«Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся на уроке химии в 8 классе по теме «Кислоты, их классификация и свойства»»











«Формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся на уроке химии
в 8 классе по теме «Кислоты, их классификация и свойства»»




Выполнила:
Акмаева Нурслу Балтыгалитовна
Учитель химии
ГБОУ СОШ пос. Прогресс
м.р. Хворостянский




2015 г.





Формирование навыков исследовательской работы у учащихся на уроке химии в 8 классе
по теме «Кислоты, их классификация и свойства»

Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-исследование.
Технология: технология развития критического мышления.
Цель урока: формирование навыков исследовательской работы и развитие естественно-научного стиля мышления на основе изучения химических свойств кислот.
Задачи:
Образовательные: сформировать понятие о кислотах, рассмотреть состав, названия и классификацию кислот, ознакомить учащихся с химическими свойствами кислот.
Развивающие: способствовать развитию умения учащихся через эксперимент получать новые знания, способствовать развитию исследовательских навыков учащихся.
Воспитательные: воспитывать в детях самостоятельность, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии через эксперимент, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Планируемые результаты:
Ученик по окончанию изучения темы урока:
записывает уравнение химических реакций, характеризующих химические свойства кислот (ПР)
выполняет лабораторный опыт (ПР)
осознает действие кислот на организм человека (МР)
определяет способы применения различных кислот (ПР)
определяет сферу применения кислот (МР) (ПР)
осуществляет самоконтроль по выполнению заданий (МР)
- составляет таблицу по теме (ПР)
активно участвует в обосновании химических свойств кислот (ЛР)



Исследовательские навыки, формируемые на уроке:
сбор информации;
выдвижение гипотез;
умение задавать вопросы;
умение давать определения;
уметь систематизировать и классифицировать информацию;
умения и навыки выполнения эксперимента;
высказывание суждений и умозаключений.


















План урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
Планируемые результаты
УУД

Организационный момент
Проверка готовности к уроку

Подготовка
к уроку.
Ученики должны настроиться на работу.
личностные
регулятивные

Актуализация (вызов)
Фронтальный опрос.
«Что вы знаете о кислотах?»
Путём выбора активных зон ознакомит учащихся с видами классификации кислот
по летучести,
стабильности,
основности,
по степени электролитической диссоциации.

Предлагает начать составление кластера
«Портрет кислоты».
Предлагает выполнить задание № 1.
Ставит цель, организует беседу, комментирует ответы учащихся, корректирует их, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
Слушают.
Отвечают.
Выполняют задание.
Составляют кластер.

Ученики должны просмотреть и прослушать материал представленный в интерактивных схемах.
И начать составлять в тетради кластер «Портрет кислоты».
Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Контролируют правильность ответов обучающихся.
познавательные
личностные
регулятивные

Изучение нового материала (осмысление)
Объяснение нового материала
Предлагает продолжить составление кластера.
Анализирует выполнение учащимися задания, корректирует, оценивает их деятельность.
Предлагает выполнить задание №2, заполняя далее кластер
«Портрет кислоты».
Слушают.
Отвечают.
Выполняют задание.
Составляют кластер.
Ученику предлагается изучить классификацию кислот путем переноса формулы кислоты в ячейки с соответствующими характеристиками.
Обучающиеся, выходя к доске заполняют пустые клетки соответствующими характеристиками.
Озвучивают сделанный выбор, приводя аргументы.

·познавательные
личностные
регулятивные


Учитель предлагает выполнить лабораторный опыт (карточка), заполнить схему.
Учитель контролирует выполнение опыта.
Знакомятся с содержанием карточки. Выполняют опыт.
Учащиеся комментируют эту схему и записывают её в тетрадь.
Делают выводы.
коммуникативные
регулятивные
личностные
познавательные

Учитель демонстрирует интерактивную схему «Химические свойства кислот».
Знакомятся с содержанием схемы.
Учащиеся комментируют эту схему и записывают её в тетрадь.
познавательные
личностные
регулятивные

Предлагает записать по одному примеру к каждому пункту.
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.
Организует проверку выполнения задания, взаимопроверку.
Анализируют ответы учащихся, оценивает их деятельность
Записывают уравнения реакций.
Участвуют в обсуждении содержания модуля. Учатся анализировать предложенный материал и формулировать собственное мнение.

Контролируют правильность и полноту ответов. По мере необходимости дополняют ответы.
коммуникативные
регулятивные
личностные


Закрепление
Предлагает рассмотреть заполненный кластер, записи в тетради.
(Рефлексия)
Предлагает ответить на вопрос: «что нового вы сегодня узнали о кислотах?»
Воспринимают информацию, отвечают на вопрос.

Анализируют, систематизируют полученные знания, контролируют правильность и полноту ответов.
коммуникативные
регулятивные
личностные

Формулирует задание, комментируя его по необходимости.

Фиксируют задание.

регулятивные
личностные



Приложения
Кластер

Задание 1: из приведенных формул выпишите формулы кислот:
HCl, NaOH, HNO3, H2SO4, K2O, H3PO4, H2CO3.
Назовите выписанные кислоты. Определите выписанным кислотам место в кластере.
Задание 2: из приведенных формул веществ:
KNO3, H2SO4, HMnO4, H2S, HCl, MgCO3, HNO3, H3PO4, H2SiO3
выпишите формулы кислот и распределите их место в кластере:

а) сначала в два столбика кислородсодержащие и бескислородные кислоты;

б) затем в три столбика – одно-, двух-, трехосновные кислоты.
Одноосновные
кислоты
Двухосновные
кислоты
Трехосновные кислоты







Карточка-задание (для изучения новой темы).
Соблюдайте ТБ! Будьте внимательны и осторожны!
В три пробирки прилейте по 1 мл выданной кислоты.
В первую пробирку добавьте 3-4 капли лакмуса,
во вторую – 3-4 капли метилового оранжевого,
в третью – 1-2 капли фенолфталеина.
Пронаблюдайте за изменениями. Заполните таблицу.
Таблица «Изменение окраски индикаторов в кислой среде»






Типичные реакции кислот



Список использованных источников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А. И. Савенков/ Развитие исследовательских умений школьников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Е.М. Зубкова/ Средства формирования и оценивания планируемых результатов на уроках химии в свете требований ФГОС.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: «Просвещение» 2011.
4. Химия. 8 класс. уч. для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян. М.: «Дрофа» 2010.














Кислодорсодержащие
кислоты
Бескислородные
кислоты






Название индикатора
Окраска индикатора

Лакмус


Метиловый оранжевый


Фенолфталеин






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 615