Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа




Методическая разработка
по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа



«Кроме матери родной, нету матери на свете.
Кроме родины – иной, нет родной земли на свете».
Б. Укачин






Подготовила: Санкова И.А.

Актуальность
Любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу начинается с того места где родился и вырос. Воспитание патриотизма невозможно, если ребенок не знает своей малой Родины. Как, скажите, можно защищать, то что не любишь? И как любить то, что не знаешь? Знания о родном крае составляют прочную основу нравственного воспитания детей, формируют активную позицию, воспитывают уважительное отношение к культуре своего народа.
Понятие «Родина» начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в людях почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважения к ближнему, почтение старших.

Цель
Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, помочь нам взрослым, воспитать патриотов.
В основу положены следующие принципы:
Учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;
Обеспечение эмоционально – психологического комфорта для детей
Уважение к личности каждого ребенка.
Данная разработка предусматривает всестороннее развитие ребенка.
Содержание носит развивающий и воспитывающий характер. Разработка составлена на основе принципов доступности и последовательности темы занятий, конкретные задачи, способы их решения.



Апробируя данную разработку, дети:
Знают, любят и умеют играть в русские народные игры;
Используют в активной речи русский фольклор;
Умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;
Принимают осмысленное и активное участие в проведении праздников;
Знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;
Знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить украшения костюма
Умеют различать изделия разных народных промыслов.

















Календарно – тематический план реализации:

Месяц
Тема
Содержание работы с детьми

Сентябрь
1.Кто мы, и откуда?
Где наши корни?
Моя семья, мои близкие родственники;
Семья – это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род;
Рассматривание семейных фотографий;
Изготовление семейного древа (родословное древо)


2. Древняя Русь
Мы – русские.
Откуда пошло название нашей родины
Знакомство с древнерусской архитектурой
Рассматривание крестьянских и городских жилых построек, храмов (репродукции, слайды и т.п.)


3. Путешествуем в прошлое России
На примерах легенд, былин показать мудрость, силу и смелость русского народа; народных героев: Ильи Муромца, Никиты Кожемяки, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и др.
-чтение былин
- просмотр мультфильмов о богатырях
- рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (доспехи, оружие)


4. Русский народный костюм
Знакомство с историей народного костюма, с его элементами.
Рассматривание соответствующих репродукций, слайдов
Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, картуз.

Октябрь



1. Вечера долгие, головушки умные, руки умелые.
Знакомство с головными уборами: женскими, девичьими, мужскими.
Рассматривание иллюстраций, где изображены повязки, кокошник, картуз.
Украшение головного убора (повязки) –бусинками, пуговицами, блестками и т.п.


2. С новым урожаем!
Знакомство с историей создания календаря (что такое календарь, для чего он нужен)
Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах.
Знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени
Подготовка к выставке «Щедрые дары Осени»
Угощение овощами, фруктами


3. У нас сегодня капустник!
Сочетание сезонного труда и развлечений – нравственная норма народной жизни.
Знакомство с преданием о появлении капусты на Земле
Загадки, поговорки о капусте, русская народная игра


4. Покров – первое - зазимье
Знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня.
Наблюдение за погодой, приметами поздней осени

Ноябрь






1. Дом, дом, открой свою тайну
Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью: ухват, чугунок, рубель, кочерга, колыбель (люлька) и т.д.
Отгадывание загадок о предметах быта.


2. Дух и природа
Духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. На том стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, пословицы, поэзия и проза, загадки
Чтение и заучивание стихов о природе
Чтение художественной литературы


3. Синичкины именины
Знакомство с традициями проведения праздника «Синичкины именины» на Руси и приметами, связанными с этим днем.
Уточнение знаний о зимних пернатых друзьях.
Изготовление кормушек для птиц и развешивание на участке детского сада.


4. К худой голове своего ума не приложишь
Беседа об уме и о глупости (на примере поговорок, пословиц)
Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю»
Словесная игра

Декабрь














1. На печи лежим, сказки слушаем
« Нет сказки без правды» , - говорит пословица. Для чего чудеса в сказках? На примере знакомых сказок дети учатся понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел. Беседа по содержанию знакомых сказок (элементы драматизации, инсценировка отрывков) чтение сказки по желанию детей.


2. Начинаем готовиться к зимним святкам
Рассказ о двухнедельных новогодних празднествах
Разучивание колядок, игр к празднику
Знакомство с традициями Рождественских праздников Изготовление украшений в группу к праздничным дням


3. Спиридон – солнцеворот
Знакомство с обычаями проведения этого дня, с закличками солнца, с зимними играми – забавами
На прогулке дети лепят снежную бабу, крепость и т.п.


4. Новый год на Руси. Русский Никола и Санта - Клаус
Рассказ о праздновании Нового года на Руси
Санта – Клаус и Никола – чем похожи и в чем отличие (сравнить)
Чтение сказки Два Мороза или Мороз Иванович

Январь







1. Рождественский сочельник
В русских народных костюмах дети принимают участие в празднике: ходят с колядками по детскому саду, затем в музыкальном зале продолжается развлечение с песнями, танцами, играми, угощением


2. Играем в забытые детские игры
Знакомство с разными видами жеребьевки (выбором водящего игры)
Разучивание считалок, слов к играм
Игры (русские народные, старинные)


3. О русском прянике
Рассказ о пряниках, о том, почему их так называют
Рассматривание и различие на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ваниль, тмин)
Изготовление из глины (пластилина) пряников и украшение их


4. Что расскажет нам старинная прялка
Рассказ о прялке, о том, какое место она занимала в жизни женщины на Руси.
Рассматривание прялки
Загадывание загадок о прялке, веретене

Февраль






1. Ждем весну, готовимся к Масленице
Рассказ о Масленице, о том, как она празднуется на Руси
Разучивание закличек солнца на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров, игр
Знакомство с приметами Сретенья
Чтение русской народной сказки «Как весна зиму поборола»


2. День Трифона – день святого Валентина (14 февраля)
Сравнение двух праздников
Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям


3. Познаем секреты русской кухни – учимся печь блины
Рассказ о традиции выпекать блины на Масленицу
Загадки о блинах


4. Прощай Масленица
Праздник, посвященный проводам зимы и встрече весны

Март














1.«Онисим – овчарник»
Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку
Рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из нее
Вязание на спицах
Рассказ о том, что делали раньше в этот день. Загадки об овцах


2. Учимся величать мальчиков, учимся величать девочек
Добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга
Хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики – спортивными достижениями


3. Ждем весну
Совместные хороводы, танцы, песни
Рассказ о старинных обычаях встречи весны
Загадывание загадок о весне
Разучивание закличек птиц и весны
Знакомство с народными приметами


4. Прилетите, жавороночки, к нам
Знакомство с весенним праздником «Сороки»? с приметами этого праздника
Работа с тестом (делать жаворонков)

Апрель
1. Благовещенье – птиц на волю отпущенье
Знакомство с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю.
Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим пусканием по ветру на улице.


2. Мальчики да девочки свечечки да вербочки понесли домой
Рассказ о Вербном воскресенье: обряды, обычаи, приметы этого дня.
Рассматривание веточек вербы с последующим их использованием в игре «Ручеек».


3.Готовимся к вербному базару
Знакомство с обычаем на праздник устраивать базар.
Работа детей: склеивают корзиночки – подставки для яиц; расписывают яйца красками или путем аппликации, делают другие поделки.


4. Христос воскрес, воистину воскрес!
Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями.
Участие детей в празднике

Май





1.Не бывать на Руси весны без Егория
Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
Рассматривание герба Москвы


2. Про отцов и дедов помнить от века завещаю
Беседа о празднике Победы: о родственниках, погибших в годы войны.
Рассматривание фото из семейных альбомов.
Беседа на тему «Человек жив до тех пор, пока его помнят»


3. Белая береза – русская береза! Любимое дерево на Руси
Знакомство с традициями народных гуляний на Троицу (прощание с весной, встреча лета)
Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы
Разучивание песен о березке, хороводов, игр.
Загадывание загадок о березе, о лете.
.


4. Прощай весна! Здравствуй, лето красное!
Возле березки на полянке дети водят хороводы, поют песни, плетут венки, играют, прославляют березку

















Диагностическая карта по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа.

Критерии к диагностической карте
Высокий уровень:
Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает
Умеет играть в подвижные и хороводные игры.
Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
Средний уровень:
Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.
Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.
Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.
Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
Различает росписи Хохломы, Дымки, Гжели
Имеет практические умения по работе с тестом, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу
Низкий уровень:
Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.
Знает народные приметы
Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
Знает 2 – 3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним.
Различает Хохлому, Дымку.
Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.






Ф.и. ребенка
Теоретические знания
Практические умения


Знание содержания сказок, былин, легенд
Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства
Знание истории русского костюма
Знание народных игр, праздников и игрушек
Знание русского народного прикладного искусства
Эмоционально – положительный отклик на красоту природы
Использование фольклора в повседневной разговорной речи
Физическое воспитание (подвидные, хороводные игры)
Трудовое воспитание
( ручной труд – вышивка, изготовление поделок и т.п.)
Продуктивные виды деятельности









Приложения


Русская изба представляет собой деревянный дом, частично уходящий в землю. Несмотря на то, что изба чаше всего состояла из одной комнаты, она условно делилась на несколько зон. Был в ней печной угол, который считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом, был так же женский угол – справа от входа, и мужской – у очага.


Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. 


Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.


Избы, в которых печку топили по-чёрному, назывались курными (без трубы). 



Вечерами, когда темнело, русские избы освещались лучинами. Пучок лучин вставлялся в специальные кованые светцы, которые можно было закрепить в любом месте. Иногда использовали масляные светильники - небольшие плошки с загнутыми вверх краями. Только довольно обеспеченные люди могли себе позволить пользоваться с этой целью свечами.


Внутреннее убранство традиционной русской избы особым роскошеством не выделялось. Каждая вещь была необходима в хозяйстве, а внутренняя площадь избы была строго поделена на зоны. Например, правый от печки угол назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, здесь же стояла прялка. Обычно, это место было огорожено, отсюда и слово закуток, то есть, обособленное место. Мужчины сюда не входили.
 

Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы. Любая обиходная вещь, будь то детская люлька или ковш, подзор или полотенце, - всё украшалось резьбой, вышивкой, росписью или кружевом, причём всё принимало определённый, традиционный образ, ассоциировалось с окружающей природой. 







Приложение 2
Русские богатыри
На высоких холмах стоит Киев-город. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи... Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.
За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.
А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники жгли и грабили, уводили русских людей в полон.
Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.
А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.
Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.
Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне гостиной горнице для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.
Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую...
Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!
Слава, слава и в наши дни богатырям защитникам Родины!
Высока ли, высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], приходящийся на  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. .
В народной традиции этот день отмечал встречу осени с зимой. Связан с началом вечерних девичьих [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и осеннего свадебного сезона. Название праздника [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] связывает с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов Примерно с этих дней начинали топить в избах на юге России и на Украине, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы.
Поговорки и приметы
«Между Покрова и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] зима не становится».
«Покров не лето, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  не зима»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Покров не лето, а [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] не зима».
«Пришла Покровка не дала молока коровка».
«Если на Покров будет полная осенняя грязь, зима встанет через четыре седьмины.
«Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!»



Синичкины именины
Конспект Непосредственной Образовательной Деятельности с интеграцией на тему:
«Синичка – именинница!»

Цель: Создание условий для развития речевого общения и развития представлений об истории цивилизации.

Задачи:
Побуждать детей обращаться к взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями.
Обогащать словарный запас детей.
Познакомить с христианским праздником «День св. Зиновия или Синичкины именины».
Развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
Развивать творческие способности в создании птиц.
Вовлекать в коллективные формы лепки из пластилина.

Словарная работа: День св. Зиновия, синичкины именины, птицы Зимники: синица, снегирь, свиристель, щегол.

Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом. Воспитатель задает вопросы: Ребята, вспомните и скажите – какое сейчас время года? (Поздняя осень). Назовите мне, пожалуйста, признаки осени (Все деревья стоят без листвы. Часто идёт дождь и первый снег. Дни стали короче, а ночи длиннее. Понижение температуры воздуха. Лужи покрываются льдом.) А сейчас у нас какой идёт месяц? (Ноябрь). Что вы можете сказать об этом месяце?
(Правильно-это холодный месяц, можно назвать месяцем встречи осени и зимы. Ноябрь  это самое тёмное время года.)
Мы с вами говорили, что люди в старину этот месяц называли по другому. А как? (Грудень, листопад, полузимник). Почему они его так называли? (Эти названия отражают признаки погоды. Грудень-это от груд замёрзшей земли). Раньше люди наблюдали за изменениями в природе, и свои знания передали нам в виде пословиц. Какие поговорки и пословицы вы знаете?
Ноябрь-полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Ноябрь-ворота зимы, месяц молодого звонкого льда.
Ноябрь на пегой кобыле ездит: то снег, то грязь.
Синица свистит это к ясному дню, если пищит к ночному морозу.
Ребята, в наши дни эти пословицы тоже верны. Какие же птицы прилетают к нам на зиму? (Синица, снегирь, свиристель, щегол). – Правильно, это зимующие птицы.
Дети, посмотрите внимательно на эту картину «Помощь зимующим птицам». Каких птиц вы узнаете? Чем они питаются? Кто их кормит? Кто сделал для пернатых кормушку? А кто эта птичка, которая сидит вниз головой? (Синичка). А вы знаете, что 12 ноября – это день св. Зиновия или еще говорили именины синички. «Не велика птичка-синичка, да и та свой праздник помнит». Еще наши предки заметили, что эта маленькая, юркая птичка «прилетает к избе, значит зима на дворе». Этот праздник был девичьим. Девушки приглашали в гости парней и угощали их кашей. Давайте, мы поздравим с этим праздником синичку и споем ей «каравай». Но сначала выберем, кто будет синичкой при помощи считалки: 1,2,3,4,5, собрались мы поиграть к нам синица прилетела и тебе водить велела.
Надеть маску синички. Поется каравай. Дети поздравляют и танцуют вместе с «синичкой».
Ребята, послушайте, какое стихотворение я подарю синичке:
«Скачет шустрая синичка, ей на месте не сидится Прыг-скок, прыг-скок завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, почесала клювом грудку И с дороги на плетень-дзинь,дзинь,теле тень»

Святки
После Рождества наступают святки, которые продолжаются до самого крещенского сочельника (до кануна праздника Крещения Господня) с 7 по 18 января. Во все радостные святые дни, когда Церковь продолжает праздновать Рождество, отменяется пост в среду и пятницу.
На Руси святки всегда отмечали катаниями, гуляниями, театральными представлениями и разными народными забавами. По выражению великого русского писателя Ф. М. Достоевского, святки были «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. Рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество Христово, получили название святочных историй.
Современные СМИ, описывая святки, подробно повествуют о «традиции святочных гаданий», умалчивая о том, какую опасность они несут. Православная Церковь всегда предостерегала от таких оккультных занятий.

Колядки
Во время святок молодежь и дети одевались в необычные костюмы, обходили дома, пели песни и просили сладостей. Их называли ряжеными, святочные песенки колядками, а сам обряд колядованием. В каждый семье ждали колядовщиков, готовили для них угощение и с удовольствием выслушивали колядки. Считалось, что не дать ряженым конфет значит навлечь беду на дом.


Три
·фонов день ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Трифон Зареза
·н, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тривунда
·н)  день в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; полупраздник у восточных и южных славян, связанный с приближением весны. Особо широко отмечается в[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где имеет характер праздника с многочисленными обрядами. Считается предвесенним праздником[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поскольку [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] считается их покровителем[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. У русских он выступал в роли покровителя охотников на пернатую дичь[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. У южных славян первые три дня февраля (Трифонов день, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) считаются рубежом между зимой и весной[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Трифон мышегон
Святому Трифону молятся при нападении вредителей на посевы и насаждения. В числе прочих недугов и напастей святому молятся о покровительстве семейного очага, любви и мира супругов, в скорби, в грусти и унынии, о хороших женихах и невестах, об избавлении от храпа, глазных болезней, о прогнании лукавых духов от человека, об избавлении от чародеяний.
На Руси на Трифона мышей и мышарники заговаривали. Мышарники это места, где мыши находили себе пропитание и тепло.
Шёл знахарь со своей кошкой к стогам с мышарниками. Там он вынимает из средины заклинаемого по снопу (или по клоку, если дело идет о сене) со всех четырёх сторон, «с четырёх ветров», бережно складывает всё это в кучу  с особыми нашёптываниями  и несёт в избу к пригласившему его домохозяину. Здесь принесённое помещается в чисто-начисто выметенную, жарко натопленную перед тем печь и разжигается накаленною докрасна кочергою. Остающаяся после сожжённых снопов или клочков сена зола тщательно выгребается и переносится на гумно, где и всыпается в те места, откуда были вынуты снопы. Знахарь, всыпав золу в надлежащие места, читал специальные заговоры. Считалось, что после этого уводил их мышиный царь проч.
Трифону сельские девицы молились о женихах вероятно потому, что февраль свадебный месяц.
Примечали погоду в этот вечер: если небо будет звёздным, то считали, что зима ещё долго продолжится и весна будет поздняя
Поговорки и приметы
Какова погода в первый день февраля, таков и весь февраль
Начало февраля погоже  весну жди раннюю, пригожую.
На Трифона звездисто весна поздняя.
На Трифона звёзд много  весне длинная дорога.
Если на небе покажется много звёзд, то зима ещё долго продлится и весна будет поздняя.
На Трифона заговаривают мышей, чтобы не портили скирды с хлебом.


Этот день отмечен памятью об апостоле Онисиме, жившем в первом столетии н.э. Будучи рабом в Византии, совершил побег в Рим – и оказался в заключении, где принял от апостола Павла веру и крещение. В одном из своих текстов Павел вспоминал Онисима как своего верного и возлюбленного брата. Так как Онисим - покровитель овцеводства, овчары в оный день обращались к звездам «окликанием», что, как верили, наделяло овечье стадо крепким и многочисленным приплодом.  Дабы обращение подействовало, следовало выйти, как стемнеет, на свое подворье и поклониться три раза по сторонам, да встать на овчинку, да, обратив взгляд к звездам, проговорить: «Засветись, звезда ясная, на радость миру крещеному. Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так бы уродилось овец более того».  Есть загадки по звездной теме: «Бежали овцы по Калинову мосту, увидали зарю, пометались в воду», «Один пастух тысячи овец пасет», «Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат». Ранним утром наступало время женщин, которые «зорнили» пряжу, выходя на заре с лучшими клубками своей пряжи для ее чистоты, крепости и белого цвета. Был на этот день обряд и для тех хозяев, кто хотел получить богатый урожай. Взяв различных семян, их следовало продержать на морозце три подряд ранних зорьки и затем спрятать до посевной. Об этом обряде говаривали: «Как в феврале аукнется, так осенью откликнется».  Говорили, что «На Онисима Овчарника зима становится безрогой». То есть весна все больше оттесняла зиму: «кому идти вперед, а кому вспять повернуть».  Затяжную весну ждали, если сосульки были крупными. Доброго сенокоса ждали, если хорошо поднималась река.






Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 14Рисунок 15Рисунок 19Рисунок 24Рисунок 22Рисунок 25Рисунок 28Рисунок 26Рисунок 27 Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315