Статья Интеграция литературы и краеведения как средство решения важнейших воспитательных задач


Юрина Т.А.
Интеграция литературы и краеведения как средство решения важнейших воспитательных задач.
Перед современными учителями школы наряду с образовательными задачами стоят очень важные - воспитательные: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России невозможно без формирования чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре, литературе. Решать эти задачи эффективно помогают уроки литературы, в частности, уроки внеклассного чтения, а также внеклассная работа – обращение к краеведению, к литературе родного края, ведь на примере героев, их поступков можно увидеть проявление лучших черт человека, где осуждаются трусость, малодушие, лень и торжествуют мужество, стойкость при защите Родины, патриотизм, честность. Именно на уроках литературы и во внеурочной работе по изучению истории родного края можно вести разговор о сложной судьбе героев, о защите нравственных идеалов, о борьбе со злом. У философа, педагога П.П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии…». Особое внимание мы уделяем изучению исторического материала, посвященному судьбе нашего города в годы Великой Отечественной войны и его послевоенному восстановлению. Эта работа в нашей школе реализуется путем интеграции литературы и краеведения на уроках литературы, русского языка, истории и во внеклассной деятельности. Мы рассмотрим основные компоненты этой работы.
Во-первых, это формирование круга чтения учеников, который включает в себя литературу по истории Воронежа, произведения, рассказывающие об истории города в дни Великой Отечественной войны, такие, например, как «История Воронежского края» Пановой В.И., «Линия ротной славы» А.Гринько, «В боях за Воронеж (хроника героической обороны города)» того же автора, «Воронежское сражение», «Воронежский фронт: история, люди, победы» и многие другие. Литература периода Великой Отечественной войны воспринимается особо: герои произведений желают уберечь родную землю, свое гнездо, они скорбят по погибшим, гордятся ратными подвигами героического нашего народа – это находит особый отклик в душах учеников, это близко и понятно любому человеку. Знакомясь с литературой на военную тематику, школьники невольно начинают гордиться своей страной, народом. Их взгляд на жизнь меняется, они начинают осознавать значение каждого человека, понимать самих себя, искать место в жизни, меняется также отношение к окружающему миру, людям. Именно в произведениях на военную тематику можно рассмотреть проблемы долга и чести, личной ответственности за судьбу Отечества, мира, проблемы нравственного выбора. После сближения с военной темой, война воспринимается как проверка на человечность, стойкость, мужество. Особым вниманием пользуются стихи воронежских поэтов и стихи о Воронеже времен Великой Отечественной войны, таких как А.Жигулин, А. Безыменский, М.Тимошечкин, С.Никулин, Я. Шведова и многих других, которые мы читаем со школьниками, анализируем, заучиваем наизусть. Здесь нам в помощь - книга «Воронеж. Родина. Любовь» (Хрестоматия. Поэты Воронежского края) и многие другие литературные издания. Литературное краеведение включается нами через внеклассное чтение в систему уроков по литературе.
Во-вторых, встречи с очевидцами и ветеранами Великой Отечественной войны, которые происходят на классных часах и общешкольных мероприятиях, посвященных знаменательным датам: Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, Дню победы, Дню защитников Отечества.
В-третьих, исследовательская работа, такая, как написания сочинений, рефератов, подготовка работ для выступления на конференциях различного уровня, статьи в школьную газету «Гимназические вести», подготовка презентаций, например, к общешкольному мероприятию, посвященному 70-летней годовщине освобождения Воронежа.
В-четвертых, выставки. Выставки фотографий, посвященных военной истории своей семьи, а также выставки фотографий, с изображениями города в военный и послевоенный периоды. Выставки стенных плакатов и газет, которые школьники самостоятельно выполняют к памятным датам.
В-пятых, экскурсии. Эта форма внеклассной деятельности особенно любима и востребована нашими учениками. Проводим их довольно часто. Дети любят как автобусные, так и пешеходные маршруты. В ходе экскурсий обязательно посещаем памятные места Воронежа, связанные с героическими сражениями во время Великой Отечественной войны: Памятник Славы, памятник «Знамя Победы» на площади Победы, Чижовский плацдарм, Ротонду, Арсенал (музей Великой Отечественной войны), Музей военной техники на ленинском проспекте, Краеведческий музей Воронежа, посещаем братские могилы, которыми отмечена линия фронта: в селе Подгорном, Подклетном, братские могилы у Памятника Славы, у сельскохозяйственной академии, мосты у Отрожки. В центре, на проспекте Революции, рассказываем ребятам, что здесь сразу после освобождения Воронежа были для ходьбы проложены безопасные тропинки, свободные от заминирования, предлагаем пройти по тому же маршруту, показываем памятник Ленину, рассказываем о бесчинствах фашистов в городе, рассказываем об истории Кольцовского сквера, где гитлеровцы хоронили своих офицеров, обращаем внимание на здание гостиницы «Воронеж», где было вывешено знамя Победы во время освобождения города. Часто экскурсии проводятся подготовленные ученики старших классов. Проникновенно звучат стихи:
Речей и слов
Не надо броских,
Ты просто молча здесь постой…
Не всем лежать
У стен кремлевских,
Но всем лежать
В земле сырой.
Живут они
В сердцах и песнях,
Ушедшие в последний бой.
Россия, стала ты известней
От неизвестности такой.
(С. Никулин)
Ученики нашей гимназии учатся в Северном районе и живут там же, поэтому мы стараемся больше читать и говорить о том, что им может быть ближе: об истории названий улиц, по которым они ходят: Хользунова, генерала Лизюкова, Беспаловой, Абызова, 45 Стрелковой дивизии, 60 Армии и других. Краеведение рассматривается нами в общей системе гуманитарного цикла и предполагает взаимосвязь разных областей знаний, объединенных краеведческим подходом. Ведь человек не может быть высоконравственным, если не знает историю своего народа, Родины, родного языка и литературы, свою родословную, а также не знаком с героическим прошлым своих земляков. Работу по изучению литературы родного края и краеведению мы начинаем вести с пятого класса, как только ученики приходят к нам из начальной школы, и продолжаем до выпуска учеников.