Конспект урока по литературному чтению на тему: Л. Н. Толстой «Акула»

Тема: Л. н. Толстой «акула»
Тип урока: освоение нового материала

Цель: способствовать формированию нравственных позиций на основе чтения текстов; создать условия для освоения основных литературоведческих понятий: рассказ, герой, лирический текст, сюжет; обучения работе с прозаическим текстом (определение основных сюжетных линий, главной мысли произведения, характеристика героя).

Планируемые результаты

Предметные:
научатся понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение)
Метапредметные:
познавательные: работа с текстом: осмысление структурных особенностей рассказа; характеристика героев; понимание главной мысли; поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге;
регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;
коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)
Личностные:
Осмысление : благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагают собственные правила работы в группе
и на уроке в зависимости от формы урока

Образовательные ресурсы: презентация, сигнальные карточки, смайлики



Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
Проговаривают стихотворение, психологически настра-
Владеют навыками психоло-



«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
иваясь на урок.
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учи-
теля
гической подготовки к уроку

II. Проверка домашнего задания
– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану
Рассказывают о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
План:
1) Детство Л. Н. Толстого.
2) Жизнь и творчество писателя.
3) Впечатления о его произведениях
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы

III. Постановка цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.
Внимательно слушают.
Принимают учебную задачу. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы


– А чем именно будем заниматься на уроке, определите с помощью опорных фраз.
На доске записаны опорные фразы.


Читают начало, заканчивают фразу самостоятельно:



Выставка книг поможет нам

– продолжить знакомство с творчеством
Л. Н. Толстого.



Продолжим работу над развитием

Рассказывает о творчестве Л. Н. Толстого.
Презентация.
– выразительности речи, читательских навыков.



– Лев Николаевич родился в 1828 году, умер в 1910. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
Внимательно слушают.





Л. Н. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное – он очень любил детей. Тогда ещё мало было школ, дети бедных не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей
и сам учил их.
Читает вступительную статью.
– Как вы думаете, какой характер был у писателя?
– Почему вы так считаете?
– О чём мечтал Толстой





Отвечают на вопросы


IV. Актуализация знаний
1. Работа с выставкой книг.
– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг?
– Как назвать её? Почему?
– Л. Н. Толстой.
– Авторская, так как автор этих книг – Толстой
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.


– Какие произведения читали самостоятельно?
– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?




– Выберите на выставке басни, были, рассказы.
– О чём пишет этот автор?
– Дополните фразы и определите цели урока (написаны на доске):
Уточнить представление
Находить в тексте
Различать эмоциональное
– Мы будем исследовать произведение Л. Н. Толстого «Акула».
Вспомните слова Аристотеля: «Ясность – сестра таланта»
Называют варианты
и показывают книги.
– Рассказы о животных,
людях, детях, природе. Еще он писал басни
и были.
– Его волнуют человеческие чувства, отношения.


2. Словарная работа
– В этом произведении вам встретятся новые слова. Обратите внимание на доску, прочитайте их. Объясните значение тех слов, которые уже встречались вам раньше.
Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Определяют совместно с учителем толкование слов.











Палуба – часть судна.
Якорь – предмет для остановки судна.
– Где можно найти объяснение этим словам?




Физкультминутка
Вдох глубокий, выдох полный,
Разгулялись в море волны.
Мы с приятелем вдвоём
Через речку поплывём.
Мы плывем с ним стилем брасс.
Здорово! Вот это класс!


– Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, Интернете.


Выполняют движения физкультминутки







Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

V. Первичное чтение текста учителем
– Внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите.
Читает.
– Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула». Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15–25 метров, то есть имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.
Внимательно слушают.


Рассматривают иллюстрацию в учебнике.

Умеют слушать в соответствии
с целевой установкой.


Физкультминутка
– Попробуем почувствовать, как тяжело было матросам поднимать паруса к перекладинам наверху мачт
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя: встают и соответствующими движениями показывают, как поднимают наверх паруса



VI. Беседа по содержанию прочитанного рассказа
– Понравился ли вам рассказ?
– Какие чувства вы испытывали при чтении этого рассказа?
– Было ли вам страшно? За кого?
– Как вы думаете, кто главный герой рассказа?
– Как вели себя люди на палубе?
– Что происходило с мальчиками в воде?
– Видели ли мальчики акулу? Почему?
– Как описаны переживания отца?
– Как он действовал?
– Почему он так переживал?
– Почему после выстрела он закрыл лицо руками?
– Какие чувства испытали мальчики?
– Кто же главный герой в рассказе? Артиллерист, мальчики, акула?
Отвечают на вопросы
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

VII. Работа в паре
– Ответьте на вопрос, работая в парах.
– Что вы думаете о старом артиллеристе? Какой он человек? Что вам в нём нравится?
– Главным героем, конечно, является артиллерист, отец одного из мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков
На доске выписывают по одной характеристике от пары: сильный духом, мудрый, мужественный, опытный, находчивый, решительный, смелый, бывалый
Владеют навыками конструктивного взаимодействия

VIII. Домашнее задание
– Прочитайте и выберите один из вариантов домашнего задания:
1) Пересказать текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2) Пересказать текст. Во время пересказа постараться голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или когда огорчаешься).
3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
Принимают и сохраняют цели и задачи. Осуществляют поиск средств их достижения


IX. Итог урока. Рефлексия
– С творчеством какого писателя мы познакомились?
– С какой целью написал Толстой свой рассказ? Чему он нас научил?
– Понравился ли вам урок? Что понравилось больше всего?



– Кому на уроке было интересно и все понятно, посигнальте карточкой зеленого цвета.
– Кому было не все понятно и не все интересно – карточкой жёлтого цвета.
– Кому было сложно – карточкой красного цвета.
– Кто сегодня, по вашему мнению, был активным исследователем? Почему так решили?

– Этот рассказ дал нам возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.
Осуществляют самоанализ учебной деятельности
Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем.
Владеют навыками самоанализа


15