Профориентациооный час Угадай профессию























Подготовила педагог-психолог:
Ярмак Л.М
















КГУ Новомихайловская сш, 2017 год
Профчас «Угадай профессию» среди учащихся (9,11 класс).
Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда в игровой форме, создать информационное пространство о профессиях, прививать интерес к различным видам деятельности, задуматься о своем профессиональном будущем.
Задачи: *активизировать личное участие в формировании своего будущего;
* пробуждение у подрастающего поколения интереса к знакомству с различными видами деятельности;
* создать условия для повышения готовности подростков к социально-
профессиональному определению.
Оборудование: *компьютер;
* игровое поле и карточки.
Форма профчаса часа: игровая (аналог игры «Крестики-нолики»).
Ход мероприятия:
Ведущий: Наше мероприятие хочется начать с известных строк В.В.Маяковского:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности. Почему? Да, потому что от того правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь, будете ли вы ею довольны или будете корить "судьбу-индейку", что "жизнь не задалась". От правильности выбора будущей профессии зависит душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие взрослые оказываются недовольны выбранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим душевным состоянием. Только выбрав будущую профессию, вы сможете правильно выбрать ВУЗ и факультет, профиль обучения в 10-11-м классе школы.
2. Чтобы правильно выбрать профессию надо
ОБЯЗАТЕЛЬНО знать: 1. Правила выбора профессии. 2. Перечень и содержание существующих профессий. 3. Востребованность профессий на рынке труда. 4. Свои склонности, способности и предрасположенность к какой-либо профессии.
3. ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. Чтобы правильно выбрать свою будущую профессию вам надо найти "золотую середину" по формуле "ХОЧУ-МОГУ-НАДО". Ваша задача найти такую профессию, которая бы отвечала всем трём требованиям.

Чтобы найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий
Но эта огромная цифра далека от определенности. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но еще и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы. Море профессий необозримо
Об этом наш сегодняшний разговор.
А знакомится с профессиями мы будем играя. Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики». Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить. За правильно выполненное задание команда получает жетон «профик».
Сектор №1. «Черный ящик». Определите, что лежит в черном ящике. Этим предметом пользуется при работе «ПОВАР» (для 1-ой команды) и «Портной» (для 2-ой команды). Можно задавать наводящие вопросы только те, на которые можно ответить «ДА» или «НЕТ».
Сектор №2. «Отгадай профессию по описанию». Команды сейчас будут отгадывать профессии по описанию.
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «в земных недрах пространство, и богато царствует натура Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер).
Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист).
Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка).
В лесу, в пустыне, в горах, в городах и даже в море тянутся линии электропередач. Они приносят нам свет, тепло, а главное электроэнергию. Проведением профилактических и аварийных работ на электрическом оборудовании, поддержанием в порядке электросетей, трасс воздушных и кабельных линий заняты представители этой профессии. Строгое выполнение правил техники безопасности – обязательное условие этой профессии. (Электромонтажник)
Запас:
В настоящее время в нашей стране эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.
(Продавец)
Это главное действующее лицо фондовой биржи, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профессиональной пригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, высокая степень адаптивности, так как это одна из самых стрессовых профессий. (Дилер)
Сектор №3. Профессиограммы самых популярных профессий. Профессиограмма – это описание научно обоснованных норм и требований профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, определяющие успешность его работы.
Ваша задача дать информацию о данной профессии .
Аудитор (оказывает практическую помощь руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами;
качества: высокий уровень развития памяти, математические способности, аналитическое мышление, способность длительное время заниматься однообразными видами деятельности).
Маркетолог (изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги путем наблюдения, опроса потребителей; анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства;
качества: аналитическое мышление, наблюдательность, высокая самооценка, эмоционально-волевая устойчивость, коммуникативные способности, образно-логическая память, социально-психологическая интуиция).
Сектор №4. «Ключевые слова». Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Столяр)
Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
Сектор №5. «Взаимоотношение человека и объекта действия». Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем. Названные профессии необходимо правильно отнести к одному из перечисленных типов.
(Ведущий называет профессию из этого списка вразнобой, обращаясь к командам по очереди. Участники должны говорить, к какому типу относится названная профессия).
Группы профессий по типу взаимоотношения человека и объекта действия.
«Человек – художественный образ»: скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер.
«Человек – природа»: инженер-геолог, взрывник, метеоролог, техник-топограф, мастер-сыродел, тестовод, пекарь, вальцовый (мукомольное производство), лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод.
«Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот.
«Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый.
«Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист.
Сектор №6. «Аукцион». Написать на листе бумаги за 2 минуты как можно больше слов, связанных с профессией
ВРАЧА. Слова зачитываются по очереди, побеждает команда, которая последней называет слово.
Сектор №7. «Профессии известных людей». Командам раздаются карточки в которых написаны фамилии известных людей, необходимо называть профессии этих людей.
А.П.Чехов – писатель, врач.
Ю.А.Гагарин – летчик.
А.Миронов – актер.
Сальвадор Дали – художник.
Сектор №8. «Конкурс пословиц». О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Портной.
Не игла шьет, а руки.
Где шьют, там и порют.
Как скроишь, так и тачать станешь.
Кузнец.
Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
Куй железо, пока горячо.
Не огонь железо калит, а мех.
Повар.
Что в котел положишь, то и вынешь.
Кашу маслом не испортишь.
Не котел варит, а стряпуха.
Военнослужащий.
Береги землю родную, как мать любимую.
Жить – Родине служить.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Сектор №9. «Музыкальный конкурс». По отрывкам из песен участники должны отгадать профессии, которым посвящены песни.
(Трек 1) Над спортивной ареной капризное солнце
И удача не каждому будет светить
Вы на бой провожаете ваших питомцев.
Этот взгляд никогда мы не сможем забыть
Припев:
Да разве сердце позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера.
(Спортивный тренер; песня «Да разве сердце позабудет» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова).
(Трек 2) Давно, друзья веселые
Простились мы со школой,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.
(Учитель; песня «Школьный вальс муз. И.Дунаевского, сл. С.Матусовского).
(Трек 3) На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.
(Пограничники; песня «Три танкиста» муз. Дан. Дм. Покрасов, сл. Б.Ласкина).
(Трек 4) Преодолеть пространство и простор,
Нам разум дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца – пламенный мотор.
Припев:
Все выше, выше и выше
Стремим мы полет наших птиц:
И в каждом пропеллере дышит
Спокойствие наших границ.
(Летчики; песня «Авиамарш» муз. Ю.Хайта, сл. П.Германа).
Запас:
(Трек 5) Врач; песня «Люди в белых халатах»;
(Трек 6) Электромонтажники; песня «ЛЭП-500».
Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Давайте посчитаем сколько «профиков» вы заработали в ходе сегодняшней игры.
- Я думаю, что сегодня вы узнали много интересного о мире профессий. А что думаете вы о выборе профессии?
(Ответы ребят)
- Закончить наш классный час мне хочется словами, которыми я начинала:
У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?

- И в итоге, наверное, нельзя поставить точку. А надо поставить вопросительный знак? И ответы на эти два вопроса каждый из вас должен найти сам.
Желаю всем удачи! До новых встреч!










скульптор
электромонтер
кружевница
адвокат
контролер-кассир
машинист локомотива
гид-переводчик
фармацевт и провизор
стеклодув
гончар
телефонист
бортинженер




пекарь
санитарка
гравер
метеоролог
портной
фотограф
мастер-сыродел
каменщик
астроном,
микробиолог
экономист
чертежник



Назовите профессии этих людей:

А.П.Чехов –
Ю.А.Гагарин –
А.Миронов –
Сальвадор Дали –



Назовите профессии этих людей:

А.П.Чехов –
Ю.А.Гагарин –
А.Миронов –
Сальвадор Дали –










13PAGE 15


13PAGE 14615




Профориентационный час
"Угадай профессию" для учащихся 9,11 класс