Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ
ТЕМА: «Причины  и  способы  устранения конфликтных  ситуаций  в  школе»
   АВТОР :  Корчанова Ольга Сергеевна  Старшая вожатая
  МОУ  СОШ  № 56 города Нижний Тагил Свердловской области
Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины  и  необходимость  их  устранить…
        Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека.   Но если взрослый человек уже имеет навыки противостоять различным выпадам в свою сторону, то дети не всегда могут с этим справиться,  а   конфликтные ситуации в школе все дети переживают особенно  остро.
        Конфликтные ситуации в школе могут начаться с самых первых дней пребывания  ребенка в учебном заведении. В начальной школе очень остро стоят конфликты между учениками. И этому есть несколько причин. Уже с ранних лет дети хорошо чувствуют социальную разницу между сверстниками. Ребенок из бедной семьи будет обязательно конфликтовать с другими детьми, которые слушаются одноклассника, получающего от мамы и папы деньги на различные дорогие игрушки и сладости. Также конфликты в начальной школе могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что  в начальной школе девочки всегда намного лучше учатся, чем мальчики.  По причине того, что кто-то учится лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между учениками.
       Очень часто в школе можно наблюдать конфликт между учителем и учеником. Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок приносит плохие оценки в дневнике, хотя  он хорошо подготовился к уроку. Причиной таких ситуаций часто становятся конфликты, которые возникают между учителем и ребенком. Причины таких конфликтных ситуаций в школе следует искать как в самом ученике, так и в учителе. Учителя часто предъявляют завышенные требования к ученикам, ставя их всех под одну мерку. Вместо того, чтобы помочь ученику и понять, почему он не смог усвоить материал, учителя просто не вникают в подробности и ставят неудовлетворительные оценки. Также учителя очень часто используют оценки в качестве наказания за плохое поведение на уроке и срыв занятий. Неумелое разрешение конфликтных ситуаций учителем приводит к возникновению новых проблем, в которые могут включаться и другие ученики.                                                                                                                                                       Любой конфликт можно рассматривать с двух позиций: деструктивной и конструктивной.
       Конфликт деструктивен, если он уводит в сторону от более важных проблем и дел; разрушает состояние духа, укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; разделяет   группы  людей и ужесточает позиции внутри групп.
       Конфликт конструктивен, если он открывает для всех острую проблему; приводит к столкновению с реальной проблемой; расширяет вовлечение людей в решение проблемы; вызывает реальное общение; дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу.
       Любой конфликт   учителю  можно проанализировать по определенному алгоритму. При этом можно накопить опыт решения  различных  сложных  ситуаций  в  школе и суметь спокойнее и точнее разбираться в конфликтах.
Алгоритм анализа конфликтной ситуации:
1. Описание ситуации, ее участники.
2. Природа и суть ситуации.
3. Поведение одной стороны.
4. Поведение другой стороны.
5. Момент, позволявший предупредить перерастание проблемы в конфликт.
6. Что помешало этому (эмоциональное состояние, присутствие свидетелей, растерянность, неожиданность, другое).
7. Каким был выход из конфликта.
8. Какие приемы взаимодействия с конфликтующими  мог использовать  учитель; как  он  их использовал.
9. Анализ  поведения   учителя  в данной ситуации: правильно - ошибочно.
10. Варианты поведения после конфликта.
11. Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов.
      Распространены мнения, что конфликты – это нечто опасное, что следует любой ценой их избегать. К сожалению, в результате приходиться платить немалую цену за  уход   от  попыток справиться с конфликтами – неразрешенные проблемы суммируются и откладываются в нашем индивидуальном опыте. Даже, если удается избежать внешних проявлений конфликта, постепенно возрастает груз обид,  разочарований, претензий, что затрудняет взаимоотношения.
Процесс обучения и воспитания невозможен без противоречий и конфликтов. Избежать их невозможно, можно только решить их.
      Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы решение удовлетворило бы интересы обеих сторон  конфликта.
      В разрешении конфликтов  в школе многое зависит от самого педагога. Решая конфликт,  следует прибегнуть к самоанализу своих действий и поступков. Признание своих ошибок смягчает негативное отношение к личности оппонента.  Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на неправильное   поведение ученика.  Необходимо контролировать свои негативные эмоции и   стараться  не оскорблять личность ученика. Не пытаться за каждым  неуместным   поступком видеть отрицательные мотивы.
      Между учителем и учеником возникают конфликты по поводу успеваемости. Чаще они происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. Педагогу с такими детьми необходимо стараться создавать ситуацию успеха, корректировать уровень трудности материала, стараться повысить  интерес  к предмету с помощью активных методов обучения.
     Деятельность педагога невозможна без оценивания результатов деятельности учеников.  Ведь  именно  из-за неправильной оценки, несправедливого наказания возникают конфликтные ситуации. При оценивании необходимо обращать внимание сначала на то, что удалось сделать ученику, только потом сказать о   его  недостатках. Давая глобальную отрицательную оценку, можно подорвать у школьника веру в себя, вызвать негативное отношение к предмету, учителю. А глобальная положительная оценка может снизить требовательность к себе, вызвать чувство непогрешимости.
Целесообразно   применять  следующие правила оценки:  
1. Парциальная положительная оценка – учащийся гордится своими достижениями в одном конкретном деле, но,  вместе с тем, понимает, что успех не дает основания для бездействия;
2.  Парциальная отрицательная оценка – ученик понимает, что в конкретном случае совершил ошибки, которые можно исправить, так как он имеет достаточно для этого способностей и сил.
    В школах часты групповые конфликты в классных коллективах. Здесь  совместная деятельность, общее дело может сблизить, сплотить коллектив.
    Новые образовательные стандарты предполагают развитие коммуникативных способностей учащихся и основываются на сознательной ориентации учащихся на позиции других людей, умении слушать, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение, анализировать свою деятельность и деятельность товарищей. Исходя из этого, на уроках целесообразно применять формы совместной деятельности учащихся, например, работа в группах,  деятельность поискового и исследовательского характера. Такие задания требуют от учащихся объединения усилий,  а разделение обязанностей на пути к цели будет рождать отношение взаимной ответственности.  Введение форм коллективной учебной деятельности способствует развитию взаимопомощи, доброжелательности у учащихся, что ведет к налаживанию отношений между конфликтующими  сторонами.
В общении педагога с учениками большую  роль   играет   стиль общения. Отношения сотрудничества, соучастия в делах, интерес друг к другу, оптимизм, взаимное доверие являются профилактическим средством по предупреждению конфликтов  в  школе.  
    Порой  педагогу для решения какого-либо вопроса проще потребовать то, что нужно сделать, легче приказать, наказать виновного и т.п. Но ведь для ученика прямое воздействие с раздражением со стороны учителя вызывает ответное противодействие. В итоге возникают напряженные отношения.      Более  эффективный способ -  это  воздействия на ученика через побуждение его интересов, потребностей. Такой способ называется опосредованным  способом воздействия, он дает , как правило, положительный эффект. Учитель теряет авторитет, если полагается  только на запреты, давление, приказ,  авторитарный  тон.
Не бывает абсолютно плохих и  абсолютно хороших людей , в каждом есть что-то положительное, на это,  порой,  и нужно опереться при разрешении конфликта.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:
                                                                                                                                                           1 . Скотт Д. Г. «. Конфликты. Пути их преодоления» , Киев, 1991.
2.  Б.  А.  Шевчук  «  Всё  о  конфликтных  ситуациях»  М.,  2010      3.Гиппенрейтер Ю. Б  « Общаться с ребенком, как?», Москва: ЧеРо,2007     4.Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения.                    Практикум.;Москва:Совершенство,2009
 5.Чернышев А. С. «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций»- Москва:  Пед .общество России,2008