Доклад Формирование навыков осознанного чтения у детей с нарушением интеллекта


 ГК ОУ РМ «Поводимовская школа - интернат»

Докладчик: Паняева М. А.
2015-2016 уч.год.
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся специальной (коррекционной) школы медленно и с большим трудом.Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта, достаточно подробно, отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1–2 классы), является специфическим. Вместе с тем, большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта овладеть всеми звуками, буквами, графемами русского языка, а также различными по сложности слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей и логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому большинство овладевают умениями и навыками по чтению, предусмотренными школьной программой: они читают, понимают смысл прочитанного и могут ответить на вопросы учителя; у них формируются общедидактические умения, а также навыки, связанные с мыслительными операциями; они способны с помощью учителя анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать материалы прочитанного, проводить классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах учебника, обобщать материалы прочитанного.Остановимся на особенностях и приемах формирования основных навыков чтения в период перехода учащихся с нарушением интеллекта от послогового способа чтения к чтению целыми словами.
Наиболее важным является воспитание сознательности чтения учащихся. Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств.Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:1) подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);– установка на целенаправленное восприятие текста;– первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;– беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, причинно-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков);– словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом);– работа над планом (словесное рисование – иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем – деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);– пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);– разбор жизненных ситуаций;– заключительная, обобщающая беседа.Реализация задачи по развитию сознательного чтения учащихся предусмотрена методическим аппаратом учебника. В нем представлены вопросы и задания по анализу содержания частей и произведения в целом; словарная работа; материалы для эмоционально-оценочной беседы; 2) работа над составлением плана: приемы словесного рисования, озаглавливание частей текста, придумывание заголовков и т. д.Следующий вид работы – работа над правильным чтением, которое рассматривается как чтение без ошибок и искажений. В настоящее время в специальной методической литературе выделены основные приемы, способствующие формированию правильного чтения учащихся. К ним относятся: звуко-буквенный анализ слов; чтение таблиц с трудными словами; предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав; чтение небольших текстов, не связанных с изучаемым в классе произведением, написанных на доске; хоровое чтение трудной части рассказа; распределение частей текста для чтения между учащимися с учетом возможностей каждого; тренировочное чтение с заданиями различного характера (выборочное чтение, нахождение части текста к иллюстрации и др.).Однако перечисленные упражнения не всегда обеспечивают формирование качества чтения в полном объеме. Даже при систематической работе над правильным навыком чтения дети с нарушением интеллекта допускают целый ряд ошибок: искажение смысла слова, замена одних слов другими, несоблюдение ударений, границ предложений, повторение отдельных слов и слогов и т. д.Для выработки правильности чтения, кроме организации каждодневных упражнений, предупреждения ошибок, необходимы постоянный контроль за правильностью чтения учащихся и своевременное исправление ошибок. Следует обратить внимание работе над ошибками:– учитель фиксирует все ошибки ученика, однако прерывает чтение только тогда, когда ошибка ведет к искажению мысли;– ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика;– ошибки, искажающие смысл предложений, исправляют путем повторного прочтения того же места или при помощи вопроса, заданного к прочитанному отрывку.Далее учитель вырабатывает у учеников беглое чтение, которое подразумевает такую скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. 
3) Работа над совершенствованием навыков беглого чтения.Нормальным считается темп чтения, приближающийся к разговорной речи. Начиная с 3 класса, когда основная масса учащихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.Основными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:– ежедневная тренировка учащихся в чтении;– неоднократное перечитывание текста на уроке;– предварительная ориентация учащихся перед чтением текста; – чтение трудных слов, встречающихся в тексте; – предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);– использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.– использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.Параллельно идет формирование выразительного чтения, под которым понимают способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения. Работа над выразительностью чтения осуществляется в нескольких направлениях:– техническое, включающее тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
4) работа над интонацией (выдержать соответствующий темп, ритм, соблюсти паузы и логическое ударение, нужную интонацию, которая сочетается с эмоциональным настроем произведения и эмоциональным состоянием героев);– смысловое, реализующее всю систему работы по осмыслению произведения;– тренировочное, цель которого – упражнять детей в выразительном чтении произведения после его анализа.Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения. Учителю необходимо раскрыть характерные особенности персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 3–4 классах.Работа над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Для данного компонента важным также является логическое ударение. Логическое ударение – это умение найти самое главное слово в предложении и выделить его голосом.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются: изменение тона (прочитать грубо, сердито, тихо, ласково, вкрадчиво); чтение по ролям; инсценировки басен, сценок.Для развития эмоциональной выразительности учитель может использовать следующие задания:– найти в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя;– определить это состояние с помощью учителя;– соотнести характер героя с его поступками (проникнуться к нему сочувствием, симпатией или антипатией, определить свое отношение к герою и отношение к нему автора);– выбрать интонационные средства речи при чтении вслух.Работа по формированию всех качеств полноценного чтения осуществляется в ходе изучения текста, а также на специально структурно выделенных частях урока чтения: на речевой гимнастике и пятиминутке чтения.Речевая гимнастика направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.Речевая гимнастика проводится в течение 3–5 минут в зависимости от целевой направленности и характера упражнений. Некоторые упражнения могут стать частью физкультминуток. Речевая гимнастика может проводиться сидя или стоя (при отработке дыхания, выполнении динамических упражнений).
5) Пятиминутка чтения – этап урока, который позволяет совершенствовать технику чтения и увеличивать время, отводимое на чтение каждым учеником. Этот этап включает:– чтение слоговых таблиц различных модификаций;– чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов, дополнительных, облегченных текстов, доступных для самостоятельного прочтения детьми с нарушением интеллекта;– чтения по догадке.Еще одной задачей пятиминуток чтения является расширение поля чтения учащихся как условие совершенствования техники чтения. Пятиминутка чтения может проводиться учителем на любом этапе урока одновременно с работой над текстом.
Таким образом, систематическое использование подобного рода заданий, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли. Появляется и развивается интерес и любовь к родному языку.Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.Литература :Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе / А. К. Аксенова. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 380 с.Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М. Ф. Гнездилов. – М. : Просвещение, 1965. – 200 с .Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – М.: Просвещение, 2006. – 180 с. Шишкова М. И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида / М. И. Шишкова // Коррекционная педагогика. – 2007.