Статья:Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как одна из систем с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Теория решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера как одна из систем с направленностью на развитие творческих качеств личности.

Мусина Ж.А., учитель английского языка,
Средняя общеобразовательная профильная школа №41 города Павлодара
с физкультурно-оздоровительной направленностью

В условиях реформируемого Казахстана утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Изменение социальных условий, требования последовательного развития общества предполагают расширение индивидуальной свободы, увеличение ответственности человека в определении собственной судьбы, а значит и растущую нагрузку на человеческую личность.
«В общественном сознании оформляется совершенно новая концепция отношения к человеку – управление человеческим ресурсом, в отличие от прежней концепции учёта человеческого фактора».[1] И если сегодня ведется серьезная работа по определению путей устойчивого развития общества, то не менее важной является забота о ресурсах, которые могут обеспечить это развитие. Общество, которое в первую очередь заботится о человеке, гарантирует себе развитие и процветание, ибо творцом прогресса в конечном счете является личность.
В настоящее время все четче проявляется необходимость разработки научно обоснованной концепции управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, а также определения путей реализации его богатейших возможностей на всех этапах развития, начиная с дошкольного возраста. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского и др. научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. В их концепциях обучение и развитие предстают как система диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. Технология Л.В. Занкова направлена на общее, целостное развитие личности, технология Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова акцентирует развитие способов умственных действий, технологии творческого развития отдают приоритет эмоционально-нравственной сфере, технология Г.К. Селевко ориентируется на развитие самоуправляющих механизмов личности, И.С. Якиманской – на деятельностно-практическую сферу. [2]
Выдающийся психолог, автор теории развивающего обучения, Л.В.Занков говорил: “Если учебный материал и методы его изучения таковы, что перед школьниками не возникает препятствие, которое должно быть преодолено, то развитие детей идет слабо и вяло.” Не потому ли так резко падает интерес учащихся к изучению иностранного языка, когда учащиеся переходят к работе, требующей умственного напряжения. Характер трудностей, которые должны преодолевать ученик в процессе обучения, связан с принципом ведущей роли теоретических знаний. Эти трудности связаны с осмыслением изучаемых явлений, выявлением их внутренних существенных связей. И тут на помощь приходит ТРИЗ-педагогика. ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач была разработана группой инженеров под руководством Г.С. Альтшулера. Эта теория призвана была научить людей мыслить нестандартно и находить неординарные решения в различных ситуациях. Несмотря на свое чисто техническое название, эта теория с успехом применяется многими преподавателями. Она учит учеников системно мыслить, что и надо преподавателям иностранного языка. Что же такое ТРИЗ в педагогике? Для учащихся – это снятие барьера боязни решать проблемы, технология решения проблем. Для педагогов – это технология, которая вместо призывов к проблемному обучению дает инструмент решения проблемных задач. ТРИЗ применяется для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Для этого вводятся творческие задания. Система творческих заданий строится в соответствии с конечным результатом – сформировать у учащихся системное мышление, которое состоит из умения выполнять следующие умственные операции:
перенесение ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
самостоятельный анализ проблемы в знакомой привычной ситуации,
видение новой функции знакомого объекта,
видение структуры объекта во взаимосвязи его элементов,
видение вариантов решения, возможного способа поиска ответа,
комбинирование ранее известных способов действия в новый,
извлечение значимых выводов из обобщений,
систематический самоконтроль,
установление исходных исследовательских принципов.
Особенности содержания данной теории заключаются в том, что процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия возможны два пути его разрешения:
1) компромисс, примирение противоположных требований, примеряемых, например, к определенной конструкции;
2) выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции.
В данной методике имеют место как индивидуальные, так и коллективные приемы.
К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.
Мозговая атака (брейнсторминг), как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф.Осборном.
Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
Основной принцип и правило этого метода – категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, использовать шутки, реплики.
Наиболее оптимальной по численности является группа от 7 до 15 человек. Большую группу делят на подгруппы. При формировании группы рекомендуется соблюдать баланс между участниками разного уровня активности, характера и темперамента.
Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа. Вначале из общего количества отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом отбирается самая оптимальная, с учетом специфики творческой задачи и цели ее решения.[3]
На основе данной методики можно разработать алгоритмы для составления творческих задач по иностранному языку.

АЛГОРИТМ 1. Составление задачи на выбор информации.
Записывается требование: “Выбери признаки, характерные для”
С помощью литературы отбираются признаки явления (7-8) признаков.
Выбранные признаки комплектуются беспорядочно.
Пример: Выбери признаки, характерные для времени Present Prоgressive:
Наличие одной части сказуемого.
Наличие двух частей сказуемого.
Наличие вспомогательного глагола to have.
Наличие вспомогательного глагола to be.
Вспомогательный глагол употреблен во времени Present Simple.
Вспомогательный глагол употреблен во времени Past Simple.
Употребление страдательного причастия.
Наличие –ing у основного глагола.

АЛГОРИТМ 2. Составление задачи на исправление ошибок.
Записывается требование: “Исправить ошибки в тексте”
Из какого-либо источника выписывается связный текст.
Выбранный текст записывается в тетрадь, при этом информация меняется.
Пример: Tomorrow I not go to school, because it is Sunday. Father and Mother went to the theatre. And I am at home. My friend Olga came to me. We play computer games.

АЛГОРИТМ 3. Составление задачи на сравнение и составление выводов из сравнения.
1. Записывается требование: “Сравните” 2. Выписывается один из следующих пунктов:
А) образование; Б) употребление.
3. Записывается название двух или более явлений. 4. Добавляется требование: “Сделайте вывод из сравнения.”
Пример: Сравните образование Future Simple и Future Progressive. Сделайте выводы.
Преподаватель утверждает, что учащиеся охотно решают поставленные задачи, не менее охотно они сами пытаются составлять подобные задачи. При самостоятельном составлении задач им приходится еще раз проработать материал, так как без прочного знания материала они не смогут правильно эту задачу составить.
Следующий прием ТРИЗ. Этот прием можно с большим успехом применять в школе и в колледже, учащиеся с удовольствием это делают. Загадка – это настоящее высокое творчество, тем более, если она дается на иностранном языке.
Загадка на систематизацию предметов по признакам.
Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, сказать из чего он сделан. Например: It is smaller than the wall? But it is bigger than the window. It is brown. (Blackboard)
Загадка yes/no.
Это игра, которая предполагает разгадывание загадки путем постановки общих вопросов, на которые дается ответ yes/no.
Загадка на сравнение предметов и явлений.
Цель этих загадок – развивать ассоциативное мышление. Например:
It shines, but isn’t sun. It warms, but isn’t fire. It melts, but isn’t snow. It drops, but isn’t rain. (A candle)
Загадочное письмо и чтение.
При изучении алфавита я использую загадочное письмо. Например, I – не только самостоятельная буква, она может быть и частью других букв. Что это за буквы? (b, d, p, t, l, k, F)
Примеры загадочного чтения: на карточке написаны части слов, надо дописать их: pot – teapot, sugarpot. Из отдельных слов составить предложение: charity, homeless, hand. (Many charities give a helping hand to homeless people.)
В заключение хотелось бы отметить, что применение различных приемов ТРИЗ дает положительные результаты в обучении.
Во-первых, данная технология сильно влияет на мотивационную сферу учащихся, будит в учащихся стремление к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.
Во-вторых, данная методика предлагает формирование свободных групп, в которых учащийся чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения преподавателя.
В-третьих, и что особо ценно, ТРИЗ – это педагогика сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА
Забродин Ю.М. Российские реформы и перспективы развития психологии // Магистр. – 1996. - № 6. с.14
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. – Школьные технологии. 1996 №6
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. – М., 1979


Заголовок 115