Технологическая карта урока литературного чтения по теме Л.Н. Толстой Акула


Предмет: литературное чтение
Тема: Л.Н. Толстой. Акула.
Класс 3
Цели:
1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте). 2) Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
Задачи:
1) (познавательные УУД).3) Развивать воссоздающее и творческое воображение.4) Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД.)5) Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД).Тип урока: работа с художественным текстом.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением акулы, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.
Технология: развитие критического мышления через чтение
Приёмы: чтение с остановками, чтение с пометами, обращение к личному опыту учащихся, прогнозирование по названию, древо предсказаний, корзина идей, мозговой штурм.
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме: Л. Н. толстой «АКУЛА»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Акула»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; обогащать чувственный опыт учащихся (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности.
Планируемые результаты
Предметные: анализировать произведение Л.Н. Толстого «Акула», выделять основные смысловые части текста, давать характеристику главному герою, читать вдумчиво, понимать значение незнакомых слов из контекста произведения или пояснений из словаря.
Метапредметные:
познавательные: формировать умение понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную мысль художественного произведения; анализировать текст, поступки героев и их мотивы под руководством учителя, выделять основную мысль произведения и нравственный урок;
регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; планировать работу в группе, рефлексировать по поводу своих успехов и неуспехов.
коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, строить и воспроизводить своё речевое высказывание. Личностные: проявлять желание читать рассказы Л.Н. Толстого, усвоить главный урок, извлечённый из рассказа, высказывать стремление руководствоваться выводами, сделанными на уроке, в собственных жизненных ситуациях, понимать и сопереживать чувствам других людей, основываясь на моральных нормах.
Образовательные ресурсы: компьютер, экран, проектор, презентация к уроку, портрет Л. Н. Толстого, подборка книг Л. Н. Толстого, карточки с заданиями, толковый словарь С.И. Ожегова, карточки с предложениями плана.
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока –. Доброе утро! Сегодня у нас много гостей, и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. – Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки.
Начинаем урок литературного чтения. Пусть он наполнит наши сердца благородными чувствами. (Создание ситуации успеха)
– Постарайтесь настроиться на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Психологически настраивает учащихся класса на урок
Показывают готовность к уроку. Приветствуют гостей и учителя Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения
II. Актуализация опорных знаний.
Ш. Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока - Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите серию портретов писателей и записанные в столбик фамилии. Найдите совпадение. (Совпадают портрет и фамилия только одного автора).(Слайд №2)А.С.Пушкин Л.Н.ТолстойИ.А. .Крылов(Учитель прикрепляет табличку с фамилией писателя на доску.)
Что вы ещё знаете об этом писателе?
Прием «Корзина идей».
(Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю).
5 , 22, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна, секрет.
- Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой?
- Какие произведения читали самостоятельно?
-О чём пишет Л.Н. Толстой в своих произведениях?
-Действительно, Л.Н. Толстой был разножанровым писателем, писал и для взрослых, и для детей, его волновали человеческие чувства и отношения. (Слайд № 3)
- Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка, купался, уплыл, любовался, артиллерист.) (Слайд №4).
- Как называется это произведение?
(Учитель вставляет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)
- Какова же тема сегодняшнего урока?
- В соответствии с темой сформулируйте задачи нашего урока. Используйте для этого запись на доске.
Задачи: - продолжить знакомство с творчеством…, познакомиться с литературными героями рассказа… , учиться анализировать поступки…, а также читать… и отвечать на поставленные …(Слайд №5).
- Ребята, вы мыслите правильно. Разговор пойдет о рассказе Л.Н. Толстого «Акула».
- Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке?
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос «Почему Л.Н. Толстой назвал своё произведение «Акула» и кто на самом деле является главным героем произведения.
Именно этим мы и будем сегодня заниматься. Но открывать эту тайну вы будете самостоятельно и работая в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Л.Н. Толстого, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока.
- Лев Николаевич Толстой.
- Рассказы – басни – сказки – были.
-«Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь».
- Автор пишет о животных, о людях, о детях, о природе.
- Произведение называется «Акула».
- Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».
- Задачи нашего урока: продолжить знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого, познакомиться с литературными героями рассказа «Акула», учиться анализировать поступки героев рассказа, а также читать выразительно и отвечать на поставленные вопросы.
- Ответы учащихся. Владеют логическими действиями.
Прогнозируют фамилию автора и содержание рассказа.
Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
iY. Изучение нового материала Подготовка к восприятию.
- Ребята, что вы знаете об акулах?
- Послушайте внимательно текст об акуле «Гроза морей». (Слайд №6)
- Рассказ учителя об акуле.
Акула – страшная хищница, обитающая почти во всех морях и океанах. Это самые древние рыбы на планете. Акула – рыба большая, прожорливая, быстрая и зубастая. Целыми стаями плывут акулы за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, случается, набрасываются на дельфинов и китов. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют "белая смерть”. Если её поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. Зубы у акулы, крупные и очень острые. Они расположены в пять рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы наносит серьезные раны. Живут белые акулы до 70 лет. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбешкой.
- Думаю, что многие узнали об акулах что-то новое и интересное.
- Как называется такой текст? Почему?
-Все ли акулы опасны?
- Какие акулы самые опасные?
-Как их ещё называют?
- Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «акула»?
Составление коллективного синквейна «Акула» (Слайд № 7)
- Попробуем написать синквейн об акуле.
Релаксация.
- Давайте послушаем шум моря. Какие ассоциации у вас возникли?
Предположение.
- Раньше плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
- Как выдумаете, кто будет героем этого произведения?
- Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем в конце урока.
Вместе с героями произведения мы с вами сделаем остановку на материке Африка.
Знакомство с текстом.
Первичное знакомство с текстом
Просмотр слайд-фильма «Акула»
Пауза для эмоционального восприятия.

Беседа на эмоциональное восприятие.
-Поделитесь своими впечатлениями о произведении.
-Было ли вам страшно? Когда?
- Какие чувства, кроме страха, вы испытали при знакомстве с рассказом?
- Назовите героев этого рассказа.
- Что можете сказать об их отношениях?
Словарно-лексическая работа.
В этом произведении вам встретились незнакомые слова.
-Где можно найти объяснение этим словам? Давайте выясним их значение.
- Прочитайте слова, записанные на доске:Фитиль
Артиллерист Палуба
У вас на столах лежат памятки с объяснением значения остальных слов. Прочитайте их самостоятельно, вслух.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Сорвался с места – побежал что было сил.
Понатужься – собери силы.
Подле пушки – возле пушки.
Взял фитиль - зажёг фитиль.
Коллективная работа по составлению плана.
- Какова завязка сюжета, с чего всё началось?
(На доску прикреплять предложения плана).
- Как дальше развивались события?
- Какой момент стал самым напряженным?
- Что произошло в этот момент?
- Какова развязка сюжета, чем всё закончилось?
Медленное вдумчивое повторное чтение.
- Мы вместе с вами составили план нашего рассказа, а сейчас мы еще раз прочитаем текст, разделим его на части, найдём начало и конец каждой части, проанализируем этот рассказ. Затем каждая из групп получит карточку с заданиями, выполнение которых поможет нам всем вместе ответить на главный вопрос урока.
– (Чтение первой части)
- Где стоял корабль?
- Как Толстой описывает погоду в этот день?
- С чем автор сравнивает погоду?
- Какую команду услышали матросы?
- Где матросы устроили купальню?
(Чтение второй части)
- Кто же был с матросами на корабле?
- Почему дети решили сплавать в открытое море?
- Какими пловцами были дети? Прочитайте об этом в тексте.
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
- Какое у него было настроение?
- Что значит «Не выдавай! Понатужься!». Как он это крикнул?
(Чтение третьей части)
- С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
- Что увидели матросы с палубы?
- Какими словами автор называет акулу? Почему?
- Да, автор называет так акулу, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
- А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.
- Как отреагировали дети на его слова?
- С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
- Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
- Как матросы решили помочь мальчикам?
- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
- Как мы будем читать?
- На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
- Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
- ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…
- Почему когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
- Иногда бывают такие ситуации - наступает момент, когда никто не знает, что будет дальше и как нужно поступить, тогда наступает «момент тишины».
(Чтение четвертой части).
- Как подействовал визг мальчика на отца? Какие слова это подтверждают?
- Как он все делал?
- Какое решение принимает артиллерист?
- Какой будет темп чтения? Какое чувство? Прочитайте.
- Почему все замерли от страха?
- Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
- Тогда зачем он принял решение стрелять? Как, по-вашему, легко ли ему было принять такое решение?
Релаксация.
- Мы нашли в рассказе самые напряженные моменты, и теперь настал «момент тишины». Давайте почувствуем её. Положите руки на колени, закройте глаза и «послушайте тишину».
(Чтение пятой части.)
- Что привело старого артиллериста в чувства?
- Что он сделал?
- Сравните слова, которыми автор описывает выход артиллериста из оцепенения в первый и во второй раз.
- Чем все закончилось?
- Ребята, самое главное, о чем вы должны помнить, у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его. Вспомните правила работы в группах. Каждая группа получит карточку с заданием.
- Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим было понятно, к каким результатам вы пришли.
(Рассаживаются по группам, получают групповые задания на карточках, а также задание для индивидуальной работы – составление плана рассказа у доски с помощью предложений.)
Выполнение заданий учащимися в группах и индивидуально.
(Задания на карточках).
1 группа – Ответить на вопрос:
- Что нарисовано на иллюстрации, к какой части текста она нарисована (с.153), найти предложения к иллюстрации, прочитать их.
2 и 3 группы– составить портреты: главного героя – артиллериста мальчиков, используя текст рассказа и словарь настроений, чувств и характеров.
Подведение итогов работы в группах.
Прослушивание результатов работы групп.
Ответ 1 группы.
Ответ 2 группы.
Ответ на главный вопрос урока.
- Как вы думаете, почему  свой рассказ  Л.Н. Толстой назвал «Акула»?
- Кто же главный герой рассказа?
- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Поступок отца»)
- Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа?
- Какие моменты в рассказе самые волнующие?
- Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчика. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.
- Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение?
- Как вы относитесь к поступку артиллериста?-Что его побудило совершить этот поступок?
Творческие задания
Представьте себя на месте артиллериста. Попробуйте поругать мальчиков.
Начните так: «Если бы я был …..»
Представьте себя на месте мальчиков, попробуйте найти слова оправдания.
Начните так: «Если бы я был …..»
Итоговая беседа.
- Чему же учит Л.Н. Толстой этим рассказом?
- Для чего он написал это произведение?
Я думаю, что Л.Н. Толстой написал этот рассказ, чтобы показать
самоотверженную любовь родителей к детям;
переживание родителей за детей;
Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;
Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.
- Ребята, мы с вами очень часто говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.
- У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
Контроль и самоконтроль знаний.
- А сейчас мы проверим, какими вы были во время урока внимательными, наблюдательными.
Тестовая проверочная работа. Слайд 29
1. Автор рассказа «Акула»
а) Л.Н.Толстой б) Е.И.Чарушин в) А.С.Пушкин2. Определи жанр произведения «Акула»
а) сказка в) стихотворение
б) рассказ г) басня
3. Отметь имя и отчество Толстого
а) Алексей Константинович
б) Алексей Николаевич
в) Лев Николаевич
4. Старый артиллерист побежал:
а) в каюту б) на палубу в) к пушке
5.Корабль стоял у берегов
а) Америки б) Африки в) Индии
6. Главный герой рассказа «Акула»
а) мальчик б) акула в) артиллерист
Проверка тестовой работы. Слайд 3
/а, б, в, в, б, в/
У кого всё правильно – поднимите руку.
- Я очень рада, что столько ребят сегодня прекрасно справились с этим заданием.
V. Домашнее задание. Слайд 31
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору обучающихся:
• приготовить творческий пересказ от лица мальчиков, артиллериста, или рассказчика;
• нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду
• сочинить 3-4 вопроса к тексту
VI. Подведение итогов урока.
– Итак, на какой главный вопрос мы сегодня отвечали?
– Что нового, интересного узнали?
– Хочется ли вам познакомиться с другими произведениями Л.Н. Толстого?
- Где их можно взять?

Самооценка деятельности учащихся. Слайд 32
- А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке.
У каждого из вас на парте листок с изображением кораблика с мачтой и парусом. Раскрасьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.
1. Отлично работал (а) и многому научился(ась) - зеленый.
2. Хорошо работал(а) на уроке - желтый.
3. Надо постараться - красный.
Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
Закончите фразы.
Сегодня на уроке:
• Я узнал…
• Я научился…
• Мне понравилось…
• Новыми знаниями я смогу поделиться…
Оценивание учащихся учителем.
- Спасибо, что вы были активны и искренни, высказывая своё читательское мнение.
- Научно-познавательный.
-Ответы детей.
- Составляют синквейн, предположительно:
1. Акула
2. Огромная, опасная
3. Плавает, кусает, нападает
4. У акулы острые зубы
5. Хищница
Предположение.
Человек убивает акулу.
Акула убивает человека.
Ответы детей.
- Просмотр слайд-фильма- Ответы детей.
- Ответы детей.
- Спросить у учителя, родителей, посмотреть в толковом словаре, в интернете.- Читают памятки.
Артиллерист - военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
Сорвался с места - побежал изо всех сил;
понатужься - собери силы;
подле пушки - около пушки;
взял фитиль – зажёг фитиль.
1.Остановка корабля.
2. Купание мальчиков.
3. Появление акулы.
4.Стрельба артиллериста из пушки.
5. Спасение мальчиков.
- Чтение текста учащимися.
- Корабль стоял у берегов Африки.
- День был прекрасный…
- С горячим воздухом из топленной печки.
- Матросы услышали команду «купаться».
- Матросы, в парусе устроили купальню.

- Два мальчика.
- Им тесно было в парусе.
Дети читают эпизод текста.
- Старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»
- Хорошее, радостное, он гордился сыном.
- Это означит не сдаваться, постараться победить. 
- Автор начинает часть со слова «Вдруг…».
- Матросы увидели акулу.
- Морское чудовище, потому что акула - хищница.
Дети читают эпизод текста.
- Они не слышали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче.
- С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань.
- Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. Его охватил страх за своего сына.
- Они спустили лодку, бросились в нее и поплыли к мальчикам.
- Спустили, бросились, понеслись. Они действуют быстро.
- Быстро и с чувством волнения.
- Акула уже была не дальше 20-ти шагов от мальчиков. Матросы не успеют их спасти.
- Ребята издали пронзительный визг и поплыли в разные стороны.
- Его сковал страх и отчаяние за детей, ведь они были на волосок от смерти.
- «Сорвался», «побежал».
- Он делал все быстро.
- Выстрелить из пушки по акуле.
- Быстрый. Чувство страха, отчаяния, волнения. (Чтение эпизода о действиях отца)
- Всем было страшно, ведь артиллерист мог попасть не в акулу, а в ребят.
- Он упал, закрыл лицо руками. Он боялся, что убил своего сына. 
- В этой ситуации это всё, чем можно было спасти мальчиков.
- Крик.
- Он открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
- В первый визг – испуг, во второй раз – крик – радость.
- Акула была убита, а мальчиков привезли на корабль.
Работа в группах.
Ответы каждой группы.
- Акула – причина ситуации, описанной Л.Н. Толстым в своем рассказе, на её появлении основан сюжет рассказа.
- Артиллерист.
Ответы детей.
Ответы детей.
- Любовь к сыну.
- Ответы детей. «Если бы я был …..»
- Ответы детей.
- Показать переживание отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.
Выполнение тестовой работы.
Проверка тестовой работы.
Главным героем рассказа Л.Н. Толстого является артиллерист.
- Оценивать поступки героев, анализировать произведение, выделять главную мысль.
- Ответы детей.
-В нашей школьной или поселковой библиотеке, у знакомых, друзей, а у учителя можно спросить? Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
Самооценка деятельности, раскрашивание кораблика. Принимают
и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Владеют навыками работы со справочной литературой.
Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли.
Владеют навыками самоанализа