Психологический тренинг Решение конфликтных ситуаций во временном детском коллективе


Психологический тренинг
Решение конфликтных ситуаций во временном детском коллективе
МКУ ДО центра «Патриот»
Фабрика вожатых
Психология общения
Занятие №1
Автор лекции Воспитатель
МКУ ДО центра «Патриот»
Галинский К.С.
В период работы в лагере, каждый вожатый и воспитатель должен обладать элементарными знаниями возрастной психологии. Т.к. в любом детском коллективе возникает ряд проблем во взаимоотношениях между участниками образовательного или иного процесса в жизнедеятельности лагеря.
Возьмем обычную летнюю смену, на примере одного из отрядов, как временного детского коллектива, разберем ряд педагогических ситуаций по выходу и решению конфликтных ситуаций. Но перед тем как мы приступим к самому тренингу я хотел бы узнать, как вы понимаете значение слова КОНФЛИКТ. Скажите, что вы знаете о конфликте? – ответы учащихся. Как вы думаете, что является важным в конфликте? (спросить несколько человек)
И так мы с вами немного поговорили о значении слова КОНФЛИКТ если искать точное понятие этого слова, то можно найти очень много толкований его значения. Мне больше всего понравилась такая версия.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
В повседневной жизни ребенок имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся в семье, детском саду, школе, детской площадке и летнем лагере, образует жизненное пространство каждого ребенка.
Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от ребенка поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Сегодня на занятии мы познакомимся с понятием конфликт, а также рассмотрим ситуации, которые смогут помочь в разрешении конфликта.
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований.
Именно в общение детей можно увидеть зарождающийся конфликт. Сегодня мы с вами погрузимся в решение конфликтных ситуаций. И для начала я хотел бы провести с вами очень интересное упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Целью этого упражнения является развитие в вас способности к само презентации, то есть к открытому, доверительному общению.
Предлагаю всем встать в круг, каждый по очереди назовёт свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: «Не хочу хвастаться, но я ... замечательный друг, актер, вожатый... И т.д». высказаться нужно каждому.
Для следующего упражнения мне понадобится 3 пары желательно парень и девушка. Упражнение называется «Встреча на узком мостике».
Вам нужно встать по обе стороны на проведенной на полу линии друг к другу на расстоянии около 3-х метров. И так ситуация: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за его пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть».
Для каждой пары будет определенная установка поведения «на мосту».
1 пара – договориться, как пройти мост;
2 пара – бороться до последнего, не уступать дорогу другому участнику;
3 пара – один из участников избегает столкновения, уходит обратно, уступает дорогу другому.
Вам необходимо пронаблюдать за поведением участников упражнения по следующей схеме:
Кто оказался в выигрыше при решении ситуации?
Было ли решения ситуации эффективным?
Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации?
Обсуждение упражнения: 
Как вы думаете можно ли определить данную ситуацию как конфликтную? – почему?
Что происходило с участниками пары один?
Как они разрешили данную ситуацию?
Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации?
Мы видим, что в одной и той же ситуации происходит выбор различных стратегий поведения. Как вы думаете, можно было бы данную ситуацию решить по-другому?
Мы определили, что каждый человек действует в конфликтной ситуации по-разному, в психологии это определяется как стратегии поведения в конфликте.
Педагоги и вожатые выделяют следующие основные подходы в разрешении конфликтов в детском коллективе – это:
минимизация проблем, разделяющих стороны через поиск компромисса, достижения согласия;
устранение полностью или частично причин, породивших конфликт;
изменение целей участников конфликта;
достижение соглашения по спорному вопросу между участниками.
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и большинство детских ссор обычно разрешаются сами собой. Небольшие стычки – это естественные явления жизни, первые уроки взаимодействия со сверстниками, с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Им нужно научиться самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей взаимодействию с другими людьми, умению выражать свои желания, выслушивать желания другого, договариваться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта).
Нужно учить детей объяснять друг другу, чего они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения.
Существует два способа разрешения конфликта:
Деструктивный – «Уйду, и не буду с ним играть», «Сам буду играть», «Позову воспитателя, и она или он заставит всех играть», «Всех побью и заставлю играть».
Конструктивный – «Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть».
Ну и в завершение лекции я предлагаю вам еще одно упражнение на снятие эмоционального напряжения в детском коллективе под таким забавным названием «Австралийский дождь»
Цель этого упражнение является уменьшение психологической нагрузки участников конфликта и их окружающих.
встаньте все в круг и повторяйте движения:
- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);
- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);
- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)
- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);
- капли падают на землю (щелчок пальцами);
- прошел тихий шелест ветра, который разогнал тучи (потирание ладоней);
- и появилось солнце (руки вверх).
Я желаю вам поменьше конфликтных ситуаций с детьми, в коллективе и в семье. Всем спасибо. До новых встреч…
Используемые источники:
http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/12/02/detskie-konflikty-i-sposoby-ih-preodoleniya
http://apruo.ru/