Конструктивный выход из конфликта Аналитический практикум


Конструктивный выход из конфликтаАналитический практикум Участники: педагоги
Цель: углубить знания о специфике школьного конфликта; сформировать у педагогов компетентность в решении и предупреждении конфликтных ситуаций.
Методы работы: обсуждение в группах, «мозговой штурм», анализ ситуаций, экспертная оценка, самоанализ.
Материалы: информационные плакаты, маркеры, бумага для записей, стикеры, рабочая тетрадь участника.Этапы работы:1. Актуализация знаний о конфликте.2. Типы, причины, модель, виды конфликтов.3. Последствия конфликтных ситуаций.4. Пути выхода из конфликта.5. Подведение итогов. Обратная связь.
Упражнение «Ожидание»Цель: определить ожидания от участия в практикумеУчастники пишут свои ожидания и прикрепляют их в верхней части песочных часов.
1.Актуализация знаний о школьном конфликте.
Психолог. Известный французский писатель Антуан де Сент Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение - очень тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт из-за ошибок и разочарования.Если же вам приходилось переживать ссоры, то вы, безусловно, помните, как это было неприятно, а нередко мучительно. В психологии ссору называют конфликтом. Слово «конфликт» происходит из латыни и означает столкновение.
Упражнение «Ассоциации».Цель: определить понятие «конфликт»Упражнение «Линия конфликта».Цель: выявить отношение участников к конфликту.Участники выбирают свое место на линии, показывают свое отношение к конфликту. Схема лини конфликта : 1 Хорошо 2 Плохо 3 И то, и другое.
2. Типы, причины, модель, виды конфликтов.
Ежедневно в школе встречаются сотни людей – взрослых и детей. И порой на фоне совместной работы возникают конфликтные ситуации. Их участниками могут быть сами школьники, педагоги, родители или администрация школы. Даже малозаметный конфликт влияет на обстановку в школе и требует грамотного урегулирования. Давайте обратимся к причинам конфликтов:Работа в группах: «Причины конфликтов» 1.Система «учитель - учитель»:• бестактное отношение друг к другу;• необдуманное поведение в школе;• неравномерное распределение учебной нагрузки;• несдержанность педагогов;• завышенная самооценка;• отсутствие условий для общения;• сверхчувствительность;• недоразумения между учителями разного возраста.Какие еще причины вы знаете?
Социальные исследования показали, что больше трети педагогов не владеют методами решения конфликтов и большинство из них остаются нерешенными. Вот как обычно учителя и ученики определяют причины недоразумений между собой .ТаблицаВзгляды сторон на причины конфликтов
Учителя Ученики
Нарушение дисциплины Учительские обиды
Невыполнение домашних заданий Неинтересные уроки
Оскорбление чести и достоинства учителя Необычное оценивание
Неадекватное поведение учеников Нежелание видеть в ученике личность
Ошибки воспитания Приказной тон
Можете ли вы дополнить таблицу?Схема 2 «Конфликт»
Для учителя для ученика
Стремление утвердить свою позицию Протест против несправедливого наказание
Упражнение «Анализ ситуации»Коллега занял ваши учебные материалы на 2 дня, но не возвращает уже 2 недели. Вам необходимо готовиться к открытому уроку. Коллега считает, что вы можете обойтись без них.Работа в группах: «Причины конфликтов»
2. Система «учитель - ученик»:• неспособность учителя прогнозировать поведение учащихся на уроке;• сохранение своего социального статуса из-за снижения статуса учащегося;• когда учитель оценивает не поступок (или способ решения задачи), а личность ученика;• стремление строго наказывать ученика, мотивируя это тем, что лишний строгость не навредить;• субъективное оценивание детей;• неспособность к самоконтролю.Какие еще причины конфликтов между учителями и учениками вы знаете?Упражнение «Анализ ситуации»Вы уже много раз сделали замечание ученицы по ее внешнему виду, а сегодня она ответила вам тем же.Модель конфликтаКонфликтная ситуация - наличие противоположных позиций, разногласий по какому нибудь вопросу.К конфликту приводит не каждая ситуация; необходим инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственной схватки.Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, которые выражают разные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.Упражнение «Айсберг»1. Вы плывете в океане на льдине. Вас надвигается айсберг. Ваши чувства?2. Вы находитесь в конфликте. Ваши чувства?Психолог. Конфликты всегда существовали, и будут существовать. Независимо от того, по чьей инициативе происходит конфликт, учитель не имеет права бояться его. Главное - вывести ученика на диалог.Пик конфликта - особое состояние объединения педагога и ученика; когда из уст ребенка прозвучит недовольство, тогда вы сможете найти выход из конфликтной ситуации, так как будем знать причину.Притча «Рай и ад»Однажды человеку посчастливилось увидеть Бога. Пытаясь узнать самое важное, человек попросил:– Господи, я бы хотел увидеть Рай и Ад.Господь взял человека за руку и подвел его к двум дверям. Открыв одну, они увидели большой круглый стол с огромной чашей в центре. Чаша была наполнена пищей, которая пахла настолько аппетитно, что заставляла рот наполняться слюной.
Вокруг стола сидели люди – казалось, что они были обессилены, больны или умирали от голода. У каждого к руке была прикреплена ложка с длинной-предлинной ручкой. Они легко могли достать еду, но не могли поднести ложку ко рту. Вид их несчастья просто поражал.
– Только что ты видел Ад, – сказал Господь.
Они подошли ко второй двери. Открыв её, они увидели такой же круглый огромный стол, такую же большую чашу, наполненную вкусной едой. И даже у людей вокруг стола были точно такие же ложки. Но все выглядели довольными, сытыми и счастливыми.
– Я не понимаю, – сказал человек.– Это просто, – ответил Господь. – Эти научились кормить друг друга. Те же думают только о себе.
Мораль: Ад и Рай устроены одинаково. Разница – внутри нас.

ВИДЫ КОНФЛИКТОВКонфликты деятельности:• невыполнение домашнего задания;• плохие оценки;• неготовность исправить собственную ошибку.Тактика: дать доучить, дать дополнительную информацию, найти компромисс.Конфликты поведения и поступков:• нарушения поведения в школе;• чаще всего вовлечены дети «группы риска».Учитель провоцирует конфликт:• угрозами;• отрицательной критикой;• обидами;• приказами.В ответ ученики хамят, ведут себя агрессивно.Тактика: стремление к объективности, демонстрация миролюбивых намерений, проявление толерантности.Конфликты и взаимодействия:• длительные;• являются следствием конфликта деятельности и поведения;• порождают недоброжелательность отношений.Тактика: быть выше чувств обиды, враждебности и продемонстрировать ученику культуру отношений. Важно выбрать время и место.Итак, разные причины и виды ситуации конфликтов, но последствия всегда.Последствия конфликтных ситуаций.
Мозговой штурм «Последствия конфликтов»Одна группа обдумывает конструктивные последствия конфликта, вторая - деструктивные.Притча «Дыры на заборе»
Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.
И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.
Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остается такой же шрам, как эти дыры.
Работа в группахСпособы решения конфликтных ситуаций1. Юмор, спокойное отношение к чему-то или к кому-то.2. Признание преимуществ.3. Компромисс. Соглашение на основе взаимных уступок.4. Третейский суд. 5. Анализ ситуации. Обсуждать ситуацию необходимо на нейтральной территории.6. Конкуренция. Активное отстаивание своей позиции, логическая аргументация.7. Отстранение от участия в конфликте.8. Приспособление. Выработать решение, которое удовлетворило бы все стороны.9. Сотрудничество. Совместный поиск путей выхода из проблемы, вариантов, которые удовлетворили бы обе стороны.10. Ультиматум - выдвижение решительного требования с угрозой применения способов воздействия в случае отказа.11. Уничтожение (моральное или физическое).Психолог. Какие еще способы вы можете предложить?
4. Пути выхода из конфликта.Можно ли избежать конфликтов? «Нет!» — ответит любой профессиональный психолог. Конфликты как экстремальная форма разрешения противоречий неизбежны, но ими в определенных границах можно управлять. Полезно знать и основные правила поведения в конфликте. Поведение в конфликте самое разнообразное. Но какие же правила необходимо соблюдать, чтобы смягчить конфликт или сделать его конструктивным? Таких правил  поведения в конфликтной ситуации, обеспечивающих лучший выход из острой ситуации, несколько. Правило 1-е: непредвзято относитесь к инициатору конфликта.
Всякий межличностный конфликт начинается с того, что в паре или группе появляется человек чем-то недовольный — это инициатор конфликта. Именно он выступает с требованиями, претензиями, обидами и ждет, что партнер прислушается к нему и изменит свое поведение.
Правило 2-е: не расширяйте предмет спора.
Выявить предмет конфликта и не расширять его. Под предметом понимается причина недовольства партнера: что его конкретно не устраивает, что ему не нравится в поведении другого?
Правило 3-е: стремитесь к позитивному решению конфликта.
Чтобы избежать ссоры в конфликтной ситуации, обвиняемому необходимо уточнить предмет противоречий, локализовать причины недовольства и
Правило 4-е: сдерживайте эмоции.
Обязательное условие спора, столкновения — максимально спокойный и розный тон высказываний, точность и продуманность слов. Нужно говорить так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздраженность, гнев, упрек, не было оскорбления в адрес партнера, Уместно, в связи с тоном споров, упомянуть форму обращения на «Вы».
Правило 5-е: соблюдайте такт в споре.
И, наконец, пятое, и самое главное правило: избегайте конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности.
Подведение итоговПсихолог. Давайте вернемся к песочным часам и проанализируем, насколько оправдались наши ожидания.Комментарии участников.Упражнение «Дождь аплодисментов»