДХШ»:
«Образ матери в изобразительном искусстве», 2000г.
«Реализм в творчестве П.А.Федотова», 2001г.
«Чернофигурный, краснофигурный стиль древнегреческой вазописи», 2003г.
«Архитектура Древней Греции», 2006г.
«Романтизм в произведениях художника О.А.Кипренского», 2007г
«В.А.Серов великий русский портретист», 2007г
Участие учащихся в искусствоведческом театрализованном турнире «Десятая планета - детям Югры» по теме «Средневековое искусство», г. Нефтеюганск, 2006г.
Участие в городском семинаре-выставке педагогов дополнительного образования, МОУ ДОД «ДХШ», 2006г.
Участие в городском семинаре-выставке педагогов дополнительного образования и проведение мастер-класса по теме «Текстильная кукла», МОУ ДОД «ДХШ», 2008г.
Участие в окружном семинаре-выставке педагогов дополнительного образования и проведение мастер-класса по теме «Рождественские пряники.», МОУ ДОД «ДХШ», 2010г.
Подготовка доклада «Метод проекта, как итоговая форма изучения предмета «История изобразительного искусства» и его реализация на заседании педагогического совета, МОУ ДОД «ДХШ», 2007г.
Выполнение учащимися выпускной творческой работы в форме творческого проекта и его защита:
«Первобытное искусство», Перевалова Ю.,2001г.
«Древний Египет», Григорьева Н., 2003г.
«Искусство Древней Греции», Гильманова Ю., 2003г.
«Средневековое искусство», Орлова Н.,2005г.
«Возрождение», Доброва О., 2006г.
«Барокко», Закирова Р., 2007г.
Подготовка и проведение олимпиады по истории изобразительного искусства, в рамках празднования Юбилейного года в МОУ ДОД «ДХШ», 2010-2011г.
Работа над подготовкой творческого проекта, в качестве итоговой выпускной творческой работы ученицы 4 «а» класса Стрелы В., по теме «Искусство России от Древности до современности», 2011г.
Результативные параметры:
Качественным показателем влияния педагогического опыта и его стабильности являются:
результаты выпускных экзаменов по предмету «Беседы об изобразительном искусстве»
2007
2008
2009
2010
2011

27 уч-ся
34 уч-ся
32 уч-ся
44 уч-ся
39 уч-ся

5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3
5
4
3

49%
37%
14%
62%
33%
5%
97%
3%
-
58%
31%
11%
68%
25%
7%


реализация творческих проектов учащихся в качестве выпускной творческой работы;
подготовка и проведение олимпиады по истории изобразительного искусства в рамках празднования 20-ти летнего юбилея школы;
участие группы учащихся в искусствоведческом театрализованном турнире «Десятая планета детям Югры».
Представление педагогического проекта в форме методических рекомендаций студентам 6-го курса, факультета искусств и дизайна НГГУ, в виде обзорных лекций по государственной практике, октябрь 2011г.
Представление педагогического проекта «Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках «Беседы об изобразительном искусстве»» на заседании педагогического совета, МБОУ ДОД «ДХШ», октябрь 2011г.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
В перспективе дальнейшего развития проекта - это активное включение информационно - коммуникативных технологий в классно-урочную систему, с целью ее оптимизации.
Дидактические модели проведения уроков с применением информационно- коммуникативных технологий :
урок с использованием мультимедиа курсов на CD-ROM;
урок с применением интернет - технологий;
урок с использованием баз данных удаленного доступа;
урок с применением демонстрационного эксперимента в режиме on- line;
урок с применением информационных ресурсов музея;
Варианты сотрудничества с применением информационно- коммуникативных технологий :
изложение нового материала (учитель озвучивает цель урока, создает проблемную ситуацию, а учащиеся ищут самостоятельно пути решения: найти в сети интернет произведения художника и определить основные этапы его творчества, или выписать изученные и вновь вводимые понятия и т. д.);
закрепление изученного материала (выполнение ряда заданий и упражнений на понимание изученного: определить автора картины, охарактеризовать черты направления, стиля и т. д.);
использование интернет ресурсов в качестве домашнего задания (подготовить дидактический материал кроссворды, игры, загадки);
использование интернета в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии (дать формулировку понятий, составить вопросы к викторине);
использование информационно коммуникативных технологий в организации самостоятельной деятельности учащихся (самостоятельное изучение и подготовка тем, рефератов например «Мифы древней Греции», «Древнеегипетские боги»).
Некоторые дидактические модели уже используются на уроках «Беседы об изобразительном искусстве» как варианты сотрудничества с применением ИКТ в организации самостоятельной работы учащихся и домашнего задания. Например, впечатления об искусстве «Скифов» в экспозиции «Эрмитажа» Данил представил одноклассникам на уроке в мультимедийном сообщении «Искусство скифов, звериный стиль». Лера, ученица выпускного 4-го класса свою творческую выпускную работу представит в виде проекта по истории искусства «Архитектура России от древности до современности».
Для дальнейшего развития проекта необходимо наличие оборудованного кабинета теоретических дисциплин со следующим техническим оснащением: компьютер с программным обеспечением Microsoft Power Point, подключение Интернет-ресурсов, принтер; телевизор, аудио и видео техника, DVD-проигрыватель, информационные носители;

















Список используемой литературы:
Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств 3-е изд., доп. - М., Искусство, 1990.
«Дополнительное образование и воспитание» №2, 11: научно-методический журнал. ООО «Витязь-М».2008. - 35с.
«Изобразительное искусство в школе» № 3: научно-методический журнал. - Раменское: ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011. Предтеченская Л.М. «Мировая художественная культура»,1-2 часть - методические рекомендации для преподавания мировой художественной культуры, М., Искусство, 2001г.
Применение информационных технологий в педагогическом процессе: учебно-методическое пособие для педагога / авт.-сост. С. М. Конюшенко. - Калининград: Изд-во КГУ, 2004.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995.












Заголовок 1 Заголовок 215