«Развитие нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №80 комбинированного вида»




Принято Педагогическим советом Утверждаю:
МАДОУ «Детский сад 80» Заведующая МАДОУ «Детский сад №80»
Протоколом №6 от 31.08.2016 г. ____________________ С.В.Вишнякова











Проект
инновационной деятельности в рамках
приоритетного направления МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» по теме:
«Развитие нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»»







Подготовила воспитатель:
Уронина В.А.







Саранск,2016 – 2017 гг.

1. Содержание

Актуальность 3 - 4
3. Новизна.5 - 7
4. Цель. 8
5. Задачи. 9
6. Тип проекта............ 10
7. Участники проекта .11
8. По характеру контактов 12
9. Срок реализации (основные принципы реализации)..13
10. По продолжительности..14
11. Методы исследования...15
12. Реализация проекта. 16 - 17
13. Ожидаемые результаты.18
14. Материально – техническое обеспечение.....19
15. Мониторинг..20 – 21
16. Литература22 – 23
17. Приложение..24
18. Формы и содержание модулей25 – 35
19. Перспективный план36 - 49












2
2. Актуальность

Одной из важнейших задач стоящих перед нашим обществом в настоящее время является духовно – патриотическое, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усвоив культурно – исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства.
В настоящее время усиливается преступность, насилие, терроризм, мир потрясают международные конфликты на расовой и национальной, религиозной почвах, расширяются масштабы экологических бедствий. Негативные моменты особенно сказываются на детях, в среде которых быстрыми темпами распространяются преступность, жестокость, бездуховность. Актуальна проблема безнадзорности и беспризорности.
Государственная Программа по «Патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации», признана актуальной и перспективной.
Показателем стабильности развития патриотического воспитания за последние годы стало иметь более широкое и важное значение. Для формирования гражданской позиции растущего человека необходимы знания истории Отечества, воспитания любви к малой Родине, гордости за людей, трудами и талантами которых славится Мордовия, чувство сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Дошкольный возраст – время активного познания окружающего мира. Внимание дошкольников привлекает всё яркое, необычное, эмоциональное восприятие окружающего мира маленькими детьми, обязывают педагога создать такую обстановку, чтобы каждому ребёнку было уютно и радостно.
Воспитатель – это патриот своей Родины, который умом и сердцем осознаёт важность и необходимость своей профессии. Для этого педагогу необходимы разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребёнка, помогать ему познавать окружающий мир. Только в этом случае у ребёнка остаётся глубокий, устойчивый интерес.
3
Нужно помочь почувствовать детям гордость и уважение к своему народу, любить родной край, хорошо знать его историю, исторические и культурные центры,
достопримечательные места города, географическое место расположения Мордовии на карте страны. Знать особенности мордовского народа: его всесторонний талант, оптимизм, терпение и доброту, любовь и заботу, помощь старшим, забота о младших и мн. др., вот те принципы, на которых должны строится взаимоотношения в обществе, коллективе.
Считаю, что возрождение к национальной культуре, веры в будущее, общечеловеческих ценностей, нравственного воспитания детей возрастает. Воспитатель - должен внести в души воспитанников драгоценные шифры –
красивую, правильную речь, желание знать историю своей малой Родины, уважительно относиться к обычаям и традициям, фольклорным жанрам мордовского народа, с почтением относиться к неповторимому психологическому складу: трудолюбию, жить в дружбе и любви.
Учить своим трудом делать всё, чтобы наш дом, наша улица, город, край, малая Родина, в которой мы живём, стали богаче и прекраснее. И в этом поможет нам духовная вера, человеческая доброта, творчество и любовь, а главное любовь к своей профессии.











4
3. Новизна

Тема духовно-патриотического воспитания, мне близка по духу, так как я родилась в Советское время и считаю, что «Всё новое – это хорошо забытое старое!» С чего начать? Как правильно и методически грамотно построить свою
педагогическую работу идя в ногу со временем, а именно по изучению истории своего родного края? Как привлечь внимание 5-и, 6-и летнего ребёнка к красоте и безграничной любви к родной Мордовской земле, к неповторимому складу и орнаментальному рисунку национального мордовского костюма «эрзи», «мокши», сформировать представление детей по декоративно – прикладному искусству, фольклористики, замечательной природе и исторических культурных центров, что мордва – составная часть финно-угорской группы и 1000 лет входят в состав малых народов России, имеющую свою Государственную символику, язык и богатейшую культуру. Как построить свою работу, чтобы дети сами изъявили желание изучать культуру и историю своей малой Родины?.
Опираясь на свой многолетний опыт и создание собственной интегрированной модульной программы историко – краеведческого направления: «Духовно – патриотического воспитания дошкольников», не является назидательным предметом и не вызывает неподдельную скуку у воспитанников, так как считаю, что творческий и индивидуальный подход к ребёнку, раскрывает в нём желание знать историю своей малой родины в разное её историческое время.
Основное содержание долгосрочного проекта занимает проблема воспитания в каждом ребёнке духовно-нравственные, патриотические и эстетические качества, строящихся на ценностях национальной мордовской культуре. Чтение книг, знакомство с большим спектром предлагаемой методической литературы, наглядного пособия.
Вопрос актуальности проекта и его новизна:

Нужно ли учить любви к Родине? Может быть, это чувство так ограничено и естественно, что никакого специального воспитания не требуется? Однако жизнь демонстрирует иное.
5
Мы, педагоги, должны в полной мере добиться эффективной работы и
положительной динамики нравственного и духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста, не дать угаснуть добрым традициям, как драгоценному сплаву, выражающему любовь к своей малой Родине.
Любовь к своей Родине – это не нечто отвлечённое: это и любовь к своему краю, его людям, к памятникам культуры, обычаям и традициям мордовского народа. Знакомясь со знаками отличия геральдики Республика Мордовия – познают целую науку, какие города, районные центры, реки расположены на географической карте Мордовия. Детские энциклопедические книги расскажут дошкольникам «Как жила древняя мордва», «Как возник город – крепость Саранск», «Мы, в Мордовии живём», «Саранск – столица Мордовии» и т.д. Разучивая песни, пословицы, поговорки, читая сказки, изучая декоративно – прикладное искусство, наблюдая за красотой и изменениями в разное время года природы – дети, избавляются от агрессии, бездуховности. А взамен, обогащаются, развиваются, познают для себя много нового и интересного.

Предлагаемые мною темы проекта по изучению истории родного края позволяют:
формировать у дошкольников гражданскую позицию, патриотические чувства, любовь и уважение к историческому прошлому своего народа;
у детей развивается слуховая и зрительная память, артистические способности, музыкальный слух, чувство ритма, пластика в танцевальных композициях;
познакомить с жанровыми особенностями рассказов, сказок, стихов, потешек, малых фольклорных форм;
развивать воображение и фантазию в этюдах на разнообразные темы природы окружающей жизни, быта, календарных праздников и т.д.;
у детей формируется умение, сиюминутно заполнять паузу (экспромт) при постановке театрализованных представлений.
6
Мы, педагоги, должны увидеть, почувствовать каков мир ребёнка, есть ли место гармонии, патриотизма в его неокрепшей душе? Я считаю, что современные дети найдут много ценностей в истории становления нашей Мордовской Республики. У ребёнка рождается понимание и уважение к своему роду, к своим корням. А отсюда появится глубокая ответственность за свою жизнедеятельность, которая неразрывно связана с историей. Прошлое предков, содержащее волнующие героические страницы, вызывает гордость, его трагические события учат сопереживанию, а в целом оно воспитывает чувство ответственности за своё поведение.
Ожидаемый воспитательный и образовательный эффект данной программы заключается в становлении личности ребёнка, гражданина, патриота, что основывается на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, прославивших нашу Мордовию, в её разное историческое время.
Ничто так не сближает людей, как общее дело, особенно, ели это дело позволяет решать проблемы в образовании детей, нуждающихся в нашей помощи. Ведь человек, который дарит любовь и доброту детям, всегда вызывает восхищение и уважение.












7
4. Цель

Основной целью проекта является создание условий для духовно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе национально – регионального компонента.
Обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной мордовской культуры.
Углубить и расширить познавательный интерес к жизни мордовского народа в разное историческое время, к его истокам, традициям, современности.





















8
5. Задачи
Основная цель достигается при решении целого ряда воспитательных
задач в образовательной деятельности дошкольников.

Способствовать формированию у воспитанников общечеловеческих ценностей, такие как: ответственность, патриотизм, гордость и уважение к людям труда живущих в родном крае, знать историю своей малой Родины;
Посредством воспитательного процесса детей дошкольного возраста считать формирование моральных качеств человека, становление гражданской зрелости, активной жизненной позиции;
Развивать важнейшие социальные функции личности ребёнка в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной направленности;
Развивать устойчивый интерес эстетической выразительности Мордовии:
памятники архитектуры музеи, выставочные залы, парки, скверы, транспорт,
спорт, профессии людей, культурно-просветительские учреждения и т.д.
Сформировать чувство гордости за достижение народа проживающих на
территории Мордовии;
Познакомить дошкольников с выдающимися деятелями Республики Мордовия прославивших край в период исторических событий и современности;
Способствовать пониманию значения государственных символов (Герба, Флага, Гимна) Республики Мордовия, их историческую преемственность, роль и значение в жизни каждого гражданина Российской Федерации;
Воспитывать творческие способности детей в различных видах деятельности
образовательных областях: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».



9
6. Тип проекта
Групповой, долгосрочный, игровой, познавательно-творческий,
духовно – патриотический, эколого – экспериментальный, семейный.


































10
7. Участники проекта, по количеству участников:

Коллективный.




































11
8. По характеру контактов:

В рамках МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида»
Сотрудничество с внешними организациями:
- Республиканский краеведческий музей им. В.Д.Воронина
- Республиканский музей «Изобразительного искусства» им. С.Д.Эрзи
- Республиканский музей «Боевой славы» и т.д.




























12
9. Сроки реализации:

Сентябрь – май 2016 – 2017 учебный год

Основные принципы реализации проекта:

принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи
знаний, умений и навыков;
принцип непрерывности;
принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает
взаимосвязь и тесное сотрудничество с воспитателем,
психологом, музыкальным руководителем, хореографом, инструктором по
физической культуре;
с внешними организациями;
принцип открытости;













13
10. Продолжительность реализации проекта:

Долгосрочный.




































14
11. Методы исследования:


Наличие достаточной
материальной базы
1. Музей национальной
мордовсокй культуры
2. Национальные костюмы
3. Техническое оснащение
4. Наглядные пособия
5. Методическая и худ.
литература.
6. Стилизованные уголки

Взаимосвязь с внешними
организациями
1. Спонсорская работа
2. МГУ им. Н.П.Огарёва
«Институт Нац. Культуры»
3. МГПИ им. М.Е.Евсевьева
4. Детский дом творчества
5. Республиканские музеи
6. Детские библиотеки

Система занятий.
1.11. Историко-культурное тв.
2.Устно-поэтическое тв.
3.Мордовская худ. лит.-а
4.Муз. ис-во морд. нар.-а
5.Мордовские нар. Игры.
6.Природа родного края
7.Музей и дети.











Формы деятельности









Экскурсии,
поездки,
целевые прогулки и т.д.

Занятия по
ручному
труду

Детские
выставки
работ

Беседы, устные журналы,
тематические
праздники

Викторины, конкурсы,
развлечения,
игры и т.д.








Труд, творчество воспитанников, фантазия, игра, любовь к родному краю.

16. Реализация проекта

Основное содержание Проекта «Мой край родной - Мордовия моя!», занимает проблема воспитания в каждом дошкольнике духовно – патриотические, гражданские, нравственные, эстетические чувства. Строящихся на ценностях национальной мордовской культуры, именно для таких детей необходимо создать атмосферу любви, добра и понимания, психологически – комфортную обстановку приближённую к домашней. Максимально подготовить детей к самостоятельной жизни в обществе, в духе нравственности, дисциплинированности, трудолюбии. Знать историю своей малой Родины в разные периоды и мн. др.


В содержание предлагаемого проекта включены шесть модулей с
теоретическими и практическими блоками занятий.
1. «Историко – культурное образование в реабилитации детей дошкольного
возраста».
2. «Художественно – творческое развитие дошкольников на материале устного
поэтического и декоративно – прикладного искусства».
3. «Мордовская художественная литература».
4. «Музыкальное и танцевальное искусство мордовского народа»
5. «Мордовские подвижные игры»
6. «Природа Мордовского края»
7. «Музей и дети»

Время, последовательности реализации модулей проекта может варьироваться в соответствии с условиями обучающего процесса, может быть вариативным, мобильным, а главное удобным. Воспитателю предлагается самостоятельно выбрать ту тему модуля, которую он считает наилучшей с точки зрения реальных, возможностей, ситуативного и психологического состояния ребёнка, его уровня подготовки, а так же развития. Для этого в приложении
16
программы предложен примерный перспективный и учебно – тематический планы.
В процессе воспитательного и обучающего процесса сочетается групповая (коллективная), индивидуальная работа.
Занятия проводятся в форме: бесед, устных журналов, диспутов, викторин, вечеров отдыха, развлечений, экскурсий, поездок, целевых прогулок, интегрированных занятий и т.д.
При этом педагогу нужно учитывать то, что данная программа не должна быть назидательным предметом и вызывать неподдельную скуку у воспитанников. Нельзя формировать у дошкольников негативное отношение в изучении истории родного края, неуважительное отношение в изучении истории родного края, неуважительное отношение к мордовской нации, если проведение любого блока занятий будет строится на авторитарном, фанатичном подходе – то детям будет не интересно. Поэтому очень важно, чтобы в воспитательном процессе использовался новый подход в обучении дошкольников, построенный на основе идей миролюбия, терпимости, толерантности, прав человека. Этот подход требует применения методики, которая обеспечивала бы активное участие дошкольников в обучающем процессе, также были бы использованы активные и интерактивные методы воспитания. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого воспитанника.












17
14. Ожидаемые результаты

Такие комплексные мероприятия в воспитании дошкольников дают возможность видеть своих воспитанников: раскрепощёнными, уверенными в себе, у ребёнка появляется доверительное отношение к взрослому, который окружает его заботой и
теплом, чувство защищённости от негативных жизненных явлений, стабилизируется психологическое состояние ребёнка;

вырабатывается желание и интерес изучать историю своей малой Родины, с целью познавательного развития, приобретения элементарных знаний о достопримечательностях столицы Мордовии, города Саранска, его культурных и исторических центрах и т.д.;
дошкольники получают ряд навыков по декоративно – прикладному искусству, знакомятся с фольклорными жанрами мордовского народа и т.д.;
положительная динамика ощущается не только в нравственном, трудовом, но и в историко – краеведческом воспитании, то есть ребёнок, реализуется как личность, самостоятельно проявляет инициативу, желает узнать новое, полезное для него, расширяет творческие способности, пополняет кругозор, словарный запас;
дети с малых лет испытывают чувство гордости к своей национальности, малой
Родине, Отечеству.

Результатом всего, как итогом работы считать: оформление папок – раскладушек, составление видеопрезентаций и фотослайдов, выставками детских рисунков, поделками, коллективными работами в виде аппликаций и т.д.
Итоговые праздничные программы, развлечения, игры и т.д.





18
14. Материально – техническое обеспечение
1. Создание в МАДОУ «Детский сад №80 комбинированного вида» музея
национальной мордовской культуры:
«Мой край родной – Мордовия моя!»
2. Оформление в группе стилизованного мордовского народного уголка:
(картотеки национальных подвижных игр, стихов о родном крае,
предметов декоративно – прикладного искусства, куклу в национальном
мордовском костюме «эрзя», «мокша», книги из серии детской
энциклопедии «Мой Мордовский край», наглядные плакаты, открытки,
предметы геральдики и символики Республики Мордовия (Герб, Флаг,
Гимн) и мн.др.


















19
17. Литература
1. Авдонин, Н.И. Серебряная тишина. Саранск. 1989. – С. 12-18, 24-25
2. Аладышев, Ю.И., Константинов, С.А. Бумеранг. Саранск. 1990. – С. 6-10
Астрадамов, В.И. Кто в тереме живёт? Саранск, Морд., кн. изд-во. 1993. – С. 3
Ануфриева, Н.А. Родиноведение. Саранск, Морд., кн. изд-во. 1997. – С. 3-4,
11-12, 23-24, 31-34, 42-43, 54-55, 66-68, 69-70, 104-106
Виноградова, В.М. Семьёй на природу. Саранск, 1988. – С. 22-30
Воронин, И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические
культурные. Саранск, Морд., кн. изд-во. 1982
Земля была б без них мертва. Предания и устные рассказы. / Сост. Л.В.Седова /
Саранск, 1991. – С. 4-5, 9-10, 19-20.
Игры народов СССР. /Сост. Л.В.Былеева, - М., Физкультура и спорт/ 1985
Инжеватов, И.К. Топономический словарь Мордовской АССР. Саранск. Морд., кн. изд-во, 1987
Концепция воспитания учащейся молодёжи Республики Мордовия.
/Г.П.Савкина, Т.Н.Дёмина, М.В.Борискина, Е.Г.Мазур/ Саранск, 1997
Колмыков, В. Коняшки – глиняшки. Саранск, Морд., кн. изд-во. 1993. – С. 6-10
Лузгин, А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, Морд., кн. изд-во. 1993. – С. 3-5
Луговой, А. Крылатые друзья. Саранск, Морд., кн. изд-во. 1981. – С. 3-4, 7-9
Маскаева, А.И. Саранск, Мордгиз, 1947
Мельников, П.И. /Андрей Печёрский/. Очерки Мордвы. Саранск, 1981
Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1986
Мордва: Историко – культурные очерки. /Ред. Кол. В.А.Балашов и др./
Саранск, Морд., кн. изд-во. 1995
Мордовские загадки /Сост. К.Т.Самородова/. Саранск, 1969. – С. 3-5, 11-14
Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей
детских дошкольных учреждений /Сост. А.И.Исайкина/. Саранск, 1993
22
Мордовский национальный костюм. Саранск, 1990. – С. 8, 12-13, 24-26
Мордовские пословицы и поговорки. Сост. К.Т. Самородова/. Саранск, 1986
Мордовские народные сказки. /Собр., и обраб. К.Т.Самородова/ Саранск,
Морд., кн. изд-во, 1985. – С. 7-9, 19-20
Мордовское народное устно – поэтическое творчество. Саранск, 1975
Народные приметы мордвы-мокши. Саранск, изд. Морд. Университета, 1992
Прохоров, А. Зелёный дом. Саранск, Морд. Кн. изд-во, 1989. – С. 3-4
Путешествие в зелёное царство-государство. Конкурс-игра для школьников.
Ногинск, 1995. – С. 6-9
Салищев, А.И., Силенок, В.Я. Знаете ли вы Мордовию? /Краеведческая
викторина/. Саранск, Морд. Кн. изд-во, 1995. – С. 3-4, 8-9, 11-16
Самородова, К.Т. Мордовская обрядовая поэзия. Саранск, 1980. – С. 4-5, 9
10
Терёшкин, И.С. Мокша – река надежды. Саранск, Морд. кн. изд-во, 1981
Терёшкин, И.С. Живи, родник! Пойма Мокши: Экологические аспекты
преобразований. Саранск, 1987
Устно – поэтическое творчество мордовского народа. Саранск, 1963
Цвети, мой край – Мордовия моя! Саранск, Морд. кн. изд-во, 1997. – С. 5, 11
Я+экология=я. Опыт краткого толкового словаря по экологии. Ногинск, 1993









23
17. Приложение









Формы и содержание модулей









24













Перспективное планирование








36
15