Конспект урока по литературному чтению Л. Н. Толстой Акула

Тема: Л.Н. Толстой «Акула»
Цели:
1) Познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
Задачи:
1) Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
2) Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД).
3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.
4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)
5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).
Тип урока: работа с художественным текстом.
Оборудование:
1) авторская выставка книг Л.Н. Толстого;  2) презентация к уроку, компьютер, проектор, экран,  3) печатные листы для составления плана к рассказу,  5) пословицы (в разрезанном виде) для работы в группах;  6) рисунок корабликов для рефлексии (каждому ученику); Технология: развитие критического мышления через чтение и работу с текстом:
Приёмы:
1) прогнозирование по названию;
2) чтение с остановками;
3) чтение учителем;
4) выборочное чтение;
5) жужжащее чтение;
6) чтение про себя
7) обращение к личному опыту учащихся.

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Литература: учебник Л.Ф.Климановой 3 класс. Рассказ «Акула» Л.Н.Толстого.





Ход урока
1. Организационный момент – приветствие. Эмоциональный настрой.
(Слайд 2)
- Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь друг другу! Присаживайтесь! Китайская пословица гласит: (Слайд 3)
«Когда я слышу – я забываю, Когда я вижу –я запоминаю, Когда я делаю – я понимаю».
- Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2. Актуализация знаний.
– Ребята, посмотрите на экран (Слайд 4). Определите сами фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. (Совпадают портрет и фамилия только одного автора).
А.С.Пушкин Л.Н.Толстой М.Ю.Лермонтов

- С произведением, какого писателя мы сегодня познакомимся? (С произведением Льва Николаевича Толстого.)
- Сейчас я напишу предложения мокрой тряпкой на доске, вы запоминайте их, пока не высох след. Повторите, что запомнили.
Граф.
Ясная поляна
Школа для детей.

- Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (Выступление учащихся)
(Слайд 5). Граф Лев Николаевич Толстой, знаменитый писатель, принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду
В имении Ясной поляне прожил почти всю свою жизнь. Там он родился и по его просьбе был похоронен.
Лев Николаевич открыл в Ясной поляне школу для крестьянских детей, где обучал их грамоте. Он написал для них «Азбуку».
3. Подготовка к восприятию: введение в тему.
- Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого, познакомимся с очень интересным захватывающим рассказом.
а) индивидуальная работа
- А чтобы узнать, какой рассказ мы будем читать на уроке, предлагаю справиться с хитрым заданием (Слайд 6) У каждого на партах лежат карточки, возьмите карточку №1. Подчеркните только буквы русского алфавита. Будьте внимательными.
R F А Q N К G Z У I Л D Z А (АКУЛА)
- Что обозначает это слово? (Акула – крупная хищная морская рыба.)
- Что интересного вы знаете об этой рыбе? (В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул. Учёные установили, что появились они раньше динозавров. Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Самая крупная (Слайд 7) китовая акула, а самая страшная рыба-людоед (Слайд 8) – белая акула.)

- Спасибо, действительно, (Слайд 9) акул, очень много, о них вы можете узнать из энциклопедии самостоятельно.
- Давайте мы это слово прочитаем с разной интонацией: (Слайд 10)
Акула! Акула? Акула.
- Как вы думаете, всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания? Об этом мы узнаем чуть позже.
4. Знакомство с темой урока и постановка целей урока.
- Итак, (Слайд 11) какая тема нашего урока? (Л.Н.Толстой “Акула”)
– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы.)

5. Игра-предположение «Угадай-ка» (Приём «Прогнозирование по названию»).
– О чём может пойти речь в произведении под названием «Акула»?
– Обсудите свои предположения в парах. Озвучьте свои мысли (Выслушивается 2 ответа от всего класса)
- У кого другой вариант?
– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитать рассказ.)
6. Первичное знакомство с текстом.
- А теперь внимательно послушайте рассказ и попробуйте представить и прочувствовать все, что услышите. А также, во время чтения, подумайте над вопросом: Почему рассказ называется «Акула»? (Диафильм. (Слайд 12) Просмотр до слов «Акула плыла прямо на мальчиков».)
а) чтение с остановками. (Прогнозирование по содержанию)
- Как вы думаете, что будет дальше? Как могут развиваться события?
(Дети высказывают свои предположения).
б) чтение текста до конца. (Диафильм. Просмотр до конца»).
- Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто, по-вашему, главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист. Потому, что он первый принял решение, как спасти ребят, он выстрелил в акулу. т. е. от его действий зависел исход событий.)
- Что особенно запомнилось?
- Почему рассказ называется «Акула»? (Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)
- Я вижу, что вы внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.
7.Словарная работа.
- Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, научимся использовать их в речи. Для этого мы проведём словарную работу. (Слайд 13) Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить у учителя, родителей, посмотреть в словаре, в интернете).
-Ребята прочитайте слова, записанные на доске, как вы понимаете их значение?
Артиллерист – человек, стреляющий из пушки.
Фитиль – шнур для поджигания пороха.
Хобот – задняя часть, на которую опирается пушка.
Ропот – неясные, негромкие голоса.
8. Физкультминутка. (Слайд 14)
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Одной, другой, это – кроль.
Плыли вдоль и поперек
И вернулись на урок.
9. Работа над содержанием текста.
а) работа над составлением картинного плана (ДОСКА)
- Ну, а теперь вернёмся к нашему рассказу. У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему? Помогите мне расположить их по порядку. Дети располагают картинки последовательно событиям.
- Что у нас получилось? (Картинный план)
- Этот план передаёт последовательность событий.
б) речевая разминка (Слайд 15)
- Чтобы начать читать рассказ, давайте с доски прочитаем трудные слова по слогам.
На-пе-ре-гон-ки - наперегонки
По-на-тужь-ся - понатужься
Ра-зо-шёл-ся - разошёлся
Ко-лы-ха-лось - колыхалось
По-слы-шал-ся - послышался
в) повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана
-А сейчас вы будете читать этот рассказ вслух. Откройте учебник на стр. 152. Какая часть текста подходит к первому рисунку, найдите и прочитайте. Следим по учебнику. (Чтение первой части вслух) (Читаем до слов: перед закатом солнца капитан вышел)
- Где происходит действие рассказа? (На корабле.)
- Где стоял корабль? (У берегов Африки)
- Как Толстой описывает погоду в этот день? (День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно)
- С чем автор сравнивает погоду?( точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.)
-Какие литературные приёмы использует автор в произведении? (описание, сравнение)
-Как бы вы озаглавили эту первую часть? («Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».)
-Какое было у вас в этот момент настроение?
-В течение урока мы будем заполнять таблицу. Возьмите карточку №2.
-Запишите на первой строчке. (Слайд 16 а)
Название части
Настроение

1.«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля».
Прекрасное


(Чтение второй части жужжащим чтением) (Читаем дальше до слов: На корабле с нами было два мальчика.)
- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжаем читать жужжащим чтением.
– Где и почему моряки устроили купальню? (В парусе. Было безопасно.)
– Какое настроение было на корабле? (Спокойное)
- Как можно озаглавить эту часть? («Купание в парусе».)
- Запишите в таблицу. (Слайд 16 б)
Название части
Настроение

2.Купание в парусе.
Спокойное


(Чтение третьей части цепочкой по предложениям) (Читаем дальше до слов: Вдруг с палубы кто-то крикнул.)

- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжаем читать цепочкой по предложению.
- Кто же был с матросами на корабле? (Мальчики)
- Почему мальчики поплыли в открытое море? (Им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки.)
– Что значит, слово вздумали? (Необдуманность поступка, так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку? Почему? (Осуждает, т. к. у ребят не было сил)
- Подтвердите словами из текста. (Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.)
- Какое средство художественной выразительности использовал Толстой? (Сравнение)
- Как старый артиллерист отнёсся к забавам своего сына и его товарища? (Любовался, подзадоривал, гордился).
- Найдите в тексте слова, подтверждающие это. Отец мальчика старый артиллерист стоял на палубе и любовался на своего сына. Когда он стал отставать, отец крикнул ему: Не выдавай! Понатужься!)
- Что значит «Не выдавай! Понатужься!» (Это значит не сдаваться, постараться поб
·едить)
- Почему автор называет артиллериста старым? У него большой возраст? (Нет, он опытный).
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? Понимаете или осуждаете их за это, если да, то за что? (Осуждаю за беззаботное поведение, не подумали об опасности)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков. Выберите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
(Активные, весёлые, подвижные, озорные, испуганные, радостные, беззаботные.)
- Дайте характеристику артиллеристу. Выберите, что вы можете сказать про его настроение и отношение к сыну и его товарищу.
(Героический, радостный, решительный, любовался сыном.)
- Как мы озаглавим эту часть?
- «Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»
- Какое настроение вызвала эта часть? (Волнение)
- Запишите. (Слайд 16 в)
Название части
Настроение

3.«Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море.
Волнение


10.Физкультминутка для глаз «Рыбки» (Слайд 16, ромб)
11. Продолжение работы над содержанием текста.
(Чтение четвертой части учителем) (Читаем дальше до слов: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали.)

- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Я читаю, а вы следите.
- Каким словом автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (Вдруг)
- Кого увидели матросы с палубы? (Матросы увидели акулу)
- Какими словами автор называет акулу? Почему? (Морским чудовищем. Она хищница - вызывает страх, тревогу, опасность)
- Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
- Итак, акула плыла прямо на мальчиков, как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику. (Назад! Назад! Вернитесь! Акула!)
- Как отреагировали дети на его слова? (Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче)
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
- Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)
- Как матросы решили помочь мальчикам? (Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам)
- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы? (Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро)
- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят? (Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти)
- Дайте характеристику матросам. Какие они? Выберите из слов. (Подвижные, ловкие, решительные, храбрые, трусливые, отзывчивые.)
- Как мы будем читать? (Быстро и с чувством волнения)
- Как озаглавим эту часть?
- «Появление морского чудовища» или «Акула».
- Запишите. (Слайд 16 в)
Название части
Настроение

4. «Появление морского чудовища» или «Акула»
Тревога, страх

(Выразительное чтение учащимися пятой части). (Читаем дальше до слов: Визг этот как будто разбудил.)
- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать выразительно.
- Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (Мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).
- Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”? Почему автор использует именно это выражение? (ВИЗГ – это резкий крик. Артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).
-Как озаглавим эту часть?
- «Пронзительный визг» или «Встреча с акулой».
- Запишите. (Слайд 16 г)
Название части
Настроение

5.«Пронзительный визг» или «Встреча с акулой»
Ужас мальчиков

(Чтение шестой части цепочкой по абзацам ). (Читаем дальше до слов: Но когда дым разошёлся над водой.)
- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать цепочкой по абзацам.
- Как подействовал визг мальчика на отца? (Сорвался, побежал)
- Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (Стремительность действия, нельзя было терять ни секунды, он делал все быстро.).
- Какое решение принимает артиллерист? (Побежал к пушкам, повернул хобот, прилёг к пушке, прицелился и взял фитиль, раздался выстрел.)
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности. Когда он понял что ребёнок на волосок от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности)
- Как вы думаете, какие чувства он испытал в этот момент? (Чувства тревоги, опасности, страха.)
- А что в это время делала команда? Как автор говорит об их бездействии? (Замерли от страха и ждали, что будет)
- Что автор хотел показать этими словами? (Все находились в состоянии оцепенения).
- Какой из этого можно сделать вывод? (Что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).
- Почему после выстрела артиллерист закрыл лицо руками?(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть. Он не знал, застрелил акулу, и остались ли мальчики в живых.)
- А как бы вы поступили на месте отца?
– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, трусость, решительность, находчивость.)
- Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (Нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)
- Как можно озаглавить эту часть?
- «Выстрел».
- Запишем в таблицу. (Слайд 16 д)
Название части
Настроение

5.Выстрел.
Ужас отца

(Чтение про себя седьмой части.)
- Найдите следующую часть текста соответствующую рисунку. Продолжите читать про себя.
– Чем закончилась эта история?
- Прочитайте. В какой момент артиллерист понял, что трагедию удалось избежать? (Но, когда дым разошёлся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом этот ропот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий , радостный крик.) - Какое он сейчас испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения.)
- Что его успокоило? (По волнам колыхалось жёлтое брюхо мёртвой акулы. Привезли их на корабль)
- Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
-Запишите. (Слайд 16 е)
Название части
Настроение

1.«Корабль у берегов Африки» или «Остановка корабля»
Прекрасное

2. «Купание в парусе»
Спокойное

3.«Плавание наперегонки в открытом море» или «Мальчики в открытом море»
Волнение

4.«Появление морского чудовища» или «Акула»
Тревога, страх

5.«Пронзительный визг» или «Встреча с акулой»
Ужас мальчиков

6. «Выстрел»
Ужас отца

7. «Спасение мальчиков» или «Дети спасены»
Радость и облегчение


- Для кого и как закончилась эта история? (найти положительные и отрицательные стороны для героев)
Плюсы:
Дети остались живы.
Отец не потерял сына.
Артиллерист совершил поступок.
Дети вынесут из этой истории урок на всю жизнь.
Минусы:
Убили акулу.
Поступили необдуманно.
Заставили отца переживать.

- Мог ли этот рассказ закончиться по-другому? Как? (Да мог, могли не спасти мальчиков.)
-Посмотрите по тексту, много ли восклицательных знаков, усиливающих напряжение?
- Всегда ли чувства на письме выражают при помощи знаков препинания?
-А как же получилось прочитать, услышать все напряжение? (У автора особые слова, выражения)
- Автор использует речевые обороты и слова, чтобы показать пик ситуации бывает так в жизни - наступает момент, когда никто не знает что делать дальше, тогда наступает «момент напряжённой тишины».
- Посмотрите на таблицу, какие чувства вы испытали при чтении рассказа?
- Да, Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.
12. Итог урока.
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать,предпринять.)
- К какому жанру относится это произведение? (Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.
а) Сравнение содержания рассказов
Сейчас вы будете работать в группе. Мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок». Сравните их, заполнив таблицу. А потом проверим. (По эталону) (Слайд 17)

«Акула»
«Прыжок»

Место действия
Корабль
Корабль

Главный герой
Артиллерист (отец)
Капитан (отец)

Качества главного героя
Решительность,
смелость
Решительность, смелость

Финал рассказа
Спасение
Спасение


-Похожи ли эти два рассказа? Чем? (Ответы учащихся)
Вы все верно сказали. Место действия происходят на корабле. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать и не теряться.
- А чем рассказы отличаются? (В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.)
12. Рефлексия:
- Какие чувства или мысли у вас возникли после чтения рассказов? Свой ответ вы можете начать со следующих слов (Слайд 18)
- Мне захотелось
- Я задумался
- Я понял (а)
- Я почувствовал (а)
- Я бы поставил (а)
- Хотя рассказы написаны более ста лет назад, но они актуален и сейчас, автор показал переживания родителей, их любовь к своим детям, осудил беззаботное поведение мальчиков, показал опасности, которые могут подстерегать детей. Но также дал возможность поразмышлять, помог нам понять, что даже из самой трудной ситуации можно найти выход.
13. Домашнее задание.(Слайд 19)
- На слайде три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1)Перескажи текст по плану.
2)Нарисовать к понравившемуся эпизоду рисунок.
3)Составить вопросы к рисункам на стр. 153-154.

- Я очень довольна тем, как вы поработали. Всем спасибо за работу! Ваши отметки поставлю в дневник и журнал. Урок окончен!


















Заголовок 115