Практикум для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»


Лекция-практикум
«Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьёй»
Подготовил:
педагог-психолог
Шеховская К.А.


Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

1. Теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог- родитель»

2. Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций ( практическая часть)

3. Выполнение антистрессового упражнения



Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В современной ситуации это объясняется прежде всего крупными социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования. Наряду с формированием новых моделей отношений семьи и учреждений образования растет взаимное недоверие этих воспитательных институтов. Разобщенность и критика в адрес друг друга неизбежно ведут к конфликтным ситуациям в системе "педагог родитель". Конфликтные ситуации могут возникать в работе даже высокопрофессиональных, опытных воспитателей, а страдает в результате наиболее уязвимое звено ребенок.
Как показывают данные научных и эмпирических исследований, современному педагогу для решения этой и многих других проблем во взаимоотношениях с семьей недостает психологической и коммуникативной культуры.
Современному воспитателю нужна специальная подготовка, направленная на формирование более высокого уровня профессионально-педагогической культуры, благодаря чему у педагога появится осознание необходимости преобразования профессиональной деятельности на основе замены одних приемов взаимодействия с родителями другими и овладения новыми технологиями общения с ними.
Коллектив МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад № 31"Улыбка» ориентирован на создание отношений между педагогами и родителями, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте во имя гармоничного развития воспитанников. Поэтому методическая служба учреждения в работе с педагогами отдает предпочтение таким наиболее действенным формам, как деловые игры, практические семинары и тренинги.
Подобные практические формы выбраны не случайно. По мнению многих исследователей, одна из важнейших целей таких форм работы развитие самосознания участников в конкретной профессиональной деятельности. В процессе самосознания педагог меняет что-то в себе, анализирует возможности и особенности своей личности, деятельности, творчества. С помощью тренингов, например, педагоги ставятся в ситуации, решение которых "наталкивает" на преодоление стереотипов мышления, ранее сложившихся и привычных способов деятельности, что стимулирует творческую активность. В качестве примера в приложении представлен практический семинар для воспитателей "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей".
Тренинги и семинары могут проводиться в форме упражнений, инсценировок педагогических ситуаций с последующим анализом, обобщением, обменом опытом, анализом ошибок. В деловых играх воспитатели также воспроизводят жизненные ситуации, требующие действий, связанных с решением вполне конкретных, порой нестандартных задач. Вместе с тем многие моменты игры, будучи условными, позволяют педагогам предлагать варианты решения задачи, проявляя свое творчество. В результате таких игр-занятий закрепляются свойства, качества, умения и навыки, необходимые воспитателю для выполнения социальных и педагогических функций при взаимодействии с семьей.
Независимо от формы методического мероприятия используемые приемы необходимо подбирать так, чтобы педагог учился:

· культуре общения;

· соблюдению уважительного отношения к личности собеседника;

· отказу от форм конфликтной субкультуры;

· выражению интереса к мнению собеседника жестами, репликами, мимикой, поощрению его к высказываниям.
В ходе тематических мероприятий воспитатели нередко отмечают у себя низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие таких важных качеств, как способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю. Особое образовательное значение имеют игры, в которых воспитатель выступает в двух ролях: как "официальное лицо" представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться проблемами, не опасаясь осуждения.
Таким образом, решая специально созданную конфликтную ситуацию на методическом мероприятии, педагог получает опыт разрешения спорных вопросов с родителями воспитанников в реальной жизни.

Лекция-практикум для воспитателей
"Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Ход лекции:
Упражнение "Яблоко и червячок"
Ведущий (мягко и спокойно): Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!". Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
Теоретическое обоснование конфликтов в системе "педагог - родитель"
Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтах в системе "педагог родитель". Слово "конфликт" в переводе с латинского означает "столкновение". Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшение здоровья, и снижение работоспособности. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он способствует получению новой информации, разрядке напряженности, стимулирует позитивные изменения, помогает прояснить отношения.
Вместе с тем, признавая конфликт нормой общественной жизни, психологи подчеркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе "педагог родитель" таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Причины конфликта различны: несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Специалисты, как правило, выделяют четыре стадии прохождения конфликта:
возникновение конфликта (появление противоречия);
осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон;
конфликтное поведение;
исход конфликта.
Конфликт "педагог родитель" обычно предполагает протекание по типу "начальник подчиненный", что и обусловливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенным знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того, подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия "на равных".
Предложение способов разрешения конфликтных ситуаций
Ведущий: Для описания способов разрешения конфликтов К. Томас использует двухмерную модель, включающую в себя показатели внимания к интересам партнера и своим собственным.
Ведущий раздает участникам семинара заранее приготовленные распечатки модели "Способы выхода из конфликтной ситуации".)

Внимание к своим интересам
















КОНКУРЕНЦИЯ
СОТРУДНИЧЕСТВО


















КОМПРОМИСС















ИЗБЕГАНИЕ (УКЛОНЕНИЕ)
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ





Внимание к интересам собеседника

"Способы выхода из конфликтной ситуации (по К. Томасу)
Ведущий: Конкуренция предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
Компромисс достижение "половинчатой" выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
(Ведущий раздает участникам семинара заранее распечатанные таблицы,
где описаны способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации,
"плюсы" и "минусы" этих стилей, после чего комментирует раздаточный материал.)

Стиль
Сущность стратегии
Условия применения
Недостатки

Соревнование
Стремление добиться своего в ущерб другому
Заинтересованность в победе. Обладание определенной властью.
Необходимость срочного разрешения конфликта
Испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе.
Большая вероятность испортить отношения

Уклонение
Уход от ответственности за принятие решений
Исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время
Большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму

Приспособление
Сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов
Предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти
Нерешенность конфликта

Компромисс
Поиск решений за счет взаимных уступок
Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов.
Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей
Получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта

Сотрудничество

Поиск решения,
удовлетворяющего
всех участников



Наличие времени, необходи-
мого для разрешения конф-
ликта. Заинтересованность обеих
сторон.
Четкое понимание точки зре-
ния противника.
Желание обеих сторон сохранить отношения
Временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха



Ведущий: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения "Яблоко и червячок".
« (Участники зачитывают свои ответы, а ведущий комментирует их.)
Примеры ответов участников семинара:
Конкуренция: "Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!"
Избегание: "Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!"
Компромисс: "Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!"
Приспособление: "Такая, видимо, у меня доля тяжкая!"
Сотрудничество: "Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!"
Ведущий:

Выполнение антистрессового упражнения
Для поддержания стабильного психологического состояния у вас и родителей, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы "стирать" из памяти конфликтные ситуации.
Сейчас мы проведем с вами упражнение на "стирание" антистрессовой ситуации. Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги, карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно "стирать" с листа бумаги представленную ситуацию. "Стирайте" до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и "стирайте" до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить.
В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.


15