Открытый урок на тему: Как научиться общаться лучше?

Цель: повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
практически опробовать упражнения, тренирующие коммуникативную гибкость;
выработать индивидуальный стиль общения;
стимулировать процесс самоосознания и самопонимания у учащихся;
ХОД УРОКА
– Как вы считаете, общение важно для нас? Почему? – Можно ли научиться общаться лучше? Коммуникабельность – это одно из требований современного общества.
Разыгрывается ситуация: Двое ребят пытаются начать диалог, один из них стоит в «закрытой позе» и не проявляет интереса к собеседнику, второй пытается войти с ним в полноценный контакт.
Обсуждение:
– Сложно было общаться с человеком, не проявляющим интереса? Почему? Что мешало установить контакт? Из всех людей единицы изначально умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учатся и лучше всего делать это непосредственно в процессе общения.
Презентация «Как научиться общаться лучше».
В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:
1. Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим». 2. Попытайтесь понять достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность. 3. Вместо того чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься. 4. Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь. 5. Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звук его имени является самым важным и приятным звуком в человеческой речи. 6. Говорите о том, что интересно вашему собеседнику. 7. Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе. 8. Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так – глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. К тому же, чаще всего мы меряем по себе, поэтому помните, что вы – не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется – ДРУГОЙ. 9. Больше слушайте, чем говорите. 10. Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения. 11. Как указать человеку на ошибку, не обидев его?
– узнайте, что он сам думает о своем поступке, – начните с похвалы, отметьте, что ему удается, а затем скажите об ошибке, но не обобщая («У тебя всегда так!») и не переходя на личность человека («У тебя ничего не вышло, потому что ты лентяй!»), – никогда не критикуйте человека при посторонних – это унижает его достоинство; лучше – один на один.
– Кроме словесного общения, как еще можно донести информацию до собеседника? (C помощью жестов)
– А сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные – умение понимать состояние и настроение человека по его внешнему виду.
Упражнение – разминка. Учитель раскладывает на столе маленькие записки на которых написаны ра
·зличные состояния, каждый из ребят по очереди подходит к столу и вытягивает по одной бумажке, читает доставшееся ему состояние и демонстрирует перед классом, но только с помощью своего поведения, мимики, жестов – всем, кроме слов и письма. Класс отгадывает (необязательно дословно, но приблизительный смысл).
Список состояний:
– хочу спать; – я устал; – я уверен в себе; – как вы мне все надоели; – пожалей меня; – у меня хорошее настроение; – обратите на меня внимание; – а у меня по контрольной «5»; – ой, боюсь, боюсь; – у меня есть тайна; – мне это нравится; – мне скучно; – я вам всем покажу!; – я стесняюсь; – ну почему все так плохо; – ребята, давайте жить дружно. – я влюбилась! – мне стыдно! – я голодный! – мне холодно; – мне жарко.
Обсуждение:
Какие трудности у вас возникли в результате такого общения? Как было бы проще объяснить свое состояние? (живое общение). Живое общение с собеседником часто бывает спонтанным, непредсказуемым, быстро меняющимся: нельзя составить план, из которого знаешь, что спросит он и что должен ответить ты. Иногда все складывается совсем не так, как ты думал. Требуется хорошо развитая гибкость – умение изменять свое поведение в зависимости от ситуации и реакции собеседника, находить новые способы контакта. Человек обретает эту способность, проходя через множество различных ситуаций и общаясь со многими людьми, вынося практический опыт. Следующее упражнение тренирует умение гибко изменять свое поведение в ситуации.
Упражнение «Карусель». Разделитесь на две группы поровну. Одна группа пусть образует внутренний круг, а другая – внешний, лицом к лицу. Сейчас учитель будет называть задание, которое вы проделаете с тем, кто напротив вас, а затем – он сделает то же с вами. После выполнения каждого задания весь внешний круг сдвигается на одного человека вправо, – и у каждого появляется новый партнер для следующего задания.
Задания:
– поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами, ; – представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным, ); – скажите собеседнику комплимент; – задайте человеку один интересующий вас вопрос; – перед вами незнакомый человек, познакомьтесь, узнайте, чем он занимается, чем интересуется; – в поезде вы оказались в купе со знаменитым артистом (певцом, спортсменом, актером), вы – его давний поклонник, познакомьтесь с ним, перекиньтесь несколькими фразами; – рядом с вами – расплакавшийся ребенок, успокойте его; – вы встретились с человеком, который вам нравится, поговорите с ним о чем-нибудь приятном.
Обсуждение
– Что же такое гибкость? Легко ли было изменять свое поведение? Что мешало?
Вывод:
– Прошла очередная наша с вами встреча. Итак, чему она была посвящена? Была ли наша встреча полезна для вас? Чем?
– Я, как педагог-психолог разработала для вас рекомендации, которые вы можете использовать в повседневной жизни, и которые помогут вам наладить как можно больше правильных контактов. 

15