Методы, приемы, технологии на этапе актуализации знаний


Методы, приемы, технологии на этапе актуализации знаний.
«Актуализация» — сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть “освежить” прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку. С позиций общей дидактики, основными задачами этого этапа являются: актуализация субъектного опыта учащихся: опорных знаний и способов действий, необходимых для познания нового.      Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. 
Метод ассоциаций.Семья - ….., магазин, друг, молоко, золото, муравей, учитель.

Урок литературного чтения.
Учитель:
- Ребята, пословицы «рассыпались», нужно их собрать (на каждой парте лежат карточки с частями пословиц)
 
Нет друга - ищи, а нашел – береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Для дружбы нет расстояний.
-О чём эти пословицы? Какая тема их объединяет?
-Какие пословицы о дружбе вы знаете? С кем можно дружить?
-Зачем нужна человеку дружба?  О чём мы будем говорить на уроке?
Тема: «Числовые выражения со скобками»
Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
1 программа
Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.
8-3+4=9.
2 программа
К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.
8-3+4=1.
-Что вы замечаете?
-Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.
(Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации “с удивлением”).
– Почему получились разные ответы?
– Сравните выражения – чем они похожи? Чем отличаются?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?
(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)
– Как вы определите цель нашего урока?
Русский язык. Актуализация знаний
 (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) 
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? Какие группы у вас получились?(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.) (Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.) Связь понятий. Сад огород
Яблоня забор, морковь, колодец, скамейка, цветы Глаза нога Очки тело, костыль, пыль, движение, обувь Птица волк клюв рычание, лес, мясо, пасть, охота Хлеб домПекарь город, строитель, жилище, дверь, вагонИгра «Домино» Не играли мы давно Поиграем в домино Фишки верно расставляйте Слово главное узнайте.
17 30 + 50 49 70 - 40 30 28 – 2
4
8 + 9 80 43 + 6 26 11 - 7
Правильно сложенные фишки перевернуть. Если сложили все верно, то получится слово корень. Это слово многозначное. Какие значения этого слова знаете? (Корень слова, орган растения, корень зуба, волоса). Сегодня узнаем значение слова корень в математике. Тема урока «Корень уравнения».
Этап актуализации знаний предназначен для:1.Построения новых знаний.2.Тренировки мыслительных операций и познавательных процессов.3.Мотивации к пробному учебному действию (знаю, хочу, могу).4.Фиксации индивидуальных затруднений, которые необходимо устранить.