Изложение повествовательного текста с элементами описания


Урок развития речи в 4 классе.
Тема: Изложение повествовательного текста с элементами описания. «Белый гусь»Цель урока: формировать умение у учащихся создавать текст повествование с элементами описания на основе взаимосвязи его содержания, структуры и речевого оформления.
Задачи:
Учить различать типы текстов: описание, повествование, рассуждение, смешанные тексты, анализировать текст;
Формировать такие умения, как определять тему, основную мысль, выделять части текста и озаглавливать их, составляя план, записывать текст, соответственно данному плану;
Развивать устную и письменную речь учащихся, умение точно употреблять слова в речи, обогащать словарный запас детей, развивать орфографическую зоркость;
Воспитывать такие качества как доброта, забота о близких, самопожертвование.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Сегодня мы будем писать изложение. А для чего пишут изложения? ( Чтобы научиться передавать содержание прочитанного, узнать что-то новое, развивать письменную речь, точно употреблять слова и выражения в речи.)
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком вы будете писать.
Белы хоромы, красны подпоры.
Белый как снег,
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
Щиплет за пятки – беги без оглядки.
В воде купался, сухим остался. ( гусь)
- Верно все загадки о гусе. Рассмотрите иллюстрацию с изображением гуся. ( Слайд №1)
- Что вы можете сказать о внешнем виде гуся и его повадках? ( Это водоплавающая крупная птица с длинной шеей. Бывают домашние и дикие, белые и серые. Грозно шипят, вытягивая шею.)
- Какие пословицы, фразеологизмы о гусе вы знаете? ( Как с гуся вода. )
- Объясните, что это значит? В каких случаях так говорят? ( Значит выйти сухим, незамеченным из какой-то ситуации, когда все сходит с рук)
- Верно. Прочитайте и объясните следующую пословицу. (Слайд №2)
( Гусь свинье не товарищ – когда люди разные по духу, по интересам)
2. Сообщение темы и цели урока:
- Определите тему и цели нашего урока. ( Познакомиться с рассказом, написать изложение о гусе.)
- Верно, наша задача проанализировать текст Е.Носова, определить его стиль, тип, тему, основную мысль, озаглавить, составить план и написать изложение по составленному плану.
- Запишите в тетради сегодняшнее число, день недели, изложение.
(На доске запись: Шестое февраля. Среда. Изложение.)
3. Знакомство с содержанием текста:
Учитель читает текст. (Текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе без заголовка).
Белый гусь.
На лугу гуси щипали траву.
Вдруг из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серой тяжёлой стеной. Налетел вихрь. Упали крупные капли дождя. Посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась. Гуси замерли в траве, тревожно перекликались. Но потом не выдержали и побежали к реке в кусты.
Только белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове. Гусь вздрагивал, но не трогался с места. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят.
Внезапно туча промчалась. Луг снова зазеленел под лучами солнца. И только на его середине не таяла белая кочка. То был белый гусь. Он лежал на траве. Могучие крылья были широко раскинуты, шея вытянута. По клюву сбегала струйка крови. Все двенадцать “одуванчиков” высыпали наружу, целые и невредимые.
(По Е.Носову)
4. Беседа по тексту:
- Что делали гуси на лугу? ( Щипали траву)
- Почему вдруг гуси замерли в траве? ( Налетел вихрь, упали крупные капли дождя, посыпал град.)
- Почему они тревожно перекликались? (Упали крупные капли дождя, посыпал град. Вода в реке шипела и пенилась.)
- Куда побежали гуси, спасаясь от дождя и града? ( Побежали к реке в кусты)
- А почему белый гусь не убежал вместе с другими гусями? ( Он защищал своих детенышей от града)
- Каким образом? ( Под крыльями спрятал)
- Удалось гусю защитить своих гусят? Какой ценой? ( Да, ценой своей жизни. Гусь погиб, а гусята остались целы и невредимы.)
-Итак, о чем говорится в рассказе? Определите тему текста. ( Гуси на лугу. Случай на лугу)
- Главная мысль? ( Гусь защитил гусят во время града, жертвуя собственной жизнью)
- Как можно озаглавить рассказ? ( Гусь спас своих гусят. Гусь - герой. Белый гусь)
- Хорошо, одно из названий совпадает с заголовком автора Евгения Носова – Белый гусь. Запишите в тетрадь название текста.
- Определите стиль текста. ( Текст относится к художественному стилю. Автор при помощи слов создает картину, которую мы можем представить. Есть сравнения, эпитеты)
5. Работа над структурой текста:
- Прочитайте рассказ про себя.
- Понаблюдайте, сколько частей в тексте? (4)
- Как догадались? (4 абзаца, 4 красные строки)
- Найдите начало, зачитайте. ( Завязка – 1 часть)
- Найдите основную часть. ( Развитие действия - 2 и 3 часть)
- В какой части происходит кульминация событий, самый напряженный момент? Прочитайте. ( В 3 части)
- Как называется заключительная часть? ( Развязка – 4 часть )
- Сделайте вывод, какой это тип текста? (Повествование)
На доске схема - «Типы текста: ПОВЕСТВОВАНИЕ, ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ»
- Обоснуйте. ( К такому тексту можно поставить вопросы: что происходит СНАЧАЛА, ПОТОМ, В КОНЦЕ? Все изображенное в рассказе можно запечатлеть на нескольких снимках)
- Верно, молодцы.
6. Языковая работа и составление плана.
- Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова и выражения для написания текста. Предлагаю подробно разобрать каждую часть, составить и записать коллективный план.
- Прочитайте 1 часть. О чем в ней говориться? ( О том, как гуси щиплют траву.)
- Как можно озаглавить? (Гуси на лугу.)
- Прочитайте 2 часть. Определите тему части. ( Начался дождь, гуси побежали)
- Какие глаголы использует при описании дождя с градом? (Наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась)
- Для чего автор использует такие глаголы? ( Чтобы передать, как все изменилось на лугу, почему гуси замерли, тревожились.)
- Почему же они не выдержали и побежали? ( Посыпал град, страшно оставаться на лугу)
-Как можно озаглавить 2 часть? ( Дождь напугал гусей.)
- Зачитайте кульминационную часть. Как гусь спасал своих детенышей? ( Дети зачитывают 3 часть)
- Почему гусь вздрагивал? ( Град бил его прямо по голове.)
- Почему он не трогался с места? (Под крыльями копошилась дюжина гусят)
- Как назовем 3 часть? (Белый гусь спасает гусят.)
- Зачитайте развязку текста. ( Дети зачитывают 4 часть)
- Каким стал луг после дождя? (Зазеленел под лучами солнца, лучи растопили град.)
- Почему не таяла белая кочка? ( Это был белый гусь)
- Как озаглавим 4 часть? ( Гусята спасены)
(В ходе разбора план появляется на слайде и записывается в тетрадях.)
План.
Гуси на лугу.
Дождь напугал гусей.
Белый гусь спасает гусят от града.
Гусята спасены.
- Перечитайте описание гуся. ( Могучие крылья, широко раскинуты, шея вытянута, на клюве струйка крови)
- Найдите эпитеты. (Крупные капли, серой тяжелой стеной, белая кочка, могучие крылья, белый гусь)
- Какие сравнения использует автор? (Тучу сравнивает со стеной, гуся с белой кочкой, гусят с одуванчиками)
- Давайте уточним, какой это тип текста? (Смешанный, повествование с элементами описания)
- Каково значение описания? ( Если бы не было описания, трудно было бы понять основную мысль)
7. Подготовка к пересказу. Наблюдение за временным планом текста.
- Выделим опорные слова-глаголы, которые помогут вам написать изложение: (слайд №3)
1ч, 2ч. - Щипали, наползла, росла, поднималась, налетел, упали, посыпал, шипела, пенилась, замерли, перекликались, побежали.
3ч. – Сидел, бил, вздрагивал, не трогался, копошилась.
4ч. – Промчалась, зазеленел, не таяла, был, лежал, были, вытянута, сбегала, высыпали
- Определите время этих глаголов. (Прошедшее время)
- Как вы думаете. Почему в рассказе использовались глаголы именно прошедшего времени? (Описывалось событие, которое было)
- Можно ли утверждать, что в тексте соблюдается единый временной план? ( Да. Все глаголы употреблены в прошедшем времени)
- Попробуем пересказать по плану, используя опорные слова.
( Дети пересказывают, прослушиваются 2 ученика)
8. Лексико-орфографическая работа.
- Для того, чтобы грамотно записать текст, вспомним правописание некоторых основных орфограмм. (Слайд №4)
Д*ждя н*п*лзла тревога
Т*желой н*л*тел копошилась
Ст*ной пр*мч*лась дюжина
С*дел з*з*л*нел двенадцать
Зам*рли сб*гала
Л*жал н*вр*димые
Ш*роко п*р*кл*кались

- По какому принципу разделены слова на группы? (В первом столбике слова с проверяемой безударной гласной, во втором – с безударной гласной в приставке и корне, в третьем – словарные слова, которые нужно запомнить)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание. (Дети объясняют)
- Найдите предложения с однородными членами. Объясните расстановку запятых.
- Есть ли здесь сложные предложения? Как отделяются простые предложения в составе сложного? (Ученики объясняют)
- Объясните значение слова «дюжина», используя толковый словарь. (Двенадцать штук)
- Когда мы пишем изложения, сочинения мы стремимся не допускать повторов. Подберите синонимы, синонимичные слова к слову гусь. (Гусь, белый гусь, белая кочка, спаситель дюжины гусят, он) (Слайд № 5)
- Сколько частей в тексте у вас будет? (Четыре)
- Как будете писать каждую часть? (С красной строки)
- С каких слов начнете каждую часть? ( 1ч.-на лугу, 2 – вдруг, 3 – только, 4 - внезапно)
- Прочитайте текст еще раз и перескажите про себя.
Физминутка
9. Самостоятельное написание изложения.
- Напишите изложение в тетрадь чисто, красиво и орфографически грамотно.
10. Самопроверка и редактирование текста.
11. Рефлексия.
- Что необходимо выполнить для того, чтобы успешно написать изложение?
(Определить тип текста, его тему, главную мысль. Составить план, выделить опорные слова, подумать над синонимами во избежание повторов и провести орфографическую работу.)
- Чему вас научил рассказ Е.Носова? (Надо быть смелым, добрым, заботливым, любить своих близких.)