Исследование на тему Формирование гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе игры — драматизации


Организация и проведение эксперимента по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации (констатирующий, формирующий и контрольный контекст содержания)
Подготовила и провела воспитатель
1 квалификационной категории
Якимова Г.А.Введение
В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния, выражаясь в фанатизме, оскорблениях, нарушении прав человека. Постепенно люди пришли к выводу, что для того чтобы выжить, необходимо изменить свой образ жизни, отношения между собой. В современном мире воспитание толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 г. ЮНЕСКО принята Декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания богатого многообразия культур, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ежегодно 16 ноября по всему миру отмечается Международный день толерантности [6, с. 42].
В статье «Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно-исторический подход» по мнению Н.В. Нижегородцевой толерантность (от англ. «tolerance») определяют, как готовность признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных, как сознательное принятие позиции другого, отличающейся от своей собственной. Такая трактовка позволяет рассматривать толерантность как феномен индивидуального сознания и применить для анализа психологических механизмов, факторов и условий генезиса толерантности в детском возрасте методологию культурно-исторического подхода (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) [8, с. 21].
В настоящее время очень часто можно наблюдать жестокость и агрессивность детей по отношению друг к другу и окружающим их людям. Под влиянием окружающей жизни у детей нередко искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, которые закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования. В формировании у детей толерантности особая роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
В дошкольном возрасте воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек предполагает целенаправленную педагогическую работу, которая включает развитие у ребенка ценностного отношения, интереса к представителям своего и противоположного пола, желания и умений взаимодействовать друг с другом, мирно решать конфликты и договариваться.
По мнению Г.Б. Марченко «Нравственное развитие ребенка, связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом. Как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки» [9, с. 294].
В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова указывают на то, что дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Именно в данный период у них формируются первоосновы качеств мужественности и женственности, первые длительные взаимоотношения, модели поведения в семье и в обществе, симпатии друг к другу, детская субкультура, полоролевая «Я-концепция» [7, с. 10].
Для решения проблемы формирования гендерной толерантной детей дошкольного возраста существует несколько вариантов, но наиболее продуктивной, на наш взгляд может быть ознакомление с театрализованной деятельностью, а именно игра – драматизация. Для эффективного использования игры-драматизации необходимо осуществлять отбор литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены мужские и женские роли. В игре-драматизации дети получают возможность не только изучать модели полоролевого поведения на основе анализа поведения героев, но и приобретать опыт соответствующего поведения.
Формируя у детей интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше им читать литературные произведения и рассказывать сказки.
Цель исследования: изучить возможности игры-драматизации как средства формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: игра-драматизация как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: игра-драматизация способствует формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, если будут осуществлены:
целенаправленный отбор литературного материала для игр-драматизаций, в котором четко и доступно обозначены роли мужчины и женщины;
организация подготовительной работы, включающей в себя анализ поступков, поведения и образов персонажей произведений в соответствии с их полом.
Задачи исследования:
проанализировать психолого-педагогическую литературу и раскрыть сущность гендерной толерантности в дошкольном возрасте.
изучить роль игровой деятельности как средства формирования гендерной толерантности старших дошкольников.
определить методики, критерии изучения особенностей полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста.
выявить возрастные особенности полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста.
разработать содержание формирующего эксперимента по полоролевому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.
провести сравнительный анализ результатов исследования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ результатов.
Методология исследования: беседа с ребенком (А.М. Щетининой, О.И. Ивановой); психодиагностическая методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцевой).
Практическое значение исследования: Работа по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста посредством игры-драматизации является эффективной и может быть использована в практике работы дошкольных учреждений.
База исследования: МАДОУ № 46 г. Березники Пермский край. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек, из них – 12 девочек и 8 мальчиков.
Целью экспериментальной работы является практическое подтверждение возможностей использования игры-драматизации в процессе формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
I этап – констатирующий
Целью констатирующего эксперимента являлось изучение роли игровой деятельности как средства формирования гендерной толерантности старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методики: беседа с ребенком (А.М. Щетининой, О.И. Ивановой; психодиагностическая методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация», наблюдение за поведением ребенка (Н.Е. Татаринцевой).
Беседа с ребенком (Приложение 1)
Цель: выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, особенности восприятия ребенком себя как представителя определенного пола.
Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит из трех блоков вопросов.
Первый блок (1-6) выявляет представление ребенка о своем « образе Я» мальчика  (девочки), особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивное либо негативное отношение к своей половой роли.
Второй блок (7-10) позволяет изучить представления ребенка о своей настоящей  половой роли.
Третий блок (11–14) преследует цель выявить представление о своей будущей половой роли.
Анализ полученных результатов.
В ходе беседы выявила уровень сформированности представлений ребенком о своей половой роли, эмоциональное отношение к ней, представления о себе в будущем.
Таблица 1
Показатели уровня сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении у старших дошкольников (%)
Параметр Эмоциональный компонент (%)
Высокий уровень 20 %
Средний уровень 70 %
Низкий уровень 10 %
Из данных таблицы понятно, что у 70% детей старшего дошкольного возраста отмечается средний уровень сформированности представлений о своих половых ролях. Он характеризуется следующими особенностями: дети понимают необратимость пола, если они мальчики или девочки, то не могут превратиться в представителя другого пола, реагировали отрицательно на возможность изменения пола (в беседе я пыталась убедить ребенка, представить, что он проснулся не мальчиком (девочкой), а девочкой (мальчиком)). Представления о своих ролях в будущем в основном связывали с тем, что станут мамами и папами, положительно к этому относятся. Свой пол старшие дошкольники различают по внешним признакам (рост, прическа, одежда), а также некоторым особенностям (красивые, добрые, сильные и т. д.).
Высокий уровень (20%) характеризуется тем, что дети знают о необратимости пола; показали эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье. Их представления об отличиях мальчиков от девочек и особенностях их поведения отличались сформированностью. Они имеют представление о том, что такое гендерные стереотипы и позитивно их принимают.
Низкий уровень (10%) характеризовался наличием эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя была не очень хорошая, а также же присутствовала ссылка на негативные оценки своих качеств взрослыми. Также у детей с низким уровнем сформированности представлений о половых ролях отсутствовали представления о своих будущих функциях в обществе и семье; представления об особенностях поведения девочек в среде сверстников и семье отличались неопределенностью.
Таким образом, результаты показывают нам, что полоролевое развитие старших дошкольников находится еще в процессе формирования и их гендерное представления носят неустойчивый характер.
Психодиагностическая методика (Приложение 2)
Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка.
Стимульный материал: используется два набора карточек, на которых персонажи мужского и женского пола изображены в разные периоды жизни: от младенчества и до старости. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости, старости.
Исследование проводится в два этапа.
Анализ полученных результатов.
С помощью методики Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация» выявила, правильно ли идентифицируют себя со своим возрастом и полом дети.
Таблица 2
Показатели половозрастной идентификации у старших дошкольников по методике Н.Л. Белопольской (%)
Правильная идентификация С помощью взрослого Неправильная идентификация
65% 25% 10%
В таблице мы видим, что правильно идентифицируют себя с полом и возрастом 65% старших дошкольников. С помощью взрослого соотнесли себя с возрастом и полом 25% детей.
Эти результаты указывают на то, что в целом, у большинства дошкольников сформированы представления о том, какого они пола и возраста. Среди всех только 25% детей испытали затруднения: они сначала выбрали привлекательный образ, неточно поняв инструкцию, но после помощи взрослого ответили правильно. Два ребенка не поняли, о чем идет речь.
Таблица 3
Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у девочек старшего дошкольного возраста
Представления о
Я-настоящем Младенец Дошколь-ницаШколь-ницаДевуш-ка Женщи-на Старуха
Привлекательный образ 0% 17% 50% 25% 8% 0%
Непривлекательный образ 17% 0% 0% 0% 0% 83%
В таблице 3 мы видим, что у 2 девочек старшего дошкольного возраста (17%) наиболее привлекательным является образ дошкольницы, образ школьницы выбрали 6 девочек (50%), образ девушки привлек внимание 3 девочек (25%) и образ женщины (мамы) – 1 девочка (8%). Данные результаты обусловлены тем, что в старшем дошкольном возрасте активно формируется положительное отношение к школе и образ школьницы ассоциируется с взрослением, а у девочки, которая выбрала образ мамы, занижена самооценка.
Самими непривлекательными оказались образ младенца 17 % и старухи- 83 %. Эти результаты свидетельствуют о том, что девочки старшего дошкольного возраста не хотят быть маленькими и старыми.
Таблица 4
Показатели представлений о привлекательном и непривлекательном образе Я у мальчиков старшего дошкольного возраста
Представления о
Я-настоящем Младенец Дошкольник Школьник Юноша Мужчина Старик
Привлекательный образ 0% 25% 37,5% 37,5% 0% 0%
Непривлекательный образ 0% 0% 0% 0% 25% 75%
Как показывают результаты, представленные в таблице № 4, привлекательными являются образ дошкольника – 2 мальчика (25%), школьника предпочли 3 мальчика (37,5%) и юноши – 3 мальчика (37,5%).
Непривлекательными для мальчиков являются образ мужчины (25%) и старика (75%). Эти результаты свидетельствуют о том, что мальчики старшего дошкольного возраста не хотят быть ответственными взрослыми мужчинами и старыми.
Таким образом, изучение половозрастной идентификации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста показало, что представление о своем поле и возрасте у детей сформировано правильно.
Наблюдение за поведением ребенка (Приложение 3)
Цель: выявить особенности полоролевого поведения в различных видах детской деятельности.
Задачи: наблюдения за действиями детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и растениями в группе.
Воспитатель отмечает следующие особенности в поведении ребенка.
В процессе наблюдения воспитатель отмечает следующие моменты:
С кем чаще играет ребенок: с мальчиками или с девочками.
В какие игры или игрушки чаще играет ребенок: машины, строительные игры, дидактические, настольно-печатные игры, куклы, конструкторы, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, другие игры.
Какие роли чаще всего берет на себя ребенок в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх и играх-драматизациях.
Если играют совместно мальчики девочки, то какие роли берет мальчик (девочка).
Анализ полученных результатов.
Наблюдения за действиями детей в игре, в процессе трудовой деятельности в групповой, в спальной комнатах, в раздевальной, на прогулке позволили выявить женские и мужские признаки и качества личности девочек и мальчиков. В большинстве случаев мальчики предпочитают играть с мальчиками, а девочки с девочками, при этом, мальчики чаще выбирают конструкторы, машинки, строительные игры, подвижные игры, реже - настольно-печатные, дидактические, театрализованные игры. Девочки предпочитают сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические, настольно-печатные, куклы, реже - конструктор, машинки, подвижные игры. Мальчики в сюжетно-ролевых, подвижных играх и играх-драматизациях предпочитают брать на себя роли, отражающие мужской образ: папа, ведущий, брат, шофер, командир и т.д. Девочки предпочитают брать на себя роли, отражающие женский образ: мама, парикмахер, медсестра, повар и т.д.
Большинство дошкольников (55%) при взаимодействии со сверстниками противоположного пола устанавливают положительные отношения, но ни всегда проявляют инициативность и самостоятельность. Только у (35%) детей поведение направлено на оказание помощи сверстнику и разрешение каких-либо ситуаций. У некоторых детей (10%) не проявляются желания устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками противоположного пола, они предпочитают играть одни.
Показатели сформированности гендерной толерантности.
Когнитивный компонент содержит представления (о внешнем виде, о привлекательных качествах представителей противоположного пола, перспективы развития как представителя определенного пола).
Критерии оценки: объем и глубина знаний гендерной принадлежности.
Эмоциональный (интерес и потребность к взаимодействию со сверстниками противоположного пола, стремление помочь).
Критерии оценки: устойчивость интереса и потребностей к взаимодействию со сверстниками.
Поведенческий (способы оказания помощи и поддержки при общении со сверстниками в различных ситуациях).
Критерии оценки: самостоятельность и инициативность в общении со сверстниками.
Таблица 5
Результаты экспериментальной работы по определению уровня развития гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по компонентам на констатирующем этапе
Параметр Общий уровень Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий
Высокий уровень 40% 65% 20% 35%
Средний уровень 50% 25% 70% 55%
Низкий уровень 10% 10% 10% 10%
Анализ результатов констатирующего этапа экспериментальной работы показал, что несформированными являются поведенческий и эмоциональный компоненты, отражающие уровень реальных отношений со сверстниками противоположного пола. Полученные результаты предполагают необходимость использования игры-драматизации для формирования гендерной толерантности, так как выбор сюжета и содержания игры с ярко выраженным гендерным аспектом способен стимулировать установление доброжелательных отношений между детьми разного пола.
II этап – Формирующий
Целью формирующего эксперимента являлась апробация системы игр-драматизаций, направленных на формирование гендерной толерантности старших дошкольников.
Задачами формирующего эксперимента выступили:
1. Когнитивный компонент: способствовать формированию у детей понятий о способах проявления заботы, помощи, интереса и поддержки людям своего и противоположного пола.
2. Поведенческий компонент: формировать навыки проявления толерантного отношения к различным моделям мужского и женского поведения, к недостаткам, личностным особенностям сверстников.
3. Эмоциональный компонент: его развитие способствует формированию потребности к установлению толерантных отношений со сверстниками, совершению нравственных поступков.
Проанализировав проблему формирования гендерной толерантности в старшем дошкольном возрасте и результаты констатирующего исследования, мы пришли к выводу, что одним из эффективных средств, способствующих формированию полоролевых представлений, навыков поведения у детей является игра-драматизация.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное и ненавязчивое педагогическое средство, так как ребенок во время игры проявляет искреннюю заинтересованность. Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду, осознать его тревоги и надежды. Это существенно раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.
В рамках исследования были определены следующие этапы: подготовительный, обучающий, самостоятельная игра-драматизация.
Подготовительный этап включает целенаправленный подбор литературного материала для игр-драматизаций; знакомство дошкольников с произведением.
Выбор литературы осуществлялся по принципу представленности в произведениях различных характеристик гендерных отношений. В связи с этим были выбраны такие сказки; «Цветик - семицветик» где показаны способы оказания помощи, поддержки, совершение нравственных поступков по отношению к представителям противоположного пола, «Снежная королева» – гендерно нетипичное поведение героев Кая и Герды, «Морозко» – толерантного поведения падчерицы.
Работа по данным сказкам осуществлялась с учётом традиционных методов и приемов: чтение литературного произведения, беседа о прочитанном, разъяснение различных проблемных ситуаций. После знакомства с каждой сказкой, в ходе беседы акцент ставился не только на понимание общего смысла услышанного и последовательности событий, но и на личностные качества героев. Предлагала детям поставить себя на место героя в той или иной ситуации, а как бы они поступили на месте героя сказки или литературного произведения. Дети с интересом рассказывали о своих чувствах и умениях которые они могли бы приложить в заданных ситуациях.
После прочтения произведения В. Катаева «Цветик-семицветик» детям предлагалось ответить на вопросы: «Какую цель ставила перед собой Женя, отрывая лепестки?», «Все ли желания были оправданы или лепестки потрачены впустую?». Так же детям предлагалось потратить «свой» последний лепесток («На кого или на что вы бы его потратили??), многие захотели потратить лепесток на игрушки и сладости, только несколько человек пожелали здоровья близким людям.
По сказке Г.-Х. Андерсона «Снежная королева», беседа проводилась по вопросам: «Дети, давайте подумаем, что такое дружба, что вы понимаете под этим словом?», «Как вы думаете, друзья проявляют нежность, заботу и в чем она проявляется?», «Могут ли девочки быть смелыми и выносливыми как Герда, а мальчики слабыми и обидчивыми как Кай?». Все дети хотели видеть себя в образе Герды смелыми и храбрыми, а взять на себя роль слабого и обидчивого никто не решался.
Обучающий этап включает разыгрывание сценок и этюдов по темам, предложенных воспитателем, повторное чтение сказок и подготовку к самостоятельному разыгрыванию сюжета.
Проигрывание детьми различных движений, действий, эмоциональных состояний, включенных в сюжет последующей игры-драматизации, способствовало подготовке дошкольников к инсценированию сказок и создавало условия для решения задачи формирования гендерной толерантности. На данном этапе также обращалось внимание детей на их собственное поведение, на то, с помощью каких средств они проявляют себя, как представители определённого пола.
Обыгрывая сказку или сюжет из художественной литературы, давала возможность ребятам самим распределять роли и подобрать шапочки, костюмы и атрибуты, что позволяло создавать яркие образы, воспитывать эстетический вкус и интерес к жизненным ситуациям. Девочки выбирали роль – внучки, бабушки, мамы, доктора, принцессы, лисички, белочки и другие, которые соответствовали женской модели поведения. Мальчикам предлагались роль – медведя, волка, петушка, деда, солдата, шофёра, милиционера и другие в соответствии с их половой принадлежностью.
Повторное чтение сказок помогает детям запомнить сюжет, для последующего пересказа, так как им необходимо передать действия и высказывания персонажей. Свое отношение к героям сказок ребенок отражает в художественной деятельности (лепке, рисовании), в играх (подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых). Что бы выявить это отношение к героям сказок организовывала с детьми выставки поделок и рисунков. В своей творческой деятельности дети изображали полюбившихся героев близких по характеру и настроению. Затем с детьми совместно и индивидуально рассматривали и обсуждали «Что именно хотел ребёнок показать в своей творческой работе?»
Этап самостоятельной игры-драматизации включает первичное и последующие проигрывания литературных произведений. При первичном проигрывании педагог помогает организовать игровое пространство, выбрать «зрителей» и «артистов». Следующие игры-драматизации детям предлагается самостоятельно обсудить сюжет, распределить роли и выбрать пространство для игры.
Дети во время репетиций иногда забывали текст, но не терялись, а заменяли слова, более значимым и интересным для них было воспроизвести характер взаимоотношений персонажей, их эмоциональных состоянии и умение взаимодействовать с другими детьми.
Во время показа сказки формируются навыки полоролевого поведения, ребёнок, неосознанно транслируя образ изображаемого героя, его особенности поведения, также присваивает их и при позитивном восприятии данного героя, способен опираться на данные особенности и транслировать их в своём поведении. После игры-драматизации проводили анализ по следующим вопросам: «Что понравилось?», «А что не понравилось?», «Удалось ли нашим «актерам» передать характер взаимоотношений между персонажами?», «Хотите ли вы еще играть в эту игру и почему?». Дети с удовольствием делились своими впечатлениями, отношением к персонажам и что смогли подчерпнуть из увиденного.
На основании проведённых игр-драматизаций можно отметить следующие особенности проявления детьми своей поло-ролевой идентичности. При подготовке первых игр-драматизаций у детей старшего дошкольного возраста прослеживалось недостаточная дифференциация в демонстрации характерных черт, относящихся к мужскому и женскому поведению, неумение выделять их в образе героев. Постепенно, с использованием анализа текста и разъяснительной беседы, дети стали более уверенно и выразительно проявлять поло-ролевые черты в исполнительской игре. Кроме того, многие черты, которые импонировали детям в образе героев, стали транслироваться ими в их поведении в разных видах повседневной деятельности. Эти, и другие особенности, позволяют говорить о том, что дети способны в более комфортной для себя ситуации осознать особенности поведения людей разного пола и в качестве закрепления этого «приобретения» используют данные модели поведения в своей повседневной деятельности. В целом, результат эксперимента показал положительную динамику развития детей.
Контрольный эксперимент
С целью определения эффективности проделанной работы мной была проведена итоговая диагностика гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста. Процедура итоговой диагностики аналогична констатирующему этапу: исследование осуществлялось по тем же показателям, критериям оценки, уровням и методам, которые использовались в начальной диагностике.
Беседа с ребенком. В ходе повторной беседы выявила, что сократилось количество детей со средним уровнем сформированности представлений о половых ролях и эмоциональном отношении: с 70% до 40%, а с низким уровнем осталось всего 5% дошкольников.
«Половозрастная идентификаци»
После проведенной работы 95% детей старшего дошкольного возраста показали правильную половую идентификацию, и только 5% детей с помощью взрослого.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента полоролевая идентичность старших дошкольников характеризуется преобладанием позитивного отношения детей к своей половой роли, как в настоящем, так и в будущем, расширении и уточнении их представлений о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка», что может свидетельствовать об эффективности проведенной работы с использованием игры-драматизации.
Наблюдение за ребенком
Повторное наблюдение также выявило положительную динамику в особенностях полоролевого поведения детей. Увеличилось количество детей, которые предпочитают играть с детьми своего пола, мальчики- до 95%, девочки- до 90%. Поведение детей по отношению друг к другу стало более конструктивным: оказывать поддержку, предлагать помощь, взаимоотношения стали более положительными (в общении дети перестали обзывать, спорить, драться, все конфликтные ситуации стали решать мирным путем). Так же у всех детей усилилась потребность в общении со сверстниками противоположного пола (девочки и мальчики чаще стали участвовать в совместных играх, оказывать помощь в наведении порядка в группе и т.д.)
Таблица№6
Результаты экспериментальной работы по определению уровня развития гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по компонентам на контрольном этапе
Параметр Общий уровень Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Поведенческий
Высокий уровень 55% 65% 50% 55%
Средний уровень 40% 35% 45% 40%
Низкий уровень 5% 0% 5% 5%
Анализ результатов контрольного этапа экспериментальной работы показал, что не полностью сформированными остаются поведенческий и эмоциональный компоненты, отражающие уровень реальных отношений со сверстниками противоположного пола. Полученные результаты предполагают необходимость продолжить использования игры-драматизации для формирования гендерной толерантности, так как выбор сюжета и содержания игры с ярко выраженным гендерным аспектом способен стимулировать установление доброжелательных отношений между детьми разного пола.
Результаты контрольного эксперимента показали качественные положительные изменения в сформированности гендерной толерантности: чаще стало проявляться позитивное отношение к себе, произошло уточнение характеристик образа Я, представлений о полоролевом поведении.
Таким образом, проведенная работа по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации была эффективной.
Анализ результатов педагогического эксперимента
С целью определения эффективности проведенной работы необходимо проанализировать динамику изменения гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста, а также выделить сферы развития ребенка наиболее подверженным влиянию игры-драматизации.

Рис. 1. Соотношение уровней развития гендерной толерантности на начальном и итоговом этапах педагогического эксперимента
Соотношение уровней развития гендерной толерантности по компонентам на начальном и итоговом этапах эксперимента представлено на рис. 2, 3, 4.
а б
Рис. 2. Соотношение уровней сформированности когнитивного компонента: а - на констатирующем этапе; б - на контрольном этапе

а б
Рис.3. Соотношение уровней сформированности эмоционального компонента: а - на констатирующем этапе; б - на контрольном этапе

а б
Рис. 4. Соотношение уровней сформированности поведенческого компонента: а - на констатирующем этапе; б - на контрольном этапе
По соотношению начальных и итоговых показателей когнитивной, эмоциональной и поведенческих сфер гендерной толерантности можно заключить, что наиболее позитивные изменения произошли в поведенческом и эмоциональном компонентах. Такие изменения можно объяснить особенностями игры-драматизации, где необходимо устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками своего и противоположного пола. Воспитательным влиянием данного вида игровой деятельности на становление механизмов толерантного поведения.
Полученные в ходе проведенного исследования результаты послужили основой для дальнейшей работы по данной проблеме. Работа по формированию гендерной толерантности детей старшего дошкольного возраста по средством игры-драматизации является эффективной для постоянного использования в практике дошкольных образовательных учреждений.
Заключение
Распространении идеи толерантности и создания необходимых социальных и педагогических условий для воспитания данного личностного качества обосновывается в нормативных документах как международном, так и на государственном уровне. Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст выступает важным периодом для становления механизмов толерантности детей.
Результаты проеденного теоретического и практического обоснования возможности формирования гендерной толерантности старших дошкольников позволили прийти к выводу о том, что большое значение в формировании толерантных качеств дошкольников приобретает роль взрослого В условиях детского сада воспитание толерантности осуществляется в следующем: обучение по определенной образовательной программе, органичным элементом которой является приобщение к общепринятым правилам и нормам поведения; конструктивная оценка его деятельности и поведения; формирование личностных ценностей, эталонов, с помощью которых впоследствии ребенок будет оценивать себя сам; побуждение ребенка к анализу своих отношений, действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей с точки зрения их конструктивного восприятия (избегание осуждения, порицания и пр.).
Для эффективной работы по формированию гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:
- разработанности и соотнесенности всех структурных компонентов формирования гендерной толерантности как целостной педагогической системой;
- целенаправленного подбора литературного материала, в котором ярко и образно обозначены образные проявления гендерной толерантности в различных ситуациях. понятно и доступно обозначены мужские и женские роли.
- поэтапного руководства игрой-драматизацией с обозначением конкретных задач формирования гендерной толерантности на каждом из этапов.
Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность первоначального определения целей, задач и содержания организации педагогического эксперимента.

Список литературы
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция долгосрочного развития до 2020г.
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 368 с.
Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995 г.)
Бессчетнова О.В.Толерантность как объект изучения гуманитарных наук // Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. – С. 42-43.
Деркунская В.А., Харчевникова Л.Н. Развитие гендерных взаимоотношений детей 4-5 лет в сюжетно – ролевой игре // Дошкольная педагогика. – 2014. – №8. – С. 10
Нижегородцева Н.В. Психологические механизмы и условия развития толерантности в детском возрасте: культурно-исторический подход // Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции 1-2 декабря 2011 года. – 21 с.
Социально-психологические особенности формирования толерантности у дошкольников / Марченко Г.Б.– 294 с.
Приложение 1
Беседа с ребенком (А.М. Щетинина, О.И. Иванова)
Цель: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях.
Инструкция к проведению интервью. Беседа проводится индивидуально с каждым ребенком и состоит их трех блоков вопросов. Первый блок объединяет с 1 по 6 вопросы, цель которых выявить представления ребенка о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка» и особенности идентификации ребенка со своим полом, позитивном либо негативном отношении ребенка к своей половой роли. Второй блок объединяет с 7 по 10 вопросы. Третий блок вопросов (с 11 по 14) преследует цель выявить представления ребенка о своей будущей половой роли.
Вопросы:
1. Скажи, кто ты: мальчик или девочка? Откуда ты это знаешь?
2. Чем мальчики отличаются от девочек (девочки от мальчиков)?
3. По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик (девочка)?
4. Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
6. Ты бы очень огорчился (огорчилась), если бы стал девочкой (мальчиком)? Почему?
7. Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек? (если вопрос непонятен, задаются уточняющие вопросы: (Как ты узнаешь, кто мальчик, а кто девочка?)
8. Мама, папа (бабушка, дедушка) считают тебя хорошим сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему ты так думаешь?
9. Каким бы ты хотел стать сыном (дочкой), внуком (внучкой)? Почему?
10. Когда ты вырастешь, кем ты будешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?
11. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь: дядей или тетей, мужем или женой, папой или мамой?
12. Каким бы ты хотел(а) стать мужчиной (женщиной)?
13. Каким бы ты хотел(а) стать папой (мамой)?
Обработка данных. О низком уровне развития образа «Я-мальчик» или «Я-девочка» будут свидетельствовать: неустойчивость пола, его обратимость, т.е. ребенок допускает возможность превращения в мальчика или девочку; наличие эмоционально нестабильного отношения к себе, оценка себя как не очень хорошего (хорошей) или же ссылка на негативные оценки его качеств взрослыми; отсутствие представлений о своих будущих полоролевых функциях в обществе и семье; неопределенные представления об особенностях поведения мальчиков и девочек в среде сверстников и семье.
Представления ребенка о себе как о представителе определенного пола можно считать среднего уровня развития в том случае, если ребенок: знает, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивает себя положительно и лишь отдельные качества считает в себе плохими, если таковыми их считают другие; имеет знания о том, как ведут себя мальчики и девочки, и называет некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение); называет некоторые функции мальчика и девочки в семье в настоящее время и в будущем.
О высоком уровне сформированности полового образа ребенка свидетельствуют: знание необратимости пола; эмоционально положительное отношение к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье; представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие.
Приложение 2
Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.
Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
Стимульный материал.
Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки).   Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек.
Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.Исследование проводится в два этапа.Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.Процедура. Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: "Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?" Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: "Такой? (Такая?)". Однако в случае такой "подсказки" не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования. Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом, что отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование. В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: "Меня здесь нет", эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована. После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше.
Можно сказать: "Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?". Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так, чтобы получилось начало возрастной последовательности.  Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно.
Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе. Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка), лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.Пример инструкции: "Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть". После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-3 вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным. Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным для него возрастным образом.Пример инструкции: "А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть". Ребенок выбирает картинку, и если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе. Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола (образец протокола). В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений.  Выбор "идентичного" персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком. Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек.  Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается в таблицу:  Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности:  Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора. Интерпретация результатов.Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией. Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции. Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.  Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.:  Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама". Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.: А  20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:  Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". Все дети 8 лет способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным. Дети 9 лет и старше составляют полную идентификационную последовательность, адекватно идентифицируют себя с полом и возрастом

Приложение 3
Наблюдение за поведением ребенка
Н.Е. Татаринцева
Цель: выявить особенности полоролевого поведения в различных видах детской деятельности.
Задачи: наблюдения за действиями детей в игре, на прогулке, в раздевалке, в процессе ухода за животными и растениями в группе.
Воспитатель отмечает следующие особенности в поведении ребенка.
С кем чаще всего играет: с мальчиками или девочками?
Какие игры или игрушки предпочитает: машины, конструкторы, куклы,  мягкие игрушки, строительные игры, дидактические, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, театрализованные, др.
Какие роли берет на себя в сюжетно – ролевых играх и играх – драматизациях?
Если мальчики и девочки играют вместе, то какие роли выбирает мальчик (девочка)?
В трудовой деятельности ребенок предпочитает дело, требующее серьезных \ небольших физических усилий, помощи воспитателю или сверстнику – девочке (мальчику), предполагающее качественное выполнение, требующее действия знакомыми способами или строго по инструкции, др.
Чаще проявляет интерес к чему – то новому, нестандартному, требующему самостоятельного поиска решения, или к задачам, способ решения которых достаточно хорошо знаком и можно использовать известный алгоритм.
Предпочитает задания вербального или практического характера.
Какого содержания книги выбирает?
Кто любимые герои книг (мультфильмов)?
Как ведет себя по отношению к противоположному полу?
Все гендерные проявления детей воспитатель фиксирует в дневнике наблюдений. Затем на каждого ребенка группы заполняется таблица