Подростковый конфликт и пути его конструктивного решения (социологическое исследование в рамках школы)


Подростковый конфликт и пути его конструктивного решения.
( социологическое исследование в рамках школы)Ю.Н.Огиенко учитель школы
Архангельская областьКонфликты – это часть нашей жизни. Они существовали в этом тысячелетии, будут существовать и в новом. «Конфликт- нормальное состояние общества; в любом обществе всегда во все времена существовали, и будут существовать конфликтные ситуации»- пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии .Конфликт возникает тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший разногласия. При этом каждый участник конфликта имеет собственное представление о ситуации.
Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитание и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем сделать анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлечениях в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликт. Всё это относится и к подростковому возрасту. Именно подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям. Поэтому первой частью своего исследования мне хотелось бы определить, сколько учащихся нашей школы склонны к конфликтному разрешению спорных ситуаций. С этой целью в 6-11 классах школы был проведён тест-опрос по теме «Конфликтный ли ты человек?»
Уровень конфликтности учащихся школы
Класс высокий уровень конфликтности средний уровень конфликтности низкий уровень конфликтности
6 класс 4 чел. 8 чел. 36чел.
7 класс 3 14 14
8 класс 8 10 6
9 класс 4 14 2
10 класс 0 6 4
11 класс 4 8 2
В целом же по школе получились следующие результаты:
\s
21,5% учеников склонны решать свои проблемы только через конфликтные ситуации
50 %решают из попеременно: или находят компромисс или же доводят дело до конфликта
28,5 % учащихся школы никогда не вступают в конфликты
.Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней. На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься показать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора. Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат на всю громкость слушает любимые мелодии. Тут недалеко до ссоры. Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и то же слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей. Например, когда в театре летчик или танкист слышит слова: «Подать экипаж!», то это может в первую минуту вызвать непонимание, поскольку для них экипаж – это не только карета, но и группа людей, управляющих машиной. Мешает правильному пониманию сказанного и стилистический барьер. Он обычно возникает, когда стиль речи не соответствует ситуации. Это может выглядеть нелепо или смешно, а может и приводить к обиде. Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит : «Сытый голодного не разумеет». Другой барьер – эмоциональный – заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, что ведет к непониманию. Вот типичный случай. Подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом вниз в сугроб. Вес расхохотались, а Света обиделась, начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой. Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения. Подобные конфликты выходят за рамки межличностных, но в их основе чаще лежат противоречия в оценке происходящего, в представлениях отдельных людей в должном.
Мною была проведена анкета, содержащая вопрос о причинах конфликтов между учениками 7-11 классов школы .Результаты оказались следующими:
Борьба за авторитет \2%\ Соперничество \16%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обман, сплетни \15% \ \ \ \ \ \ \ \ \
Оскорбление \22%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обида \18%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Враждебность к любимым ученикам учителей \2%\ Личная неприязнь \20%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Симпатия без взаимности 0%
Борьба за девочку/мальчика \5%\ \ \ \ \ Таким образом, основными причинами конфликтов среди учеников 7 класса являются оскорбления, личная неприязнь и обида.
Борьба за авторитет 0%
Соперничество \11%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Обман, сплетни \25%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Оскорбление \32%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обида \4%\ \
Враждебность к любимым ученикам учителей \4%\ \
Личная неприязнь \14%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Симпатия без взаимности \4%\ \
Борьба за девочку/мальчика \7%\ \ \ \ \ Учащиеся 8 класса среди основных причин конфликтов считают оскорбления и нехорошие слухи и сплетни, которые могут иметь место в классе.
Борьба за авторитет 0%
Соперничество 0%
Обман, сплетни \24% \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Оскорбление \20%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обида \20%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Враждебность к любимым ученикам учителей \8%\ \ \ \ \ \ \ \ Личная неприязнь \12%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Симпатия без взаимности \4%\ \
Борьба за девочку/мальчика \12%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Обиды и оскорбления являются основными причинами конфликтов среди учеников 9 класса. Не оставляют они без внимания обманы и сплетни.
Борьба за авторитет \12%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Соперничество \4%\ \ Обман, сплетни \12% \ \ \ \ \ \ \ \ \ Оскорбление \20%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обида \16%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Враждебность к любимым ученикам учителей \8%\ \ \ \ \ \ \ \
Личная неприязнь \12%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Симпатия без взаимности \4%\ \
Борьба за девочку/мальчика \8%\ \ \ \ \ \ \ Основными причинами конфликтов среди учеников 10 класса являются оскорбления, обида, обманы и сплетни, а также личная неприязнь.
Борьба за авторитет \10%\ \ \ \ \ \ \ \
Соперничество \6%\ \ \ \
Обман, сплетни \17% \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ Оскорбление \21%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Обида \15%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Враждебность к любимым ученикам учителей \3%\
Личная неприязнь \14%\ \ \ \ \ \ \ \ \ \
Симпатия без взаимности \3%\
Борьба за девочку/мальчика \11%\ \ \ \ \ \ \ \ \ Среди учеников 11 класса основные причины конфликта – это оскорбления, обида, обманы и сплетни.
. В целом, говоря о причинах конфликтов между подростками школы они определились следующим образом ( по мере убывания): - обман; - распускаемые слухи и сплетни; - оскорбление; - личная неприязнь; - соперничество; -борьба за девочку ( мальчика); - враждебность к любимчикам учителей; -борьба за авторитет; - симпатия без взаимности.
Сколько бы человечество не говорило о конфликтах, далеко не всегда находятся разумные пути их разрешения. Тысячи скрытых противостояний ежедневно разворачиваются повсюду. Причем большинству людей даже в голову не приходит, что они являются источником конфликтных ситуаций. Например, ночью компания молодёжи включает громкую музыку, а курильщик в тамбуре электрички не думает о том, что он отравляет других. Конфликты возникают в ситуациях, когда сталкиваются противоположные цели и интересы. Но не всегда это плохо. В процессе преодоления конфликта его участники получают возможность выразить различные точки зрения, представить свои аргументы. А это, в конечном смысле, способствует укреплению взаимоотношений между участниками конфликта. Только в столкновении, в споре человек получает бесценный опыт защиты собственной позиции о понимания позиции другого. Но лишь в том случае, если он стремится к разрешению ситуации, а не к подавлению оппонента. В этом заключен позитивный смысл конфликта. Потому такие конфликты называют конструктивными. К сожалению, чаще в жизни встречается деструктивный вид конфликта, когда одна из сторон пытается не решить проблему, а любыми средствами подчинить себе оппонента. Такое нередко происходит в общении со взрослыми (родителями, учителями) или с более сильными сверстниками. Если люди «застревают» на обсуждении личных недостатков друг друга, если искажают смысл сказанных фраз и поступков, если дискуссия разрушает отношения между людьми, такой конфликт вреден.
Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто подростки могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта подростка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни. Психологи выделяют пять основных стилей разрешения конфликтной ситуации:
Соперничество направлено на достижение собственных интересов любым способом, мнение другого человека в этом случае совсем не учитывается. Девиз стиля – «Победа любой ценой!» Положительным решением будет считаться лишь полное поражение другой стороны. Поэтому в данном случае происходит полный отказ от совместного поиска решений. Если ты хочешь использовать данный стиль, задай себе вопрос : «Хочу я быть правым или счастливым?»
Приспособление ориентировано на интересы соперника, и девиз этого стиля – «Мир любой ценой!» Выбрав его, человек готов поступиться своими интересами ради примирения и ориентирован на совместные действия.
Избегание побуждает участника к тому, чтобы поскорее выбраться из конфликта, не отстаивая чьих-либо интересов, в том числе и своих собственных. Девиз стиля – «Всё уладится само собой». Эту манеру ведения диалога чаще всего используют эмоционально уравновешенные люди, которые трезво оценивают ситуацию и не спешат ввязываться в конфликт.
Компромисс побуждает участника спора к урегулированию конфликта путем частичных уступок и неполного удовлетворения своих интересов. Умение идти на компромисс – очень ценное качеств, но только в тех ситуациях, когда это вредит твоему авторитету.
Сотрудничество нацелено на совместный поиск участниками конфликта конструктивного взаимовыгодного решения. Этот процесс удовлетворяет интересам обеих сторон и не наносит ущерба ни самим участникам, ни их взаимоотношениям. В конечном счете он только укрепляет партнерские отношения. Но из всех стилей поведения конфликтной ситуации сотрудничество – самый трудный.
Какой же путь разрешения споров и конфликтов чаще всего выбирают ученики нашей школы? Я провел опрос по данной теме учеников 8-11 классов и вот какие результаты получились:
8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
соперничество 7% 6% - -
приспособление 18% 14% 9% 11%
избегание 18% 23% 27% 17%
компромисс 41% 37% 35% 33%
сотрудничество 16% 20% 29% 49%
В целом по школе результаты выглядят так:
соперничество 4,0%
приспособление 12,5%
избегание 20,5%
компромисс 35,5%
сотрудничество 27,5%
\s
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.
Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
Второй момент — анализ ситуации без превратности.
Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели прийти.
Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Разрешение конфликтов не в примирении позиций, а в прояснении интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения ситуации.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.