ОРГАНИЗАЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


ОРГАНИЗАЦИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Терехова Ю.Б.,
МБОУ «СОШ № 25 с углублённым изучением отдельных предметов»,
г. Каменск-Уральский
За последние годы значительное методическое развитие получили приемы актуализации опорных знаний учащихся.
При применении в традиционном обучении таких приемов актуализации опорных знаний, как устный опрос, инструктаж учителя, работа с учебником, справочными материалами и др. неизбежны:
пассивность большинства учащихся, т.е. репродуктивный уровень обучения;
невозможность проверки уровня дифференциации опорных знаний учащихся.
Все это снижает продуктивность учебной деятельности, особенно при работе с учащимися, испытывающими затруднения в изучении предмета в частности, физики.
В настоящее время педагогами-новаторами найдены более эффективные методические приемы для организации актуализации опорных знаний, успешно прошедшие многолетнюю апробацию (опорные схемы С.Н. Лысенковой; опорные сигналы и конспекты В.Ф: Шаталова и его сподвижников).
Такие формы требуют:
подведения итогов урока (или темы);
выделения главной опорной части материала;
краткости и наглядности узловых опорных знаний курса.
В течение многих лет группа педагогов города успешно применяет опорные карточки (таблицы) для решения задач по физике в работе с учащимися, затрудняющимися при решении задач.
Каждая карточка – своеобразный минимум опорных знаний, необходимых для решения задач по данной теме, (см. образец карточки на таблице); она содержит 6 колонок: название величины, ее буквенное обозначение и чтение, единицы измерения, формулы вычисления и чтение формул. Далее следует информация об изучаемых в данной теме физических величинах.
На примере карточки по теме «Сопротивление» за 8-ой класс проследим, как с помощью карточки ученик может актуализировать свои опорные знания, а так же облегчить себе решение задачи.
ЗАДАЧА. Какой длины проволоку нужно взять для изготовления спирали к электроплитке, чтобы ее сопротивление было 40 Ом, если площадь поперечного сечения спирали 0,8 мм2? Удельное сопротивление материала проволоки 0,5 Ом * мм2/ м.
I этап: анализ условия с последующей записью.
Возможные затруднения: правильность записи условия, выделение из условия данных физических величин.
С помощью колонок «Название величины», «Буквенное обозначение» и «Единицы измерения» ученик без ошибок сможет записать:
«R = 40 Ом», «S = 0,8 мм2», «ρ = 0,5 Ом * мм2/ м» «Найти I».
II этап: перевод данных задачи из одних единиц измерения в другие.
Воспользовавшись колонкой «Единицы измерения», ученик увидит, что перевод данных в другие единицы не требуется, т.к. площадь выражена в квадратных миллиметрах и удельное сопротивление имеет единицу Ом * мм2/м.
III этап: решение задачи.
Предполагаемые затруднения: плохое знание формулы для расчета сопротивления или (ввиду слабых умений и навыков действий с алгебраическими дробями) неумение выразить из нее длину.
Обратившись к колонкам «Формула» и «Чтение формулы», любой ученик без особого труда выберет формулу, необходимую для решения задачи, правильно запишет ее в решении и сможет прокомментировать устно:
«I = R *S / ρ»
IV этап: подстановка числовых данных в формулу и вычисление ответа.
Возможные затруднения: незнание учащимися единиц измерения искомой величины (длины).
Ученик обращается. к колонке «Единицы измерения» и выбирает единицы длины, что позволит ему правильно записать полученный результат.
V этап: запись ответа: «1 = 10 м».
Из разобранного примера видно, что с помощью данных опорных карточек практически любой ученик может не только актуализировать свои опорные знания по физике и математике, необходимые для решения задач, но и успешно самостоятельно решать задачи по той или иной теме, сопровождая решение у доски необходимыми устными пояснениями.
Успешный опыт применения этого методического приема получил положительную оценку коллег.
В настоящее время имеются материалы отслеживания результатов использования подобных опорных карточек, доказывающие его эффективность. Существует мнение, что технологии опорных систем рассчитаны только на среднего и слабого ученика, соответствуют репродуктивному уровню обучения, способствует формальному усвоению материала, базирующемуся на запоминании.
Считаю, что это ошибочный взгляд.
Основная цель опорных систем в том, чтобы сконцентрировать материал, подвести итог, актуализировать, выделить главные опорные знания из тех, что удалось получить в результате различных форм на уроке.
При этом потребность опорных систем возникает в результате использования активных форм обучения (решении задач, в частности, требующих выделения главной опорной части материала).
КРАТКОСТЬ И НАГЛЯДНОСТЬ ОПОРНЫХ СИСТЕМ способствует выделению, актуализации и хорошему усвоению узловых опорных знаний курса физики.

Карточка по теме «Сопротивление проводника» (8 класс) Таблица
Название величины Буквенное обозначение Чтение Единицы измерения Формула Чтение формулы
Сопротивление R эр 1 Ом
1 миллиом (1 мОм)
1 килоом (1 кОм)
1мОм = 0,001 Ом
1 Ом = 1000 мОм
1 кОМ = 1000 Ом R=ρlSсопротивление=удельное сопротивление ×длинаплощадьУдельное сопротивление ρро1 Ом x м (если [S] = 1 м2)
1Ом×мм2м (если [S] = 1 мм2) ρ=RSlудельное сопротивление=сопротивление ×площадьдлинаДлина проводника l эль 1 метр (1 м)
1 км = 1000 м
1 см = 0,01 м
1 мм = 0,001 м l=RSρдлина=сопротивление ×площадьудельное сопротивлениеПлощадь поперечного сечения S эс1 квадратный метр
(1 м2)
1 квадратный миллиметр (1 мм2)
1 квадратный сантиметр (1 см2)
1 см2 = 0,0001 м2
1 мм2 = 0,000001 м2 S=ρlRплощадь=удельное сопротивление ×длинасопротивлениеПримечание: если в задаче удельное сопротивление выражено в единицах Ом×мм2м, а площадь сечения – мм2, то переводить эти единицы в «СИ» не нужно.