Внеклассное занятие в 4-м классе по программе Н. Слободяник «Уроки общения для младших подростков».

Подготовила Учитель Целищева Светлана Николаевна
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска


Внеклассное занятие в 4-м классе
по программе Н. Слободяник
«Уроки общения для младших подростков».

Тема: Почему люди ссорятся?

Цели:
Познакомить учащихся с понятием «конфликт».
Выявить причины возникновения ссор и конфликтов.
Обучить способам выхода из конфликтной ситуации.

Ход занятия.
Орг. момент. Стих. В. Боков
Друзья мои, внушайте людям веру и чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру – продляйте добрым словом жизнь людей.
- Добрый день девочки и мальчики. Приветствую вас на «уроке общения».
- Упражнение – разминка.
Упр. «Комплимент»
Упр. «Те, кто»

Вступительная беседа.
- Проводя, это упражнение я заметила, что какие вы все разные, у всех разные интересы, совершаете разные поступки, по-разному общаетесь.
Вы наверно, замечали, что когда люди общаются, в общении встречаются некие барьеры, преграды (кто-то кого-то не понял, или обидел). Например,
- Приведите свои примеры, когда у вас незаладилось общение или вы были свидетелем такой сцены. И что же произошло в ходе такого общения?
(ответы детей)
- В общении происходят ссоры или конфликты. Согласны со мной?
Тема занятия «Почему люди ссорятся?» и цель: познакомиться со способами выхода из конфликтной ситуации (название и цель вывешиваю на доску)

Работа по таблице.
- У каждого есть таблица. С этой таблицей мы сегодня будем работать: вписывать, подчеркивать. В конце занятия таблицу вы возьмете, можете показать родителям, друзьям, и по ней рассказать, что вы сегодня узнали.
- Найдите первый столбик, он озаглавлен «Стороны конфликта» или (кто с кем ссорится?)
Задание: соединить стрелочками, по вашему мнению кто же с кем может поссориться (вступить в конфликт).
(ответы детей)
- Хорошо или плохо когда люди ссорятся?
- Что возникает в результате ссор и конфликтов? (Обида, плохое настроение, влияют на здоровье, мешают жить, работать).
- Что такое конфликт?
Задание во втором столбике: выбрать и подчеркнуть слова близкие по значению к слову «конфликт» (синонимы)
(ответы детей)
- Давайте попробуем дать определение и ответить на вопрос «Что такое конфликт?»
Проверим (в этом столбце внизу заклеено, уберем бумажку и прочитаем).

Конфликты, необходимы, как простудные заболевания. Т.е. без них нельзя обойтись, т.к. в общении людей возникают разногласия. Как бы человек не закалялся, какие бы прививки не делал, он все ровно может заболеть, простудиться. Но при простуде – попил лекарство и здоров. А вот при конфликте нужно научиться правильно себя вести. Для этого мы должны узнать причины, почему происходят ссоры? (в таблице, в третьем столбике нам нужно ответить на этот вопрос)

Разберем разные ситуации (сделаем взгляд со стороны на конфликт) и сделаем из них вывод и ответим на вопрос.

А) Рассказываю сказку «Мудрецы и слон» (показываю иллюстрацию).
Обсуждение.
Вывод: Никто не хотел слушать, что говорят другие.
(Не умеют слушать других) – найдем в таблице причину, которая подходит к этой ситуации.

Б) Упр. Возьмите белые листки бумаги и оторвите маленький кусочек. Теперь сравните ваши кусочки. У всех они одинаковые? (Одинаковых нет). Возникает вопрос: «маленький - это какой?» Значение такого простого слова для каждого имеет свой оттенок. Каждый из нас видит ту или иную ситуацию, смысл любого слова свой оттенок. Поэтому часто интересы и взгляды людей не совпадают, возникает непонимание.
Вывод: Люди не понимают друг друга.

В) Сказка «Два козлика» - ролевое чтение.
Вывод: Не умеют уступать друг другу.

Г) Ролевой диалог «Красная шапочка» (сказка на новый лад) – показ сценки группой детей.
Задание зрителям: занять позицию одного из участников сценки и с этой позиции проанализировать события.
- Кто виноват в конфликте? Почему? На каком этапе можно было бы избежать конфликта?
Вывод: Не принимают чужого мнения. Не владеют своими эмоциями. Хотят умышленно обидеть друг друга.

Общий вывод: из всех причин можно выделить обратное, что же нужно делать, чтоб не ссорится. Способы выхода из конфликтной ситуации. (Понимать, владеть своими эмоциями, принимать чужое мнение, уметь слушать, не обижать, уступать).

Способы выражения гнева, грубости и плохого настроения. Замешиваем целебный лексир в волшебной колбе. (Каждый ученик зачитывает совет и опускает в колбу, я подсыпаю порошок приятностей, аромат цветов, шарики комплиментов, ваши улыбки) Целебный лексир будет храниться в кабинете психолога, каждый, у кого возникнет плохое настроение, может к нам обратиться.

Выполним несколько упражнений, которые помогут нам стать дружнее, сплоченнее, лучше понимать друг друга.
Упр. «Встреча на узком мостике». Обсуждение.
Упр. «Копирование движений».
Упр. «Достраивание композиции».
Упр. «Разожми кулак»

Посмотрите на последний столбик в нашей таблице. Какой заголовок этого столбика. Выбрать пути выхода из конфликта (подчеркнуть, те которые на ваш взгляд приемлемы).
- Можно ли контролировать свое состояние?

10. Открываем «Волшебную лавку», в которой имеются качества. Задание: каждой паре разделить качества на плохие (которые способствуют ссоре) и хорошие (которые необходимы нам, чтоб не ссорится). Каждый из вас, от какого качества хотел бы избавиться (сдать в лавку и взамен получить то, что необходимо). Плохие сдаем в лавку, хорошие оставляем себе.

Итог. С урока вы уходите с багажом хорошего общения (таблица, буклет, хорошее качество). Чтоб было хорошее настроение – съесть вкусное (конфеты).



Стих. Я. Райнис
УЛЫБНИСЬ НАД СВОИМИ ГОРЕСТЯМИ – ГОРЕЧЬ ИХ ИСЧЕЗНЕТ,
УЛЫБНИСЬ СВОЕМУ ПРОТИВНИКУ – ИСЧЕЗНЕТ ЕГО ОЗЛОБЛЕНИЕ.
УЛЫБНИСЬ НАД СВОИМ ОЗЛОБЛЕНИЕМ – НЕ СТАНЕТ И ЕГО.

11. Рефлексия. Те, кто сможет достойно выйти их конфликтной ситуации поставить своего человечка в круг.