Презентация на тему: Коммуникативная игра — эффективное средство коррекции речи детей с ОНР

«Коммуникативная игра – эффективное средство коррекции речи детей с ОНР»
Учитель – логопед:
Щербакова И.Ю.
МБДОУ «Детский сад
«Машенька» г. Абакана

Дошкольное детство представляет собой важный период в становлении личности ребенка, в том числе его коммуникативном развитии. Коммуникативная компетентность является одной из характеристик личности дошкольника и проявляется в свободном выражении своих желаний с помощью речевых и неречевых средств.
В процессе коррекционной работе с детьми, имеющими сложную форму речевого нарушения, я очень часто сталкиваются с проблемой адаптации таких детей вследствие отсутствия навыка общения со сверстниками и взрослыми.
Действительно, у многих детей с речевыми нарушениями имеются проблемные формы межличностных отношений:
Драчливость, крикливость, грубость, эмоциональная напряженность
Обидчивость, которая выражается в болезненном переживании
Застенчивость, которая переходит в неуверенность
Демонстративность поведения
Все эти формы поведения характеризуются невниманием к другим детям и неспособность понимать другого человека, а также мешают ребенку в процессе коррекции речи. В результате такому ребенку трудно менять привычную для него атмосферу и часто он лишается помощи логопеда в специализированных условиях.
Мое педагогическое кредо в работе с такими детьми - создание условия для благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах, умению владеть своими чувствами и развитию позитивных межличностных отношений между детьми. Все вместе это стимулирует и развивает речь детей.
А кто как не учитель – логопед понимает таких детей, направляет их хаотичные действия в нужное русло, поддерживает и воодушевляет родителей в проблемных ситуациях, побуждает быть терпеливыми, заинтересованными во всех начинаниях ребенка. Только совместная работа учителя – логопеда и родителей делает ребенка трудолюбивым, целеустремленным, уверенным в своих силах, окрыленными своими достижениями.
Поэтому стараюсь объяснить родителям индивидуальные особенности каждого ребенка, обучить приемам коррекции речи в домашних условиях в школе – студии «Веселый язычок». А называется так наша школа потому, что обучение родителей проводится в веселой, непринужденной форме. Каждое занятие мы начинаем с главного артикуляционного упражнения «Улыбка» - улыбнись себе, улыбнись всем и весь мир улыбнется тебе. А потом к улыбке добавляем шаг за шагом красиво сказанные слова, фразы, стихи
Общение детей и родителей с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь и только от меня зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий.
Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому развитие коммуникативных качеств я развиваю в игре во всех видах деятельности.
Использую в своей работе для реализации данной цели методику М.Ю. Картушиной, в которой представлены коммуникативные игры различных видов:
- приветственные игры
- игры в парах
- психогимнастические игры
- игры с выбором
- ритмические игры
- тонизирующие игры
- тактильные игры
- игры на внимание
- координационно – подвижные речевые игры
Особенно актуальны такие игры для неговорящих детей. Благодаря таким играм, ребенок учится выражать свои потребности не только с помощью вербальных, но и невербальных средств. Жесты, мимика, выразительные движения помогают такому ребенку активно включаться в игру, формировать позитивное общение, развивать и корректировать речь.
В игровой методике я для себя нашла очень важные неоспоримые достоинства:
– она позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;
- помогает всем детям проявить активность, творчество, инициативу;
В процессе организации коммуникативных игр я придерживаюсь соблюдения следующих условий:
принимаю детей такими, какие они есть, исключаю принуждение к игре;
учитываю индивидуальные возможности каждого маленького человечка;
умею принять любой выбор ребенка;
играю вместе с детьми;
импровизирую в зависимости от обстоятельств;
поощряю инициативу ребенка и самовыражение;
исключаю сравнительные и соревновательные моменты, чтобы убрать конкурентность и демонстративность;

Занятия с использованием данной методики проходят на эмоциональном подъеме, дают возможность проявить свою индивидуальность детям с различными психологическими и речевыми особенностями, развивают межличностные отношения, сплачивают коллектив.


















13PAGE 15


13PAGE 14315




15