Урок литературного чтения на тему Толстой. Акула


Тема: Л.Н. Толстой. Акула.
Цель: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; расширить представление о выразительных возможностях текста; развивать умение составлять характеристику героев.
Проверка домашней работы.
Один ребенок читает отрывок из стихотворения А.С. Кушнера «Что я узнал!» о пейзаже. Дети, которые выполнили пейзаж к сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», выходят к доске и демонстрируют свои работы. Затем звучит отрывок о портрете и предъявляются портреты к сказке. Дети узнают героев произведения.
- Ребята, вы рады были встрече с героями сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Хотели бы пообщаться с ними еще? Как это можно сделать?
2. Сегодня мы будем работать с новым произведением. Откройте учебник на с. 42. Прочтите название произведения. Что можете рассказать об этом произведении? Какие еще произведения Л.Н. Толстого знаете? Каков жанр этого произведения? Как можно проверить наши предположения?
3. Читаю рассказ, по ходу комментирую значение непонятных слов.
Какие чувства вызвало у вас это произведение?
4. Перечитайте текст и отметьте в нем самые волнующие моменты.
Проверяем. Дети зачитывают выдержки и в каждом отрывке выделяем слова, которые особенно подчеркивают напряженность ситуации (Например, морское чудовище, бледный, как полотно и т.д.).
Обратите внимание какие емкие слова подобрал писатель. Именно благодаря этим словам мы понимаем опасность ситуации.
Напряженные моменты в произведении автор может передать по-разному: словами, знаками препинания. Но не только… В этом произведении Толстой передает волнение с помощью тишины, напряженной тишины.
Где она звучит в этом произведении? Маленькая подсказка – таких моментов два.
Дети ищут и зачитывают. (Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь смотрел на детей… Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет…)
Встаньте. Попробуем послушать тишину. Что вы чувствуете? (покой) А теперь представьте тишину перед опасностью. Что почувствовали? Именно это ощущали герои произведения. Послушайте тишину перед появлением чего-то приятного. Что ощутили сейчас?
Какой оказывается может быть разной тишина! Вам понравился этот прием передачи настроения? Можете использовать его, когда будете писать сочинения.
5. Кто герои этого произведения?
Поработаем в группах. 1 – готовит рассказ об артиллеристе, 2 – мальчики, 3 – матросы. Распределите роли в группе (старший, секретарь, 2 выступающих – один говорит о чертах характера героя, другой зачитывает соответствующие отрывки из произведения).
Проверяем. Артиллерист – мужественный, решительный, находчивый, любящий своего сына. Мальчики – азартные, безрассудные. Матросы – одни растерянные, другие настоящие члены команды – тут же бросились на помощь.
Кто главный герой произведения? Почему?
Может быть вам захотелось задать какие-то вопросы по содержанию этого произведения? (Например, легко ли было артиллеристу принять такое решение)
6. Каков жанр этого произведения? Докажите.
Рассказ – это небольшое художественное повествовательное произведение о каком-либо событии в жизни героя. Любое художественное произведение создается для того, чтобы задеть какие-то наши чувства. О чем заставил задуматься этот рассказ вас?
Дома приготовите выразительное чтение отрывка из этого рассказа.